Доклад на научную конференцию для начальных классов на тему Влияние веса портфеля на здоровье ученика


ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение………………………………………………………………..3
1.Правильный портфель………………………………………………5
1.1 Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля……………………………………………………….5
1.2. Как правильно выбрать портфель………………………………6
2.Исследование веса портфеля современного школьника (на примере 3 «А» класса МБОУ СОШ № 100 г.о. Самара)……………………………11
2.1. Исследование фактического веса портфелей
учеников 3 «А» класса…………………………………………….11
2.2.Анкетирование учеников 3 «А» класса………………………...13
3.Основные рекомендации по снижению тяжести портфеля……14
Заключение………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………….17
Приложение ………………………………………………….……..18
ВВЕДЕНИЕ
По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей.
30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста.
Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
Изучая тему «Килограмм» мы выполняли практическую работу: измеряли массу собственного портфеля, и очень заинтересовались, почему масса ученических рюкзаков такая разная – от 2 до 4 кг. Учитель предложил нам исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям.
Современные школьники все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами...
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в  детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.
Вот почему мы считаем тему исследования «Влияние веса портфеля на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.
Цель работы:
Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
Задачи:
Изучить теоретический материал по данной теме.
Измерить вес школьных портфелей, вес школьных учебников (на примере 3 класса «А»МБОУ СОШ № 100 г.о. Самара), установить соответствие весов санитарным нормам для школьников.
Изучить мнение учеников о своих школьных сумках.
Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.
Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Предмет исследования: школьный портфель учеников 3 «А»класса
Объект исследования: ученики 3 класса «А» МБОУ СОШ № 100 г.о.Самара
Гипотеза: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью, но многие школьники этого не понимают
1. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
• 1–4-х классов – 300г;
• 5–6-х классов – 400г;
• 7–8-х классов – 500г;
• 10–11-х классов – 600г.
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг3-4 классы 2,5 кг5-6 классы 3 кг7-8 классы 3,5 кг9-11 классы 3,5-4 кгКроме того, считается, чтовес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.
1.2. Как правильно выбрать портфель
Какой выбрать ранец? К нему в полной мере относится требование прочности и простоты в использовании. Ранец предстоит носить три-четыре года - на нем отлично можно кататься с ледяной горки, играть им в футбол и в "собачки", пинать в случае неудачи, набивать под завязку учебниками и тетрадями, невзирая ни на какие санитарные нормы. Поэтому смотрим, чтобы он был прочнее прочного! Прочными должны быть и ручки - если они прострочены, то не порвутся.Позвоночник первоклассника быстро искривится неправильно распределенной по нему нагрузкой в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, да еще сменкой и физкультурной формой. Поэтому на хорошем ранце лучше не экономить. И переходить на модные мягкие рюкзаки раньше четвертого класса не стоит. Даже в том случае, когда ребенок очень настойчиво просит купить именно рюкзак, а не ранец, убедите его в том, что это невозможно, потому что очень вредно.У ранца должна быть плоской и достаточной мягкой та сторона, которая прилегает к спине - лучше из поролона или гибкого пластика. Выпускают ранцы и со специальной ортопедической спинкой.Крепления лучше металлические, а если из пластика - то прочного, чтобы могли выдержать частую подгонку под нужный размер. Лучше выбрать ранец из такого материала, который не растрескается от мороза и механических воздействий. Поэтому не покупайте вещь из пленки и кожзаменителя. Из недорогих и прочных материалов хороша плотная синтетика или пропитанная джинсовая ткань. Разумеется, вне конкуренции - кожаные. И постарайтесь найти нарядный ранец, который понравится школьнику.Даже в хороший ранец с ортопедической спинкой врачи запрещают класть вес, больший, чем 10 % от веса самого школьника. А по мнению ортопедов - и того меньше, не более чем 1 килограмм 200 граммов. Если ранец весит больше, то, как считают медики, это ведет к искривлению позвоночника и нарушению осанки, болям в пояснице и ухудшению деятельности опорно-двигательного аппарата. Однако на практике дети вынуждены носить за спиной совершенно неподъемные тяжести! Поэтому выбирайте ранец самый легкий, какой найдете, пусть хотя бы он не создает дополнительной нагрузки на позвоночник.Какие еще есть требования к ранцу?Он должен плотно прилегать к спине, не давить на бедра, иметь мягкие ремни шириной минимум 4 сантиметра, регулируемые по длине. Это обязательные требования. И желательно иметь на ранце светоотражающие элементы для большей безопасности на дороге.Некоторые ранцы имеют специальное окошечко, куда можно вставить карточку с именем ребенка и его классом. Предполагается, что растеряшка-первоклассник забудет ранец где-то, и данные на карточке помогут найти владельца. Однако нельзя не предупредить, что крайне опасно, если ребенок появляется на улице с табличкой, называющей его имя. Конечно, если вы стопроцентно уверены, что никогда, ни при каких обстоятельствах он не окажется на улице с ранцем без сопровождения взрослого, - дело другое. Но если такой уверенности нет, лучше не рисковать. Вы же не хотите, чтобы неизвестно кто мог окликнуть вашего малыша по имени и представиться его знакомым или знакомым его родителей? С неизвестными последствиями. Бережёного, как говорится, Бог бережет. Лучше мы рискнем потерей ранца, чем ребенка
"Правильный рюкзак" оснащен ортопедической задней стенкой с плотными вставками, широкими лямками, у него эргономичная спинка, соответствующая линии позвоночника с прокладкой из сетчатой ткани — чтобы ребенок не потел. Желательна алюминиевая рама внутри спинки, сохраняющая форму рюкзака и светоотражающие полоски — они обеспечат ребенку безопасность в темноте.
