Информационная карта инновационного педагогического опыта по формированию коммуникативных и социальных компетенций обучающихся через социальное проектирование в дополнительном образовании
Информационная карта инновационного педагогического опыта
по формированию коммуникативных и социальных компетенций обучающихся через социальное проектирование в дополнительном образовании
Ф.И.О. Лукьянова Галина Витальевна
Учреждение Структурное подразделение Центр дополнительного образования для детей и взрослых ГБОУ СОШ №1 « Образовательный центр» » имени Героя Советского Союза М.Р. Попова ж.-д. ст. Шентала, муниципального района Шенталинский Самарской области
E-mail: lgv77751@yandex.ru
Должность с указаниемпреподаваемого предмета педагог дополнительного образования структурного подразделения Центр дополнительного образования для детей и взрослых ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» имени Героя Советского Союза М.Р. Попова ж.-д.ст. Шентала м.р. Шенталинский Самарской области
«Основы исследовательской деятельности»
Стаж работы в должности 8 лет
1.Тема инновационногопедагогического опыта(ИПО) Формирование коммуникативных и социальных компетенций обучающихся через социальное проектирование в дополнительном образовании
2.Источник изменений Источником изменения являются противоречия:
Между новыми современными требованиями, предъявляемым к таким компетенциям как коммуникативная и социальная и недостаточным их развитием у обучающихся.
Между необходимостью использовать технологию проектной деятельности в образовательном процессе и отсутствием потребности в социальном творчестве - одной из основных потребностей юного гражданина : реализуя ее, он, вырастая из семьи, с уверенностью вступает во взрослую жизнь.
Между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися и неспособностью применить их в нестандартных ситуациях.
.
3.Идея изменений Сущность опыта заключается в использовании социального проектирования, которое дает возможность ребенку определить свою гражданскую позицию, попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя или социолога, понять смысл участия в представительных органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению. Успех и благополучие молодого гражданина во многом зависит от формирования социальной компетенции – способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов.
Чтобы ученики приобрели навыки и ценности, необходимые для эффективного вовлечения в жизнь социума, тогда нужно дать им возможность познакомиться с этими навыками и ценностями на практике. Основой воспитания гражданственности является вовлечение молодежи в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом.
4.Концепция изменений Решить часть задач стоящих перед дополнительным образованием могут и должны современные образовательные технологии. В перечень рекомендованных материалами национального проекта «Образование» включена в том числе технология социального проектирования. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Базовые национальные ценности:
Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству
Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
Ключевое понятие
Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству
Создание условий для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, в сочетании методик, различных приемов и методов по формированию социальных и коммуникативных компетенций школьников, приведет к формированию следующих компонентов социального опыта школьников (Стандарт второго поколения):
-готовность к сотрудничеству;
-проявление творчества, инициативы и ответственности в реализации поставленных педагогом задач;
-выполнение общественно-значимых поручений;
-применение навыков самоорганизации и самообладания;
-управление проявлениями своих эмоций;
-проявление толерантности к окружающей действительности;
-стремление любить и ценить природу, быть защитником флоры и фауны;
-сохранение и укрепление своего здоровья;
-принятие ценности семьи, общества, школы, коллектива и стремление следовать им.
- способность отбирать и анализировать нужную информацию, адекватно оценивать обстановку в стране и в мире.Систематизация знаний по предмету «Основы исследовательской деятельности »; повышение качества образовательного процесса и мотивации; вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность; формирование способности применять знания, умения и навыки в реальной жизни; возрастание социальной активности учащихся; воспитание толерантного отношения через взаимодействие в процессе обучения.
Социальное проектирование требует кропотливой и трудоемкой работы, а порой и определенных материальных затрат. Вот почему для успешной реализации проекта исключительно важна поддержка администрации, и. прежде всего, руководителя образовательного учреждения, это может решаться только на основе сотрудничества всех педагогов коллектива ,учащихся, родителей.
5.Условия реализации изменений Эффективность образовательного процесса зависит от создания таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Большое значение имеет индивидуальный подход при обучении и воспитании. Развитию социальной и коммуникативной компетенций обучающихся способствует проектная деятельность.
Работа по реализации проекта позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников, отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
-развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
-заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
-понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям,
-забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога.
