Консультация для воспитателей на тему: «Проектная деятельность в дошкольном учреждении»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 242 комбинированного вида»
Приволжского района г. Казани
Консультация для воспитателей на тему:
«Проектная деятельность в дошкольном учреждении»
Составитель:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Савельева Светлана Владимировна
Казань 2014 год
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:−частичная интеграция;−полная интеграция;
метод проектов:−форма организации образовательного пространства;−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для сам. выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапыпроекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.2. Вживание в игровую ситуацию.3. Принятие задачи.4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
«Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
«Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;
Семинары-практикумы:
«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
«Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
«Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
«Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
«Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
«Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
«Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
«Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
«Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
«Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
«Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
формирование эмоциональной заинтересованности;
знакомство с предметами и действиями с ними;
развитие мышления и воображения;
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
осознание поставленной цели;
овладение различными способами решения поставленных задач;
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
овладение различными видами худ. деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).
Тематика блока Название проекта Продукт детской деятельности
Наследие «Эхо столетий» «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
«Защитники Отечества» Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)Театрализованное представление «Богатыри земли русской»
«Здравствуй, Пушкин!» Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».Дидактические игры«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»Макет «У Лукоморья»Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» «Семейное древо»Альбом рисунков «Моя семья»Выставка семейных реликвий.
«Я в мире людей» Проекты в детском саду:1) «Мои друзья»2) «У нас в Нескучном саду»3) «День защиты детей»4) «Сказки о любви»5) «Весёлый этикет» Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)Театральные этюды, выпуск газет и журналовПроект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.Карнавал. Разработка детского кодекса.Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».Школа «Маркиза этикета»
«Мир вокруг нас» «Четыре стихии»«Времена года»«Мир животных и птиц»«Уральские самоцветы» Картотека опытов.Составление коллажейДетская книга «Это опасная стихия»Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельностьКоллаж, детская книга «Легенда о камнях»
«Весёлая астрономия»«Жалобная книга природы»«В стране чисел и фигур»«Полезные вещи»«От кареты до ракеты» Викторина «Через тернии к звёздам»Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».Сочинение «Звёздных сказок».Сочинение сказок от имени природных объектов.«Лесная газета».Выпуск журнала «Экологический светофор города»Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.Математическое шоу «Алиса в стране математики».Энциклопедия «Из истории вещей»«Приключения вещей» - сочинение сказок об обычных вещах.Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.Детские проспекты по видам техники (транспорт).«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).
«Ты и твоё здоровье» «Я и моё тело»«Окошки в мир. Органы чувств»«Твоё питание и здоровье»«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)«Живительные силы»«Про витамины и здоровье»«Как мы дышим» (приключение Кислородинки) Дневник «Я расту»Проект «Страна Айболития»«Польза и вред» (проекты по органам чувств)Мини проекты «Для чего нужна пища?»Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»Планшет «Вред-польза»«За чистый воздух» (плакат)Детская книга закаливания
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.Настольно-печатная игра «Моя квартира».
Социальное развитие Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.Права и обязанности в семье.Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».
Речь и речевое общение Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мир, в котором мы живём Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».
Природа Коллажи «Домашние любимцы».Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
Начала грамоты Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»
Конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Худ. литература Пословицы и поговорки о семье.Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».
ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».Выпуск семейных газет.Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)Выставки «Семейное хобби».
Театр Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».Совместное посещение семьями театров.
Алгоритм разработки проекта
Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы
Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Наблюдение. Консультации.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Типы проектной деятельности
Исследовательская
Творческая
Нормотворческая
В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.
Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
В работе над нормотворческими проектами инициировать обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм.
Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать её основные смыслы и выражать их в образной форме.
Я хочу подробнее остановиться на разработке нормотворческого проекта.
Работая в детском саду и наблюдая за детьми: их общением друг с другом, отношениями. Я пришла к выводу, что многих конфликтных ситуаций в любых видах деятельности можно было бы избежать, если бы изначально в группе существовала определённая база правил, которая распространялась на различные виды деятельности ребёнка. Поэтому меня заинтересовала необычная тема: “использование нормотворчества для выстраивания взаимодействия в игре, на занятиях, в быту”. А именно введение определённых норм, правил через творческую деятельность детей.
Знакомство ребят с темой нормотворчества я начала в средней группе с того, что рассказала им о существовании в нашей жизни определённых правил, а так же о том, что некоторые правила для удобства обозначают в виде “знаков” правил.
Вспомните, пожалуйста, где в жизни мы встречаемся со “знаками” правилами? (в общественных местах, на дорогах, на улице, на одежде)
Итак, что же такое нормотворчество? Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость той или иной нормы.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребёнка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы — нормотворческие.
Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновениями детских инициатив, при котором каждый ребёнок настаивает на своём варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. При этом педагог берёт на себя ответственность за соблюдения правила, выбранного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы. На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встретиться всего несколько раз — такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.
На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, либо приводят пример с помощью короткого рассказа. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.
На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могу рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря её проживанию в воображаемом плане.
На четвёртом этапе педагог просит детей встать в круг и поочереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создаётся обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
На пятом этапе педагог предлагает подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребёнок высказывает своё мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из положений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем.
На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребёнка предоставлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный “знак” правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап связан с выполнением “знака” правила и выставление его на видное место.
В некоторых ситуациях можно объединить между собой с 3 по 6 этап, разделив лист бумаги на две части линией и попросить с левой стороны нарисовать сложившуюся ситуацию, а с правой нарисовать правильные действия в данной ситуации. И затем, встав в круг обсудить нарисованное вместе с детьми.
А сейчас я вам хочу предложить оказаться на месте детей на занятии по нормотворчеству. Послушайте, пожалуйста, вот такую ситуацию. “день у Марии Ивановны как-то не задался с самого утра. Сначала неприятности в семье, по дороге на работу в автобусе накричал кондуктор, в группе Алёша разбил любимую вазу, а света сломала дорогую игрушку. А тут ещё забегает взъерошенный воспитатель из соседней группы и с порога начинает кричать, что вчера Мария Ивановна брала вечером ключ от музыкального зала и не положила его на место. В итоге, между сотрудницами произошёл конфликт, появилась обида, ну а день у Марии Ивановны был испорчен окончательно”.
И сейчас я вам предлагаю, дорогие коллеги, придумать “знак” правило на сложившуюся конфликтную ситуацию между сотрудницами. А именно, как нужно было вести себя Марии Ивановне в данной ситуации. Для этого возьмите листочки, они разделены пополам линией, и с левой стороны схематично изобразите услышанную ситуацию. Теперь встаньте, пожалуйста, в круг и расскажите, что вы нарисовали. Скажите, что чувствовала Мария Ивановна в то утро, что чувствовали обе женщины во время конфликта. Давайте подумаем, как должна была поступить Мария Ивановна, когда услышала недовольство со стороны сотрудницы. Зарисуйте теперь это схематично. Давайте снова встанем в круг и вы объясните, что нарисовали. А сейчас давайте попробуем на основе зарисовок (рисунков) придумать “знаки” правила для этой ситуации.
Вот что у нас получилось. Теперь нам остаётся выбрать наиболее удавшиеся “знаки” правила, нарисовать их красиво на карточках и положить на видное место (в данном случае на стол под стекло) . Используя такой же алгоритм в группе были придуманы “знаки” правила для различных видов деятельности. Они предоставлены на слайдах (происходит показ слайдов) . Таким образом, использование “знаков” правил в группе позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует улучшению психологического климата в группе.
ПРОЕКТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Проекты в дошкольном образовательном учреждении
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов:
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится "разбор полетов", оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).