Семинар для педагогов «Активизация сотрудничества детского сада и семьи»


Семинар для педагогов
«Активизация сотрудничества детского сада и семьи»
Подготовила методист Бурибаева Т.М.
«Самое главное и ценное в жизни - это семья.
Сначала та, в которой ты рождаешься, а затем та, которую создаешь сам.
Семья - это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день,
дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье,
чтоб он их оберегал и защищал...»
Тема семинара «Активизация сотрудничества детского сада и семьи»
цель: совершенствовать знания педагогов по работе с родителями.
задачи:
- познакомить педагогов с современным дошкольным образованием за рубежом;
- расширить и углубить знания нетрадиционными формами работы проведения
родительских собраний;
- обобщить знания педагогов о понятиях «форма» и «метод» в работе с родителями
и применить на практике.

План семинара:
Регистрация участников семинара
Ритуал приветствия «Приветствуем своих» - Панфилова Ю.В. педагог – психолог
«Современное дошкольное образование за рубежом» презентация – выступление Панфилова Ю.В. педагог психолог
«Активизация сотрудничества детского сада и семьи» презентация – выступление методиста Бурибаевой Т.М.
Практическое задание для участников семинара (составить и провести нетрадиционную форму родительского собрания)
Рефлексия (педагоги отвечают на вопросы по теме семинара)
Ход семинара:
Всем педагогам было предложено зарегистрироваться в листе регистрации.
Педагог-психолог поприветствует всех присутствующих, объявляет тему семинара и предлагает в начале провести ритуал приветствия «Приветствуем своих». Все участники были разделены на 3 команды, для этого все получили листы, на которых были написаны название команд «Китайцы», «Европейцы», «Африканцы». Задача играющих найти и поприветствовать своих. «Китайцы» - кланяются друг другу; «Европейцы» - здороваются за руку; «Африканцы» - встречаются друг с другом носиками. Рассаживаются за столами.
Презентация:
«Современное дошкольное образование за рубежом»
1слайд Уважаемые, коллеги, система дошкольного воспитания имеет право на существование благодаря потребности родителей.
2 слайд Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и обучения.
О ней заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица.
3слайд Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, садики с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки.
Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и обучения.
Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт, с которым мы сегодня хотим вас познакомить. Воспринимая информацию, предлагаем вам определить, на ваш взгляд, в какой из стран наиболее включены родители в процесс дошкольного воспитания. И первая страна, о которой мы расскажем Болгария.
4 слайд Система общественного дошкольного воспитания в Болгарии была сформирована после второй мировой войны. К ней принадлежат детские сады (полного дня, круглогодичные, сезонные, круглосуточные), ясли, ясли-сады с дневным и полудневным пребыванием детей (сады при школах). Дошкольные заведения посещают почти все дети.
5 слайд Существует государственная программа воспитания детей дошкольного возраста. Значительное внимание в дошкольных заведениях сосредоточивают на физическом воспитании (спортивные праздники, плавание, закаливание). На современном этапе длится реформирование общественного дошкольного воспитания, как и всей системы народного образования.
6 слайд Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей из небогатых семей. В настоящее время они трансформировались в современные типы дошкольных заведений, которые обеспечивают дифференцированный подход к воспитанию детей. Дошкольных заведений в стране недостаточно для обеспечения досмотром всех детей к вступлению в школу, учеба в которой начинается с 5-ти лет. Основными их типами являются муниципальные и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей».
7слайд Муниципальные дневные ясли открывают местные органы власти для детей в возрасте от нескольких месяцев до 4-х – 5-ти лет. Работают они на протяжении года с 8 до 18-ти часов и предназначены для воспитания детей, родители которых имеют не высокий уровень доходов.
Частные дневные ясли создают разные частные лица, организации,
благотворительные общества, религиозные организации: церковно-общинные дневные ясли;
ясли, которые открывают для детей своих работников фабрики, компании, корпорации, банки; коммерческие ясли; кооперативные ясли;
ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. Их целью является предоставление матерям, которые имеют маленьких детей, несколько часов свободного времени в день.