Необходимо обеспечить:
1).последовательный переход обучающихся от неосознанных взаимодействий к осознанной социальной деятельности, ориентированной на созидательные результаты совершаемых поступков и социально значимых действий;
2).целенаправленное взаимодействие детей и взрослых, условия для приобретения позитивно-рефлексивного опыта жизнедеятельности обучающихся, их самоопределения в окружающем поликультурном пространстве;
3).формирование социальных компетенций обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, специфики деятельности в процессе развития и взросления;
Реализация коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов работы (дискуссия, групповая работа, парная работа ), происходит отчёт групп. *личное самосовершенствование (умение анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности); Компетенция личностного совершенствования подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определённой жизненной ситуации. Проектные технологии можно также отнести к деятельностному подходу в обучении. На занятии: учащиеся объединяются в группы, выбирают цели, определяются задачи, пути достижения цели. Педагог выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтернативных решений т.е. осуществляет мотивационное управление (мотивация, организация, координация, консультация, контроль.)
Достичь желаемого помогло использование современных технологий (личностно-ориентированных технология, метод проектов, ИКТ- технология, технология критического мышления и др.)
Учитывая специфику детского объединения «ОИД» невозможно отказаться от исследовательской деятельности, надо дополнить содержание программы проектно- исследовательской деятельностью. Поэтому считаю необходимым активно внедрять технологию проектной деятельности в образовательный процесс, В результате у учащихся вырос уровень интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение) и самооценки учащихся. Участие в проекте способствовало развитию следующих умений:
Видеть цель и стремиться к ней
Анализировать, находить главное
Выступать перед взрослой и детской аудиторией
Отстаивать свои убеждения, отвечать на вопросы
Планировать свою работу
Беречь время
Принимать замечания и критику
При необходимости работать самостоятельно.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности:
создания у учащихся образа цельного знания;
повышения мотивации учащихся в получении дополнительныхзнаний;
изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть иобосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулироватьзадачу проекта, найти метод анализа ситуации).
Воспитательный потенциал заключается в формировании:
значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство,толерантность);
чувства ответственности и самодисциплины;
способности к методической работе и самоорганизации;
желания делать свою работу качественно.
Развивающий потенциал проектной деятельности состоит:
в выявлении исследовательских и творческих способностей личности, способностей к самоопределению и целеполаганию;
в формировании умений самостоятельно конструировать знания;
в развитии коммуникативных умений и навыков;
в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве;
в умении работать с текстами;
в формировании навыков анализа и рефлексии;
в умении представить результат своей работы.
6.Результат изменений Применение различных приемов по развитию коммуникативных и социальных компетенций позволил:
активизировать желание участвовать в различных конкурсах, фестивалях и т.д. ;
- была реализована основная мотивация участия детей в коллективном творчестве - мотивация успеха;
- была создана система постоянного мониторинга оценки участия детей в мероприятиях.
Обучающиеся стали более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении универсальных учебных действий, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания.
Сравнительный анализ показал, что ко второму полугодию 2014 - 2015 учебного года количество учащихся, показывающих уровень, приближенный к норме, увеличился, появились дети с высоким уровнем развития коммуникативных и социальных компетенций, на третьем этапе тенденция эффективности проекта сохранилась, и это приводит к более высокому качеству образования.
За последние годы обучающиеся достигли определенных результатов в поисково-исследовательской деятельности. Они участвуют в различных конкурсах, Чтениях, конференциях, фестивалях: Международном фестивале - конкурсе творчества молодежи стран СНГ «Люблю тебя, земля моя», VI Открытой Международной конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия», Межрегиональном краеведческом конкурсе исследовательских работ «Мы помним, чтобы жить» , Областных Головкинских чтениях( 3 место), Областных научно- творческих конференциях учащихся ОУ Промышленного района г.о. Самара «Наука. Творчество. Интеллект» ( 1место), конкурсах социальных проектов «Гражданин» (2011, 2015).
Диагностика уровня усвоения обучающимися детского объединения «ОИД» содержания нравственных понятий в ходе выполнения проектной деятельности (по Павловой И.И.) Определение понятий: патриотизм, коллективизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, гуманизм, убежденность, открытость, коммуникабельность. ( Полное понимание – 4 б., правильное понимание- 3 б., неглубокое понимание-2 б., непонимание-1 б).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ролях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
- уметь использовать диалогическую и монологическую речь в общении
- уметь координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.
Формы отслеживания и оценивания образовательных результатов детей:
-оформление и защита портфолио;
-участие в конкурсах, конференциях, Чтениях, фестивалях.
- презентация проектов.
Выводы по проекту:
1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся ключевых компетенций
-способствуют формированию устойчивых коммуникативных , информационных, социальных, учебно- познавательных компетенций, личного самосовершенствования;
-затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
--позволяют проявить обучающемуся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
-повышают мотивацию к познанию; развивают познавательную активность вызывают интерес к предмету;
- дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
2. Проект показал эффективность формирования ключевых компетенций на основе проектной деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм занятий.
3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других образовательных учреждений.
Опыт обобщался на окружной открытой научно- практической конференции педагогов «Основные итоги приоритетного национального проекта «Образование» и его влияние на инновационные процессы в системе образования округа », секция № 6 «Духовно – нравственное воспитание школьников в рамках введения ФГОС»;
на окружном семинаре – опорная площадка 11 марта 2011 г.
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. Устные выступления
на региональной научно – практической конференции педагогов ,2010 год.
на окружной научно – практической конференции педагогов ,2012 год.
на областном фестивале педагогов, 19.09.2014 год.
на окружной научно – практической конференции педагогов , 2.04.2015 год.
на областном конкурсе «Инновации в дополнительном образовании детей»
16 апреля 2015 года.
на 13 Международной Ярмарке социально – педагогических инноваций -2015
на межрегиональной научно- практической конференции работников дополнительного образования детей « Воспитание детей и молодежи в современном образовательном пространстве»,19 февраля 2016 года.
36 публикаций за восемь с половиной лет в СМИ (районная газета, Интернет, журнал Самарской области «ПЕРВЫЙ в бизнесе и власти», №2, с.114, журнал «Самарский ВНЕШКОЛЬНИК, № 46, с.12; с.40 ).
8. Описание инновационного опыта учителя
Все дети талантливы». У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Среди этих детей есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно, в течение жизни, такие способности могут оказаться не замеченными в детстве и проявиться позже. Задача педагога помнить, личность ученика самоценна, Важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, основанную на взаимном понимании. Необходимо всегда помнить, что от природы все дети разные, и задача учителя направить ученика на познание мира его путем. Инновационное обучение направлено на личность ученика, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей. Главная цель проектной деятельности старшеклассников, как и исследовательской,- педагогическая: развитие качеств личности. Проектная деятельность старшеклассников рассматривается как деятельность сходная с исследовательской и направленная не только на установление истины, но и создание конечного продукта, представления о котором выработаны заранее. Активно в работе используется метод социального проектирования. Суть социального проекта состоит в том, что обучающиеся в процессе работы учатся ставить цель, ищут способы её достижения, способны брать на себя ответственность, максимально использовать свои способности. Дети освоили методику работы над проектом (по В.П. Пахомову).
Проект предполагает проведение исследования по определенной логике и включает в себя 8 стадий:
1.Подготовка учащихся к работе над проектом
2.Выбор проблемы
3.Сбор информации (исследование проблем): изучение законодательной и нормативно – правовой базы проблемы, социологические опросы разных групп населения, анализ материалов СМИ, встречи, интервью с компетентными специалистами
4.Разработка собственного варианта решения проблемы
5. Реализация плана действий (обращение к заинтересованным лицам, организациям, социальная переписка; собственное участие)
6. Подготовка к защите проекта. Составление портфолио
7. Презентация
8.Рефлексия.
Были реализованы с детьми следующие проекты: «История Центра пишется сегодня», «Они домой Победу принесли». Участники проекта
1 уровень - обучающиеся детского объединения «Основы исследовательской деятельности» СП ЦДО для детей.
2 уровень - члены научного общества учащиеся (14-18 лет).
3 уровень - педагоги
4 уровень - родители
Тип проекта – социальный
Проведен социологический опрос родителей « Отношение родителей к проектно-исследовательской деятельности ребенка в детском объединении «ОИД»». По мнению родителей, проектная деятельность способствует: расширению кругозора-58%, развитию уверенности в себе, в своих силах-46 %, приобретению опыта проектно - исследовательской деятельности-34%, развитию коммуникативных навыков- 29 %. Опрос родителей кружковцев показывает, что они серьезно воспринимают самостоятельный выбор, сделанный их ребенком, высоко оценивая профессионализм педагогов и уровень проводимых занятий.
На вопрос « Как повлияло на вас участие в работе над проектом?» были получены следующие результаты:
-Улучшилась учеба в школе- 41 %; повысилось качество презентационной защиты проекта -64%; улучшились отношения со сверстниками-37%; желают участвовать в дальнейшей работе над проектом-87%
Организация развивающей среды, планомерные занятия, индивидуальная работа, активное участие родителей и общественности способствуют развитию способностей учащихся самостоятельно мыслить, исследовать, делать выводы.
Практика свидетельствует, что на формирование критического мышления в проектной группе влияют такие факторы, как социальная среда и занятия в детском объединении учащихся. С детских лет человек учиться оценивать свои и чужие поступки, суждения. Поэтому, уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но его личностными качествами, психическими установками и, в большей мере, его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему "Я", моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Среди перечисленных качеств одно из основных мест принадлежит объективности суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины.Проанализировав степень сформированности компетенций у обучающихся в период с 2014 по 2015 год выявлено, что этот уровень относительно стабилен . Отмечается положительная динамика участия детей в проектной деятельности Изменилось и отношение учащихся .Результаты анкеты учащихся:-48% учащихся предпочитают работать самостоятельно по заданиям, 50% - в группе, 2% - слушать информацию;- нравятся приёмы: составление кластеров, тонкие и толстые вопросы, мозговая атака.Применение данной технологии считаю обоснованным, она даёт возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно–смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на занятии.Если наши ученики будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, информации, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.
