Реферат Тьюторское сопровождение общественных управляющих в образовании
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
РЕФЕРАТ
по образовательной программе дополнительного профессионального
образования «Современный образовательный менеджмент.
Принцип государственно-общественного управления в образовании»
на тему:
«Тьюторское сопровождение общественных управляющих в образовании»
ВЫПОЛНИЛА: Джалюкова Елена Владимировна
НОМЕР ГРУППЫ: 139 ф
РЕЦЕНЗЕНТ:
Челябинск – 2015
Оглавление:
Тьюторство: история и современность3
Профессия тьютор в современной системе образования .......................8
понятия «тьютор» и «тьюторство»
Цель и задачи в работе тьютора. . 10
отличия в работе «учителя» и «тьютора»
Тьюторское сопровождение 12
Технологии тьюторского сопровождения. 13
Должностные обязанности тьютора 16
Роль тьютора в социальной жизни ребенка 20
Варианты тьюторства в образовании22
Проблемы и пути их решения24
Вывод26
Литература.. 28
Тьюторство: история и современность
В наше время меняются приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. То есть, необходимы новые педагогические технологии для достижения этих целей.
Тьюторство – такая педагогическая технология.
Что же такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы можно было услышать достаточно часто. Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления собственных идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам относится и тьюторское сопровождение.
Другая причина интереса к тьюторству состоит в том, что сегодня, когда идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные доктрины и документы об образовании, а позиция «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий, всё чаще возникает заказ на введение технологий тьюторского сопровождения в учреждениях массового образования. Но вначале необходимо обратиться к истории данной проблемы.
Истоки первой тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Как пишет Н.В. Рыбалкина, если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – всё большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор же ближайший советник студента и помощник при всех затруднениях
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах разделились свободные кафедры, лекции на факультетах и общеуниверситетские лекции, за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов.
В течение XVIII–XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней. По имеющимся данным, примерно 90% занятий в современном Оксфордском и 75% в Кембриджском университетах проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.
В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторских практик подобного рода не возникло совсем. В рамках строя русской (допетровской) культуры не было условий для возникновения университета, ценности систематической умственной работы поколений. Ко времени возникновения первого университета в России (в 1755 году – на 600 лет позже, чем в Европе), университет как институт образования оброс системой кафедр и программ изучения каждого курса.
Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей, но, если сравнивать их с тьюторами, то сразу видно, чего там не хватало: ценностей корпоративности, гражданского общества, открытого образовательного пространства – существовал только индивидуальный подход к подопечному.
В России не было городской культуры в европейском ее качестве, предполагавшей такие явления, как свободное время, независимость, место для становления Личности, для которой необходима среда, общение, беседа, обмен идеями и мнениями. Авторы книги «Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе» Эдвард и Элайн Гордон реконструируют историю педагогики через историю тьюторства, комментируют функции тьюторов в различные эпохи, показывают их значительное влияние на становление технологий и институтов образования. При этом, обсуждая исторически сложившиеся тьюторские практики, авторы не обособляют тьюторскую педагогическую позицию относительно других, не проводят жесткой демаркационной линии между тьютором, педагогом, воспитателем и т.п. Тьютором при условии ценности культуры, знания, ценности развития воспитанника (тьюторанта), может быть и гувернер, и репетитор, и домашний учитель, и королевский наставник. Можно сказать, что авторы мыслят тьюторство не как должность, а как позицию, основу любой педагогической деятельности.
Отметив особенности зарождения и дальнейшего становления тьюторства за рубежом и в России невозможно не остановиться на том процессе, который происходит в современной системе образования. Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х годов во время реформирования всей системы отечественного образования. В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов.
Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий для молодых педагогов из разных регионов прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции тьюторе. И с этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства (школа «Эврика - развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тьюторские практики в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России).
С 1996 года в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции, с 2008 года их дополнили конференции, которые проводятся в Москве под эгидой Московского педагогического государственного университета. Изначально в созданную П.Г. Щедровицким группу исследователей антропотехнических практик, в том числе тьюторства, входили учителя, философы и психологи, управленцы образованием.
А возглавила и координировала ее работу Татьяна Михайловна Ковалева - тогда директора первой в России частной школы, а ныне доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, руководитель магистерской программы по тьюторству в МПГУ, под руководством которой в разных регионах России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского сопровождения учащихся, как детей, так и взрослых.