В стране есть много частных воспитателей, которые по желанию
родителей работают с детьми в возрасте от рождения до 5-ти лет в течение всего рабочего дня.
8 слайд Самым распространенным типом дошкольных заведений являются игровые группы, объединенные в Ассоциацию дошкольных игровых групп. Финансируются они частично из государственного бюджета, за счет благотворительных взносов, а больше всего — родителями детей. В них воспитывается до 70 % детей в возрасте 2–3 лет. Группы насчитывают от 6 до 40 детей, работают 2–3 часа от двух до пяти дней в неделю. Руководители игровых групп (часто ими являются матери воспитанников группы) обязательно должны иметь специальную психолого-педагогическую подготовку.
9 слайд Разнообразие типов дошкольных заведений и программ отображает особенность концепции дошкольного воспитания в Великобритании: ребенок является активным субъектом, познающим окружающую среду. Программы воспитания и учебы детей направлены на целостное виденье личности ребенка, ориентируют на использование мотивационных факторов к учебе, развитие инициативы.
В дошкольных заведениях на одного взрослого приходится не более трех малышей и пяти детей от 3-х до 5-ти лет. Для облегчения адаптации к детскому садику ребенок в первые дни посещает его вместе с мамой.
10 слайд Самыми распространенными типами заведений общественного дошкольного воспитания Дании являются дневные ясли, садики, ясли-садики, игровые площадки и круглосуточные дошкольные заведения, предназначенные для воспитания и лечения детей с проблемами физического и психического развития, предоставления им психолого-педагогической помощи и осуществления коррекции изъянов.
11 слайд Педагогический персонал получает трехлетнюю подготовку по психологии, физиологии, педагогики. Каждый пятый работник датских дошкольных заведений является мужчиной. В Дании находится центр Международной Монтессори - ассоциации.
12 слайд Детские сады в Израиле находятся на содержании муниципалитетов, религиозных и женских организаций. Работают круглогодично, за исключением небольших каникул в августе. Действуют платные частные сады и группы по 5–10 детей раннего (с 3-х месяцев) и дошкольного возраста. Открывать частные детские сады разрешено лишь специалистам с педагогическим образованием. Как и муниципальные, частные детские сады контролируются Министерством образования.
13 слайд Все дети обязательно должны посещать старшую группу в детском саду, которая бесплатно готовит их к школе. Они овладевают разными видами художественной деятельности, слушают рассказы и сказки, учатся читать и считать, работают на компьютере, знакомятся с народными традициями.
14 слайд Дошкольные заведения в Китае очень большие (270 воспитанников и 60 педагогов и обслуживающего персонала). Группы насчитывают 25–26 детей преимущественно дневного пребывания,
5 % групп дошкольных заведений – круглосуточные, из которых родители забирают детей в среду и субботу.
15 слайд Воспитатели и их помощники должны быть разного возраста, уметь четко организовывать поведение детей, не предоставлять много время на свободную деятельность, воспитывать привычку к порядку, прививать навыки коллективной жизни, избегая наказаний, воспитывать трудолюбие, настойчивость, ответственность перед родителями, воспитателями и страной. Патриотическое воспитание является основой учебно-воспитательного процесса. Значительное внимание уделяется развитию музыкальных способностей.
16,17,18 слайд Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии являются одними из самых давних. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.
Воспитатель должен быть способным к систематическим и длительным
наблюдениям, анализу результатов педагогической деятельности,
прогнозированию.
19 слайд Систему дошкольного воспитания в Польше образуют детские сады, ясли-садики с полным (города) и неполным (сельская местность) днем пребывания детей. Действуют также круглосуточные двухнедельные ясли-сады и временные детские сады типа семейных микросадов, расположенных в квартирах многоквартирных домов.
