Применение информационно-коммуникативных технологий, технологий критического мышления и метода проектов в изучении творчества М.А. Шолохова


Применение информационно-коммуникативных технологий, технологий критического мышления и метода проектов в изучении творчества М.А. Шолохова
М.А. Шолохов – наш знаменитый земляк, гражданин своего Отечества, певец казачества, лауреат Нобелевской премии, выдающийся русский писатель ХХ в.
В мае 2015 года М.А. Шолохову исполнилось 110 лет со дня рождения, в рамках этого юбилея в Ростовской области прошли различные мероприятия: выставки, концерты, творческие вечера, конкурсы среди педагогов и среди учащихся учебных заведений всех уровней, совещания по проблемам преподавания произведений Шолохова в школе. В радио- и телеэфире звучали фрагменты произведений Михаила Александровича Шолохова в исполнении известных людей. Главным действом стал фестиваль "Шолоховская весна", который собрал несколько десятков тысяч гостей из всех субъектов РФ. Подарком для всех ростовчан стала постановка спектакля "Тихий Дон" по одноименному роману в исполнении артистов Ростовского драматического театра имени М. Горького. За этот спектакль театр получил гран-при всероссийского театрального фестиваля "Золотой витязь".
Также большими торжествами отметили 110-летие Нобелевского лауреата, выдающегося писателя Михаила Шолохова в Республике Казахстан в городе Уральске. В юбилейных мероприятиях приняли участие представители Ассамблеи народа Казахстана, консульства Российской Федерации в Уральске, руководители учреждений культуры, литературные и общественные деятели. Празднование началось с возложения цветов к памятнику М.А. Шолохову. Далее в русском драматическом театре имени Островского состоялась научно-практическая конференция «Шолохов и Казахстан», а в фойе театра экспонировалась выставка фотохудожника Сергея Жданова, девизом которой являются слова писателя: «У меня две родины – тихий Дон и седой Урал. На тихом Доне я казак. На седом Урале я казах». Праздничные мероприятия, посвященные 110-летию М.А. Шолохова, продолжались в с. Даринское Зеленовского района, где состоялись заседания круглого стола на тему «Шолохов и Приуралье» и международный детский фестиваль дружбы имени Бисена Жумагалиева.
В канун 110-летнего юбилея Михаила Шолохова его противоречивая фигура снова в центре внимания критиков, литературоведов и лингвистов. О М.А. Шолохове не устают говорить и спорить. Кем же был Михаил Шолохов? С одной стороны – это великий художник, книги которого переведены на 130 языков, а общий тираж изданий превышает несколько сот миллионов, по книгам которого снимают фильмы и ставят спектакли, из его дома сделан музей, лауреат Нобелевской премии, Герой социалистического труда, общественный деятель, человек, обласканный властью. С другой стороны – масса не прояснённых вопросов вокруг общественного поведения М. А. Шолохова, вокруг его авторства.
В биографии и творчестве одного из самых выдающихся писателей XX века немало загадок и нерешённых вопросов для будущих биографов и исследователей. Но изучают творчество М.А. Шолохова не только светила науки, его произведения входят в школьный курс литературы.
В 9 классе на изучение произведений М. Шолохова отводится 3 часа, среди которых 1 час на краткое ознакомление с биографией автора и 2 часа на изучение рассказа "Судьба человека". Ученикам предлагается рассмотреть следующие вопросы: смысл названия рассказа; судьба Родины и судьба человека; композиция рассказа; образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика; автор и рассказчик в произведении; сказовая манера повествования; значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа; широта типизации. В контексте теории литературы школьники знакомятся с понятием "реализм в художественной литературе" и углубляют понятие "реалистическая типизация".
Одиннадцатиклассники обзорно изучают роман-эпопею "Тихий Дон" и рассматривают такие вопросы, как: история создания романа; широта эпического повествования; сложность авторской позиции, система образов в романе; семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества; глубина постижения исторических процессов в романе; изображение гражданской войны как общенародной трагедии; тема разрушения семейного и крестьянского укладов; судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни; утверждение высоких человеческих ценностей; женские образы; функция пейзажа в романе; смысл финала; язык прозы Шолохова. В качестве контроля школьникам предлагается написать сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Всего на изучение творчества Михаила Шолохова в 11 классе отводится 8 часов.
Немало учителей избегают подробного изучения произведений М. Шолохова, так как им трудно объяснить многое даже себе, а тем более подросткам, не имеющим достаточного жизненного и читательского опыта. В школе советского времени подробнейше изучали «Поднятую целину», теперь заменили её «Тихим Доном», но проблем, кажется, только прибавилось.
Кроме проблемы методики преподавания, существует ещё одна проблема — нарастающие негативные тенденции с чтением в нашей стране. За последние десятилетия мир стремительно изменился, и уже ни для кого не секрет, что дети стали меньше читать. Книге очень трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Но юному человеку просто необходимо чтение. Психологи утверждают, что именно чтение развивает интеллект; оно формирует внутренний мир человека, закладывает основы его грамотности.