Профессия тьютор в современной системе образования
Что бы точнее понять, кто такой тьютор, обратимся к различным источникам.
Тьютор –”tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж».
«Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil)».
«педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные консультации – тьюторские часы и регулярные тьюториалы – занятия в мини-группах, состоящих из 5-7 обучающихся. По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75% до 90%) в Оксфордском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором».
Тьютор - педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий (в российской системе образования, из глоссария ФГОС, макет ИОП «Эврика»)
Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности (из книги «Тьюторство как новая профессия в образовании» Школы «Эврика – развитие»)
Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т.М. Ковалева, д-р педагогических наук, разработчик квалификационной характеристики, президент Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская Ассоциация»).
Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ. Это могут быть массовая общеобразовательная школа, лицей, гимназия, учреждение дополнительного образования, детский сад, колледж, вуз, система повышения квалификации, семья и т.д.
Цели и задачи тьютора
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога - тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.
Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.
А отсюда, разные задачи и функции:
Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.
Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.
Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей (законных представителей).
Основная задача тьютора – научить учащегося (студента, специалиста) понимать себя и самостоятельно разрешать проблемные ситуации.
Тьютор:
организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Таким образом, тьюторство – это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Тьюторское сопровождение
Мы знаем, что под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.
В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.
Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.
В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.
Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат). Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат).
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.
Технологии тьюторского сопровождения
Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).
Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут стать технологии, вошедшие в технологические пакеты, разработанные педагогами школы «Эврика – развитие» (г.Томск):
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методики соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития);
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив).
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума».
Необходимость внедрения технологий тьюторского сопровождения учащихся в практику образовательных учреждений обусловлена следующими причинами:
технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению», «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь».
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
«Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Должностные обязанности тьютора
В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Последняя редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. №18638), изменения касаются только оформления приказа. Приказ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Должностные обязанности тьютора:
организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
координирует поиск информации обучающимися для самообразования;
сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);
совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;
содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов;
организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;
осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования;
поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона;
синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения;
способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося;
участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся и лицам, их заменяющим;
обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Тьютор должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, права, социологии;
организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Роль тьютора в социальной жизни ребенка
Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка, И.В. Карпенкова предлагает:
Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы»
Тьютор и подопечный
Тьютор:
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку
Тьютор и учитель
Тьютор обсуждает с учителем:
цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор
Тьютор и другие дети
Тьютор:
следит за тем, что происходит в детском коллективе –о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители
Тьютор:
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей
Варианты тьюторства в образовании
На сегодняшний день в России наиболее полно представлены три практики тьюторства:
тьюторство в дистанционном обучении (одной из ведущих технологий является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»);
тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов школьников (методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио);
тьюторство в открытом образовании («Дебаты», проектирование, социально-контекстное образование и др.)
Рассмотрим некоторые варианты тьюторства в образовании:
в начальной школе
Реализация программ по созданию условий для появления и реализации образовательной инициативы, развития учебной самостоятельности.
Образовательные события – место порождения и реализации образовательных инициатив.
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве класса, ступени.
Программы сопровождения детей, имеющих специальные запросы. Содержание и формы учебной работы следует изменить так, чтобы в них предусматривалась работа с проявлением и развитием личного интереса каждого ребенка.
в средней школе
Реализация программ по созданию пробно-поискового пространства в образовательной деятельности .
Составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве возрастной ступени.
Организация внеурочной деятельности в соответствии с задачами возраста.
Образовательные события – проба себя, расширение горизонтов и возможностей, выход за границы стереотипных моделей поведения, рефлексия.
Индивидуальное тьюторство.
в старшей школе
Развитие тьюторской компетенции учителей – предметников.
Тьютор профильной группы.
Тьютор – координатор составления и реализации ИОП в пространстве школы, города для группы учащихся.
Тьюторское сопровождение самостоятельной работы учащихся.
Реализация тьюторских проектов по расширению образовательного пространства школы (образовательные события, сетевые программы).
в дополнительном образовании
Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве ДО, открытом образовательном пространстве.
Программы сопровождения детей, имеющих специальные запросы.