20, 21, 22 слайд США. На развитие американской системы дошкольного воспитания повлияла реализация программы «Хад Старт» (1965), которая предусматривала увеличение ассигнований на создание дошкольных заведений (прежде всего для детей из малообеспеченных семей).
В настоящее время в США посещение дошкольных учебных заведений является нормой подготовки к школе.
Потребности семей повлекли за собой формирования разнообразных
типов заведений дошкольного образования.
Помещение групповой комнаты, как правило, разделенное на зоны
(уголки) для организации разных видов деятельности: центр социодрамы
(сюжетно-ролевой игры), кукольного театра, искусства, кулинарии, научно
математический центр, уголок строительства и конструирования и тому
подобное. Это создает условия для самостоятельной работы детей по их
желаниям.
23, 24 слайд В Турции в известной мере на дошкольное воспитание влияют
традиционные для ислама ценности многодетного семейного воспитания и роли женщины в семье. В системе общественного дошкольного образования (ясли, частные, фабричные, экспериментальные детские садики) воспитывается 10 % детей от рождения до шести лет. Однако ее материальная, научно методическая базы нуждаются в существенном улучшении.
25 слайд Дошкольные заведения в Финляндии существуют с 50-х гг. XIX столетия. Определенное время они работали по фребелевской системе. В поисках рациональных моделей работы дошкольных заведений апробировались американская, шведская системы и система Монтессори.
Общественное дошкольное воспитание в Финляндии осуществляется в тесной связи с семьей. Каждый третий ребенок до 3-х лет и почти все дети дошкольного возраста (за год до школы) воспитываются в заведениях системы дошкольного образования. Родители имеют широкие возможности относительно непосредственного участия в работе дошкольных заведений. Количество детей в группах имеет четкие ограничения: в возрасте до года – не больше 6-ти детей, от года до 2-х лет – не больше 12-ти, после 3-х лет – не больше 20-ти воспитанников.
26,27,28 слайд По количеству детей, вовлеченных в систему общественного дошкольного воспитания (история достигает до 200 лет), Франция занимает одно из первых мест в мире. Ее дошкольная педагогика вобрала лучшие теории воспитания отечественных и зарубежных педагогов.
Основными типами дошкольных заведений, в которых воспитывают детей от 2-х до 6-ти лет, являются материнские школы, классы для малышей при начальных школах, детские сады.
29 слайд Дошкольные заведения Швейцарии (детские сады или детские школы) предназначены для воспитания детей 4–6-ти лет. Кроме государственных, существует много частных дошкольных заведений, которые в течение пяти дней в неделю работают по несколько часов в день и размещаются преимущественно в одноэтажных коттеджах с площадками для прогулок и занятий физической культурой. Исторически сложились две концепции воспитания детей дошкольного возраста: в немецкой части страны концепция основана на идеях Ф. Фребеля, в романской — женевского направления и типа «Монтессори».
30 слайд Японская система воспитания сориентирована на раннее выявление задатков и естественное развитие способностей. Группы в детских садах достаточно многочисленны — в среднем по 40 детей. Воспитательная среда бережно, со вкусом организована.
Дети участвуют в создании уюта и красоты помещения: они выращивают и аранжируют цветы, конструируют, изготовляют панно и гобелены и тому подобное.
31 слайд Основой воспитания являются национальные ценности японского народа, которые сказываются даже в организации индивидуального питания. Педагог не делает детям замечаний.
32 слайд Какими бы своеобразными, оригинальными не были национальные системы образования и воспитания детей дошкольного возраста, все они имеют в своей основе универсальные принципы, представляют единственную и целостную систему дошкольного воспитания и обучения как обще цивилизационный феномен.
Презентация:
«Активизация сотрудничества детского сада и семьи»
Слайд 2
Семья́- организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семью отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни её старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно разнообразен. Существует множество критериев, признаков на основании которых можно классифицировать или группировать семьи. В одном из источников около 15. На схеме отмечены варианты с которыми мы с вами сталкиваемся чаще всего.