В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы — как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей.
Считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса школьника. Специалисты Института возрастной физиологии РАО называют похожие цифры. Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11—13 лет безопасным считается переносить три килограмма.
Заместитель руководителя Испытательного центра издательской продукции Научного центра здоровья детей РАМН Алла Додонова советует родителям отказаться от покупки тяжелых портфелей с многочисленными карманами и молниями, а также заменить тяжелые пеналы на более легкие. Что касается печати, то абсолютно запрещен цветной или серый фон в прописях для участков, предназначенных для письма. Образцы букв изображаются сплошными или пунктирными линиями, но ни в коем случае не точками.
- Для детей очень важно равномерное распределение тяжести на спину и плечи. Поэтому для младших школьников совершенно не подходят сумки, которые носят через плечо, — говорит хирург-ортопед Михаил Козлов. — Детям до 15 лет лучше покупать ортопедические рюкзаки. А ношение тяжестей может вызвать раннюю остановку роста.
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
-С двумя широкими лямками, ношение сумки через плечо исключается.
-Дно портфеля должно располагаться на 5 см ниже поясницы школьника.
- Легким - содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.
- Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой. Если ранец не удовлетворяет этим требованиям, синяки и шишки на спине от болтающегося портфеля вашему ребенку обеспечены.
- Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.
- Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.
- Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам.- Иметь удобную крепкую ручку. Именно за нее ваш ребенок будет таскать ранец по школе.
- Прочным. Вынести школьному портфелю предстоит немало: на нем будут сидеть в коридорах на перемене, кататься с горки зимой после школы, его будут кидать и пинать вместо мяча, наконец, просто бросать где попало.
- Изготовлен из легко моющегося материала. Ведь после всех описанных выше испытаний он быстро станет грязным, даже очень грязным.
- Иметь много кармашков и отделений. Тогда каждой мелочи в хозяйстве ученика найдется место, ручки не будут теряться, тетради и учебники мяться, а яблочко можно будет положить отдельно от сменной обуви.
- Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках. Учитывая то, что по дороге в школу и из школы многим детям приходится переходить улицы с оживленным движением, это очень важно.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ
СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
(НА ПРИМЕРЕ 3 «А» класса МБОУ СОШ № 100 г.о.Самара)
2.1. Исследование фактического веса портфелей учеников 3 «А» класса
Мы исследовали фактический вес портфелей учеников 3 «А» класса
Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 3 «А» класса в тот учебный день недели, когда у нас 6 уроков(в среду).
Во-вторых, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 3 «А» класса, исходя из веса тела и сведениях о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника.
Таким образом, по данным таблицы видно, что только у одного ученика 3 «А» класса портфель не превышает норму. У остальных (1 человек не принимал участие в замерах) вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.
Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 3 «А» класса
Фамилия, имя ученика Вес ученики, кг. Вес правильного портфеля, кг. Максималь-ныйфакти-ческий. вес портфеля, кг. Вывод.