Показатели эффективности внедрения проекта. Учащиеся. Родители Педагоги.
I этап
Повышение уровня культуры общения учащихся.
Удовлетворенность родителей обучением собственных детей и условиями их пребывания в ОУ.
Наличие оптимальных условий для качественного проведения дополнительных занятий по предмету.
II этап
Повышение положительной динамики познавательной активности.
Повышение заинтересованности родителей в жизни ОУ.
Позитивный опыт использования технологий деятельностного подхода в образовании, метода проектов..
Ш этап
Формирование практических навыков по оформлению портфолио.
Удовлетворенность родителей участием собственных детей в работе над проектом.
Повышение творческой активности педагогов и удовлетворенности совместным трудом с учащимися.
Результативность: эффективность данного проекта в формировании у учащихся активной гражданской позиции и навыков практического участия в решении конкретных социальных проблем. У обучающихся будет повышаться степень самостоятельности, инициативности и их познавательной мотивированности; данный метод обучения способствует развитию социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретению обучающимися опыта социального проектирования. Результативность современных технологий подтверждается показателями:
результатами конкурсов районного, окружного , областного, всероссийского, международного уровня
Результаты участие в конкурсах
Международный фестиваль – конкурс творчества молодежи стран СНГ «Люблю тебя, земля моя»
Международная Ярмарка социально – педагогических инноваций «2010
VI Открытая Международная конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»
Международный историко – краеведческий конкурс исследовательских и творческих работ «Служение Отечеству : события и факты»
Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО»
Всероссийский Интернет- конкурс «Не дружи со своей обидой»
Всероссийский Интернет- конкурс «Мой учитель»
III Всероссийский конкурс презентаций «ТопСлайд»
Межрегиональный краеведческий конкурс исследовательских работ «Мы помним , чтобы жить»
Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина»
Областной конкурс работ «Семейная история-2010» в рамках Самарской городской общественной организации «Сообщество молодых ученых» - Тольятти
IV, V, VI, VII, VIII НТК « Наука. Творчество. Интеллект», Самара
Первая, вторая Открытая Интернет- конференция учащихся «Наука. Творчество. Интеллект», Самара
Областная научно – практическая конференция
Областная НПК старшеклассников и учащейся молодежи
X, XI, XII Областные юношеские краеведческие Головкинские чтения
Областной конкурс социальных проектов «Гражданин»
Первые Окружные Кирилло- Мефодиевские чтения учащихся
Окружная научно- практическая конференция учащихся
Окружной конкурс социальных проектов «Гражданин»
II межмуниципальные краеведческие детско- юношеские чтения «Край родной- навек любимый»
5 Открытая городская научно- практическая конференция учащихся и педагогов учреждений дополнительного образования детей «Новое поколение»
Всероссийская научно- практическая конференция для учащихся «Познать неизвестное»
7 Открытая научно- практическая конференция «Юные дарования земли Самарской» и т.д.
Выводы
Работа над проектом привлекательна тем, что в нем могут участвовать школьники как основного, так и старшего звена, она на практическом материале дает возможность освоить технологию проектной деятельности. Этот проект является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реализовать свой патриотический потенциал по улучшению дел на своей «малой» и большой Родине. Он дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности ребятам с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно - воспитательной деятельности педагогов образовательного учреждения, общественной организации.
В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Систематическая работа по развитию коммуникативных и социальных компетенций помогает учащимся проявить себя. Они успешно участвуют в школьных, районных, областных мероприятиях, в различных конкурсах, конференциях, чтениях, имеют призовые места.
Заключение
Данная тема дает большие возможности для дальнейшей работы, для совершенствования системы работы с детьми.
Прогноз: эффекты и риски
Прогнозируя последствия данного проекта предполагается , что обучающиеся станут более успешными, самостоятельными в планировании своей деятельности, креативными, критичными к собственным ошибкам и толерантными к другим обучающимся детского объединения «Основы исследовательской деятельности». Необходимо предупреждать негативные последствия, для этого выделяем следующие риски проекта: если обучающийся проявляет недостаточный интерес к проектной деятельности – необходимо стимулировать творческую деятельность обучающихся и повышать заинтересованность в проектно – исследовательской деятельности через создание ситуации успеха.