Данные различных социологических опросов о современной ситуации в области книжной культуры, о динамике и векторе читательского поведения показывают, что около 20% жителей России читают художественную литературу ежедневно, а 26% — практически никогда; наибольшей популярностью пользуются зарубежные и российские детективы и боевики (15—12%), а наименьшей — поэзия (3%). 67% россиян фактически не имеют домашней библиотеки, а 32% никогда не были записаны в какую-либо библиотеку. 79% опрошенных в последнее время не покупали никаких книг или журналов. Наиболее читаемыми авторами оказались Д. Донцова и М. Митчелл, а наименее — В. Гюго и А. Чехов. [1]
Недавно был сделан опрос 600 старшеклассников и студентов и составлен рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы. По данным опроса лидирует Л.Н. Толстой и его "Война и мир" (81 голос), далее следуют Ф.М. Достоевский (74 голоса) и А.И. Солженицын (50 голосов). На четвёртом месте этого антирейтинга находится М.А. Шолохов и его роман "Тихий Дон" (43 голоса). Приведём некоторые высказывания респондентов: «Надо исключить этого, как его, ну, страшного такого, «Тихий Дон» написал. Нет, я против него ничего не имею. Просто оставьте мне большие, объемные книжки на пенсию. Если я о них вспомню, то, может, прочитаю-таки». «Шолохова стоит исключить. Не помню, чтобы его хоть кто-то осилил, казаки — это не русские, нам про них читать неинтересно». «Предлагаю исключить Шолохова, потому что «Тихий Дон» — нагло содранный роман «Война и мир», только с другими героями и советским колоритом».[2] Замыкает пятёрку лидеров, как это ни странно, "солнце русской поэзии"- Александр Сергеевич Пушкин (33 голоса).
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы. [3]
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Выход есть, нужно найти пути для творческого изучения в школе такого сложного и тонкого художника, каким является М.А. Шолохов, найти новые, более совершенные методы преподавания литературы в средней школе.
Такими методами мы считаем применение информационно-коммуникативных технологий и технологий критического мышления на уроках и метод проектов. Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: современные дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет, как современного учителя, так и современного ученика резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. А применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры. Положительные эмоции, полученные учащимися при проведении проектов с применением ИКТ, укрепляют их уверенность в себе, способствуют развитию их познавательной активности, повышению мотивации к изучению школьных предметов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, и всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Технологии критического мышления, в свою очередь, развивают способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Существует множество методов и методик, которые позволяют стимулировать появление новых идей, посмотреть на проблему с разных сторон, найти неожиданное решение. Рассмотрим некоторые из них в контексте изучения произведений М.А. Шолохова.
Ромашка Бенджамина Блума. Существует шесть типов вопросов, шесть "крючков", на которые можно поймать великое множество идей:
1. Простые вопросы - это вопросы, требующие знания фактического материала, ориентированные на работу памяти.
2. Уточняющие вопросы необходимы для формирования у ученика способности выражать свои мысли, уточняя, ученик обобщает услышанное и возвращает своё понимание полученной информации собеседнику.
3. Вопросы-интерпретации начинаются, как правило, со слов "почему", они позволяют получить развёрнутую информацию об интересующем герое, выяснить непонятные причины его действий и поступков.
4. Оценивающие вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
5. Творческие вопросы - это вопросы в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза.
6. Практические вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой.
Диаграмма Вена составляется из трёх или более пересекающихся кругов. На пересечениях кругов пишутся те черты, которые являются общими, сходными, а в тех, которые не пересекаются - различные. Диаграмму Вена можно использовать при изучении темы "Женские образы в романе "Тихий Дон" (образы Натальи, Аксиньи, Дарьи, Дуняшки). Также эта форма удобна для сравнительной характеристики автора и рассказчика при анализе произведения "Судьба человека".
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Этот приём можно применить при изучении темы "Быт и нравы донского казачества".
Проектная методика - актуальное направление в теории обучения в современной школе. Она направлена на формирование различных качеств учащихся: способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать её достижение, а также коммуникативных и креативных качеств - вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения. [4] В рамках изучения творчества М.А. Шолохова учащимся могут быть предложены следующие темы проектов:
1. Биография М.А. Шолохова: мифы и реальность.
2. Формулы казачьего этикета.
3. Казачьи песни и их роль в жизни казаков.
4. Семья Мелеховых - эталон жизнеустроения и отношений между членами семьи?
5. Если бы вы судили Григория Мелехова, вы бы его оправдали?
6. Героини "Тихого Дона" в свете русской традиции изображения женщины.
Форма представления результатов проекта может быть совершенно различная:
- презентации, постеры, газеты, буклеты, выполненные с применением ИКТ;
- эссе;
- документальные фильмы;
- выставки;
- тематические вечера, концерты и т.д.
В концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. говорится, что литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной. [5]
Думается, что произведения М.А. Шолохова, как никакого другого автора, воспитывают все вышеперечисленные качества, а преподавание с использованием проектных технологий, ИКТ, технологий критического мышления позволят избежать многих проблем мотивационного, содержательного и методического характера преподавания литературы.
Директор музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вешенской Александр Михайлович Шолохов во время празднования 110-летнего юбилея своего знаменитого деда сказал: «Если бы люди не просто прошли, а прочитали бы «Тараса Бульбу» и «Тихий Дон», то тех событий, которые сейчас происходят на Украине, просто не могло бы быть. Нужно постараться, чтобы у детей была возможность задуматься об этом». И главная задача для нас, педагогов, предоставить эту возможность своим ученика.
Литература
1. Статус книги в XXI веке. http://slov.my1.ru2. Рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы. http://www.babyblog.ru3. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. http://slovesnic.ru4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования / М.В. Никитаева. - М.:УЦ "Перспектива", 2015, с.5
5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. http://slovesnic.ru