Акулинина Елизавета 30 3,0 3,7 Тяжелый
Аничков Александр 32,4 3,2 3,4 Тяжелый
Бастина Валерия 31,4 3,1 3,0 Норма
Белякова Виктория 32,7 3,2 3,5 Тяжелый
Болтут Богдан 20,0 2,0 3,5 Слишком тяжелый
ВалиулловаАделина25,3 2,5 3,5 Слишком тяжелый
Гостюжев Артем 24,5 2,4 5,6 Слишком тяжелый
Жукова Анастасия 26,0 2,6 2,6 Норма
Зюбина Анна 30,5 3,0 3,7 Слишком тяжелый
Иванов Антон 31,3 3,1 5,2 Слишком тяжелый
Касаткин Вадим 27,6 2,7 3,2 Тяжелый
Корольков Федор 43,7 4,3 3,3 Норма
Лукьянов Максим 35,0 3,5 4,0 Тяжелый
Матвеев Артем 34,0 3,4 4,3 Слишком
тяжелый
Мехтиева Сабина 41,2 4,1 5,3 Слишком тяжёлый
Мужиков Никита 32,4 3,2 3,5 Тяжелый
Мульнючкин Владлен 37,0 3,7 3,7 Норма
Овечкин Никита 30,3 3,0 3,8 Тяжелый
Пензин Максим 47,5 4,7 4,0 Норма
Сафонов Константин 31,0 3,1 4,9 Слишком тяжелый
Семенов Андрей 22,5 2,2 3,4 Слишком тяжелый
Сухоруков Иван 25,4 2,5 4,3 Слишком тяжелый
Сыресин Данила 26,2 2,6 3,5 Тяжёлый
Сысоева Екатерина 36,1 3,6 3,5 Норма
Уханова Софья 24 2,4 3,2 Тяжелый
Шашкова Маргарита 23,7 2,3 3,5 Слишком тяжелый
Щипалкин Никита 38,7 3,8 4,7 Тяжелый
Юдаков Константин 32,3 3,2 3,0 Норма
Юдин Артем 32,3 3,2 5,0 Слишком тяжелый
Луговая Дарья 33,9 3,4 3,5 Тяжелый
По результатам взвешивания мы определили, что вес реального портфеля соответствует норме только у 7 человек-это 23% учеников, у 11 человек вес реального портфеля превышает вес идеального не более, чем на 1 килограмм-это 37% учеников, а у 12 человек вес реального портфеля превышает санитарные нормы более, чем 1 килограмм-это 40% учеников класса.
2.2.Анкетирование учеников 3 «А» класса.
Мы решили узнать, как появился портфель у моих одноклассников, как он выглядит, тяжелый ли он и составили анкету.
По результатам опроса больше 80% учеников ответили, что их портфель тяжелый, но им нравится, что он красивый и модный. Около 70% ответили, что замечают, как меняется поза у школьников, когда они надевают портфель.60% опрошенных ответили, что хотя им нравится своя школьная сумка, они ощущают дискомфорт при ее ношении.
Из результатов опроса мы можем сделать вывод, что ученики при выборе портфеля обращают внимание на красоту и стиль своего портфеля, а не на его практичность. Но, поносив недолго свой красивый портфель, они начинают испытывать неудобства
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
В качестве третьего этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 3 «А» класса 30 учеников.
Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.
Вот какие рекомендации дали ученики 3 «А» класса:
Оставлять все учебники в школе
Сделать в школе меньше предметов
Не брать пенал
Не носить все школьные принадлежности.
Ежедневно проверять ранцы и вынимать из него все ненужные предметы.
Договариваться с соседом по парте и носить некоторые учебники по очереди
Оставлять всё необходимое для изобразительного искусства, технологии, физической культуре в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ШкольныйрюкзакЛарисаЗубаненкоВ свой школьный рюкзак положил я тетради,Учебника – три и альбом – рисовать,Краски медовые акварельные,Две кисточки беличьи и пастель,Тряпочку, баночку и клеёнку,Клей-карандаш и обложки зелёные,Линейку, точилку, фломастеры, ластик,Две ручки, пенал (а куда же всё класть?),Простой карандаш и подставку для книг...Ой, чуть не забыл, и, конечно, дневник,Блокнот для заметок, закладки-тесёмочки,Ножницы, скотч в прозрачной коробочке,Сменную обувь, спортивный костюм,Футболку и кеды... нет, их не возьму,Картинки-наклейки (друзьям показать),Две новых машинки (чуть-чуть поиграть).Ещё положил я платок носовой,Ключи, телефон и бутылку с водой,Один бутерброд не мешало бы взять,Сегодня уроков у нас будет пять…Готов мой рюкзак. Можно в школу идти.Ох... кто бы помог мне его поднести?
Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.
Чтобы помочь родителям и детям в дальнейшем приобретении правильной учебной сумки, мы подготовили рекомендации и раздали их родителям на собрании.
Наша гипотеза подтвердилась: действительно, школьный портфель часто вредит здоровью владельца. До нашего исследования многие мои одноклассники не понимали опасности, которую наносит портфель. После взвешивания и обсуждения темы ученики нашего класса стали более внимательны к своим школьным сумкам: ежедневно перебирают их, вынимают всё лишнее. Также на классном часе было принято решение не носить альбом для рисования, а оставлять его в школе.
Список литературы:
« Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.
«Здоровье детей России» А.М.Баранов – М. 20001.
А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.
«Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007
Санитарные правила и нормы « Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»
Санитарные правила и нормы « Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования»
Анкета для учащихся.
1. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе!