Презентация по физкультуре на тему Утренняя зарядка (11 класс)




ПРОЕКТ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
НА ТЕМУ:
" Утренняя гимнастика – зарядка"


Выполнила: ученица 11 класса
МБОУ "Коктебельская школа"
Савина Анастасия Алексеевна

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение .. .3
2.Комплекс утренней зарядки ... ..6
3.История появления утренней зарядки . 7
4.Анкета для школьников 8
5.Эксперимент: работоспособность школьников .. 9
6.Заключение .9
7.Список используемой литературы 10




Тема исследования посвящена утренней зарядке. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. Я считаю, что ценить свое здоровье и заботиться о нем нужно с детства. Одним из мероприятий, оказывающим благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя зарядка.
Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Приучить себя выполнять утреннюю зарядка ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности детей во время всего учебного процесса.
Гипотеза. У меня возникло предположение, что если школьники регулярно будут заниматься утренней гимнастикой, то их работоспособность будет повышаться.
Цель исследования: Влияние утренней зарядки на работоспособность школьников. Способствует ли утренняя зарядка – организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения.
Задачи исследования:
Раскрыть историю появления утренней зарядки.
Создать различные варианты утренней зарядки.
Научиться правильно выполнять утреннюю зарядку.
Доказать необходимость утренней зарядки для учащихся в школе.
Определить как влияет утренняя зарядка на работоспособность младших школьников.
Прививать интерес и любовь детей к систематическим занятиям утренней зарядкой.
Исследуя данную проблему, были использованы методы:
Теоретический анализ источников.
Анкетирование для учащихся «Утренняя зарядка»
Эксперимент: «Работоспособность школьников»

Актуальность темы исследования
Утренняя гигиеническая гимнастика зарядка одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности ( сидячие профессии).
Физические упражнения зарядки простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег ( пробежка ) или не утомительный кросс.
Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья, перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение как вспомогательное средство имеет самоконтроль наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).
Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья, а значит и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система. Чтобы оценить адаптационные возможности своей сердечно-сосудистой системы, можно воспользоваться простой классификацией ( Баевский Р. М., 1987). Ниже приводится методика такой оценки, а также несколько вариантов комплексов утренней гимнастики, предназначенных для людей с различным «адаптационным потенциалом» сердечно-сосудистой системы.
Для того чтобы оценить свой адаптационный потенциал, нужно знать следующие показатели: пульс и артериальное давление в покое, массу и длину тела, возраст. Эти данные подставляются в формулу:
АП = 0.011(ЧП) + 0.14(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ)
0.009(ДТ) + 0.14(В) 0.27
где АП адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах ( от 0 до 4 );
ЧП частота пульса ( уд./мин.);
САД и ДАД систолическое ( верхнее ) и диастолическое (нижнее) артериальное давление ( мм.рт.ст. );
ДТ длина тела (см);
МТ масса тела (кг);
В возраст ( лет ).
Чем выше полученная величина, тем слабее ваши адаптационные возможности.
Как правильно составить комплексы утренней зарядки?
Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для школьников могут быть разными, но главное, чтобы они развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности.
Комплекс утренней зарядки
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) – это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
Второе упражнение - приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости
Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
История появления утренней зарядки

Работая над проектом, интересно было узнать об истории появления утренней зарядки в нашей стране. Я узнала, что привить любовь к зарядке наших бабушек и дедушек помогла радиопередача «Утренняя зарядка», которая в первый раз в нашей стране вышла 2 января 1929 года. Её ведущей была Ольга Высоцкая, до этого работавшая преподавателем физкультуры в школе.

1931 год. О. С. Высоцкая проводит первые уроки гимнастики на телевидении



После Ольги Высоцкой долгие годы вёл передачи, длившиеся около 15 минут, Николай Гордеев. Его голос узнавала вся страна, ведь многие начинали свой день, включив утром радиоприёмник, слышали слова: "Начинаем урок утренней зарядки". Затем в 1970-х годах появились ещё две радиопередачи: в 7 часов 10 минут ежедневно начиналась "Утренняя зарядка для детей", а в 11 часов утра для взрослых "Производственная гимнастика".
В нашей школе было проведено анкетирование среди учащихся 10-х-11-х классов для того, чтобы выявить тех, кто регулярно занимается зарядкой дома и в школе.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
Полезна ли утренняя зарядка?
Делаешь ли ты зарядку дома?
Делают ли утреннюю зарядку твои родители, братья, сестры?
Нужна ли зарядка в школе?
С удовольствием ли ты делаешь зарядку в школе?

Результаты получились следующие:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эксперимент 1.
Чтобы узнать, влияет ли зарядка на работоспособность учеников был проведен эксперимент:
Ежедневно в течение одной рабочей недели проводилась утренняя зарядка для учащихся 10-х-11-х классов. В классе  за 10 минут до начала первого урока, ребята выполняли зарядку.
По результатам проведённого эксперимента был сделан вывод, что у детей, которые выполняли утреннюю зарядку, работоспособность повысилась или осталась без изменений (хорошая). У тех, кто не выполнял комплексы утренней зарядки работоспособность понизилась (с хорошей на среднюю).
Сделав утреннюю зарядку в начале учебного дня, дети не устают, а продолжают активно работать на уроках в течение всего дня.
Эксперимент 2.
Ещё один эксперимент проводился с ребятами 10 класса. Учащиеся были поделены на 2 группы. Им предлагалось записать числа в последовательном порядке по убыванию на время.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

В первой группе была проведена утренняя зарядка, а во второй не проведена.
Результатам этого эксперимента помог сделать вывод: учащиеся, которые делали утреннюю зарядку, с заданием справились быстрее, а учащиеся, которые не делали утреннюю зарядку медленнее.

Заключение
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных способностей конкретного человека позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях – лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утренней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышая настроение, самочувствие и активность человека.
Список литературы
1.Популярная медицинская энциклопедия, Гл. ред. Покровский В. И., 1991г.
2.Микулич П. В., Орлов Л. П., “Гимнастика”, М.: Физкультура и спорт, 1959г.
3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.
4. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. - 2002. - №4. - С. 16-18.
5. Интернет-источники