Программы сопровождения семей.
Образовательные события как тьюторские проекты.
Образовательные программы, направленные на формирование компетенций самоопределения, целеполагания, проектирования, исследования.
Проблемы и пути их решения
Мы выяснили, что в настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» уже внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста, но почему же руководство школ не спешит вводить эту должность?
Во-первых, на сегодняшний день в стране еще нет пока дипломированных специалистов, подготовленных к работе в должности «тьютор». Первые кафедры тьюторского сопровождения появились совсем недавно, в университетах Москвы, Томска и Ижевска. Выпускники придут в школы не раньше, чем через 2-3 года.
Во-вторых, не до конца еще разработан и принят пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность тьютора.
И в-третьих, тьюторство – это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования.
Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения педагогов специалистами, понимающими и принимающими философию открытого образования, профессионально владеющими технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране тоже пока еще очень мало.
В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.
Практическое воплощение тьюторского сопровождения, несмотря на обилие научно-методического материала, тем не менее, затруднено. Это вызвано проблемами как материального, так и организационного характера. Далеко не все могут себе позволить штат тьюторов-консультантов, существующих относительно автономно и не имеющих аудиторной нагрузки.
Безусловно, весьма полезен зарубежный опыт функционирования данной деятельности, но с учетом собственного образовательного потенциала и особенностей социокультурной действительности. Чтобы тьютор стал органичным звеном в образовательном процессе, с помощью которого ученик сможет расширить свои права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов, нужны время, большая работа по научно-методическому и нормативному обеспечению его работы, а также готовность к этому всех участников образовательного процесса.
А отсюда, главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.
Вывод
Как мы видим, на сегодняшний день, тьюторство это не «блаж» отдельно взятых людей, это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Итак, зачем нам в школе нужен тьютор и что он должен делать?
Помогать школьнику и его родителям выбрать тот единственный, индивидуальный путь в образовании XXI века – эпохи Интернета, когда уже невозможно, да и не нужно «учить всех всему»
Выстроить пространство и время жизни школьника в школе таким образом, чтобы ни одна минута не пропала даром, не ушла на формальные «занятия» тем, что этому конкретному школьнику давно уже известно или, наоборот, не может быть понятно (что он ещё не готов воспринять).
Помочь школьнику освободившееся время в школе использовать для подготовки к зачётам (под наблюдением тьютора и по удобному для школьника графику подготовки и даже сдачи!), а также для чистого творчества – индивидуального или коллективного.
Помочь школьнику выбрать «дело жизни» (хотя бы на сегодняшний день).
Специалисты считают, что результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:
рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать, умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
расширение горизонтов образовательного, профессионального, социального самоопределения обучающегося.
Тьютор – главное действующее лицо новой школы
Тьютор – герой другой педагогики. Это прямой антипод традиционному педагогу, отрицающий не только конкретную технологию школоцентрированной педагогики, но и идеологию, которая обосновывает и поддерживает существование педагогического воспроизводства.
П.Г.Щедровицкий, к.ф.н., философ, методолог
Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и построения с обучающимся его индивидуальной образовательной программы.
Т.М.Ковалева, д.п.н., профессор МГПУ
Тьюторство– это одна из форм посреднического действия, с помощью которой человек строит свой собственный образ.
Б.Д.Эльконин, д.пс.н., Институт психологии РАО
Использованные источники
1. Абрамовских Н.В. Эволюция концепций профессиональной подготовки социальных педагогов [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Концепт. – 2013. – Спецвып. № 2. – Режим доступа: httр://ekoncept.ru/2013/13513.htm. 2. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Белицкая. – Волгоград : ВГПУ Перемена, 2012.
3. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева [и др.]. – Москва, Тверь : СФК - офис. – 246 с.
4. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4 [Текст] / Т.М. Ковалева. – Москва: Первое сентября, 2010.
5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно- практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002
6. Ковалёва Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» // Управление школой индивидуального образования. Томск, 2002. с. 15-19
7. 6. Муртазина, Г.Р. Тьюторство как новая практика воспитательной работы в вузе // 643spb.edusite.ru
8. Организация тьюторского сопровождения детей с овз в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях Информационный материал подготовлен Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. Москва 2011
9. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов/Отв. Ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001
10. Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности/ Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915