Слайд 3
Например: (работа с аудиторией Вопрос-ответ)
по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная, многодетная;
по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
по семейному быту, укладу: семья - «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка; семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (сельские районы);
по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно - потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.; семьи с промежуточным типом потребления;
по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Слайд 4
Рассуждая о семье, нельзя не сказать о родителях. В толковом словаре русского языка даётся такое понятие слову «родители».
Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям).
Родители обязаны создать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка; воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем.
Слайд5
Родители несут ответственность за своих детей, причем не только моральную, но и правовую. Права детей и ответственность родителей за их воспитание закреплена законодательно:
Конвенция о правах ребенка
Конституция Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка»
Закон Республики Казахстан «Об образовании»
Закон Республики Казахстан «О браке (супружестве и семье)»
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.
За невыполнение или не надлежащее выполнение родителями своих обязанностей по отношению к детям может повлечь за собой административные штрафы, или даже лишение родительских прав.
Слайд6
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.(младенец, ребенок, подросток, молодожен, родитель, прародитель)
Семья для взрослого человека является источником удовлетворения ряда его потребностей, а также малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования.
Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья – это базисная основа первичной социализации личности. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Слайд 7
Анатолий Ввикторович Мудрик (профес.,докт. Пед наук) выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем, школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, т.к. именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери). Так как мать, обычно, одинаково относится к детям обоего пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
В-четвертых, семья имеет важное; значение в овладении человекомсоциальными нормами.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.
Первичная социализация служит соединительным звеном между «малым миром» ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.
Семья - колыбель духовного рождения человека«… это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
При этом, и Родитель взрослеет вместе со своим ребенком: вместе с ним делает первые шаги и учится говорить, вместе с ним переживает непростой переходный возраст, ищет друга и ждет первую любовь.
Слайд 9
«Малый родительский возраст» часто является одной из причин проблем в общении и непонимания, которые возникают между родителем и его ребенком. Низкий уровень взаимоотношений внутри семьи, снижение авторитета взрослых, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействует на характер внутрисемейных педагогических отношений.
Слайд 10
И поэтому все более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей и все яснее становится необходимость такой помощи родителям со стороны профессиональных педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов,возникает необходимость повышения психолого-педагогической компетентности (а не просто грамотности) родителей и активизации их воспитательного потенциала.
Спектр форм и методов работы, используемых во взаимодействии с родителями разнообразен. Прежде чем мы будем о них говорить, давайте вспомним определение данных понятий (поскольку довольно часто их путают).
Слайд 11 Итак,
Метод (от греч.Methodos) – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Слайд 12
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы делятся на
активные и пассивные
групповые и индивидуальные
традиционные и нетрадиционные
А теперь я предлагаю назвать формы проведения родительских собраний и показать одну из предложенных форм (педагоги обсуждают в подгруппах)
Обсуждение 3 мин- практическая часть семинара- после обсуждения в группах педагоги показывают одну из выбранных форм проведения род. собрания
Участникам было предложено:
«Педагогическая лаборатория»
«Читательская конференция»
«Мастер класс»
А сейчас я предлагаю вам посмотреть результаты педагогического и психологического анкетирования-как одного из методов работы с родителями.
Слайды 15-19- методист
Слайды 20-24- психолог
Педагоги заполняют листы рефлексии, пишут свое мнение о семинаре и делятся впечатлениями и прощаются.
Рефлексия
Тема семенара : дата_____________
Ф.И.О._______________________ группа______
1. Какую полезную информацию вы получили для своей дальнейшей работы?
________________________________________________________________________________________
2.Где и как вы можете применить полученные знания данного семенара?
________________________________________________________________________________________
3.Какая нетрадиционная форма работы с родителями привлекла ваше внимание?
________________________________________________________________________________________
4.Напишите на какие темы вы хотели бы поучавствовать на следующем семенаре.
_______________________________________________________________________________________