Проблемы инклюзивного образования и перспективы его развития
Проблемы инклюзивного образования и перспективы его развития
Аннотация. Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в Казахстане, где рассмотрены основные вопросы, понятия и принципы в обучении детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе и дошкольных заведениях.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями, социализация, государство, принципы инклюзивного образования.
Одной из задач общего среднего образования в Казахстане является развитие образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество. Идея совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников. Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов к вопросам интеграции в социальную среду лиц- с различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане.
Проблема состоит в противоречии между декларированием равноправия детей-инвалидов со здоровыми детьми на получение полноценного образования (вторичной социализации) и фактической дискриминацией этого контингента, что препятствует их социальной интеграции в общество и приводит в дальнейшем к депривации значительной части инвалидов и их социальной эксклюзии. Противоречия, проблемы, трудности становления инклюзивного образования детей с тяжелыми физическими нарушениями остаются всё ещё вне развернутого социологического анализа. Необходимо поставить правильные приоритеты и задачи инклюзивного образования детей с тяжелыми физическими нарушениями:1. На основе анализа нормативно-правовых документов выявить степень готовности государственных институтов к практике инклюзивного образования для детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями;2.Сравнительный анализ международных и казахстанских правовых актов, связанных с регламентацией интеграционных процессов в образовании детей-инвалидов;3. Выявить эффективные пути реализации инклюзивного образования на основе опыта европейских стран (Великобритании, Италии, Греции и др.);4. Изучить позицию «обогащенного» общественного мнения в отношении инклюзивного образования детей-инвалидов в современном Казахстане. К числу успешных подходов к реализации инклюзивного образования детей - инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями за рубежом можно отнести: наличие правовых документов, регламентирующих повседневную практику обучения детей с ТФН; активное вовлечение родителей детей с. инвалидностью, в построение инклюзивного пространства для их ребенка; использование накопленного потенциала коррекционных школ для формирования на их базе центров поддержки инклюзивного обучения; практика работы с инклюзивным классом «связки» - обычный педагог - специальный педагог и пр. Общественные объединения инвалидов и родителей детей с инвалидностью вносят чрезвычайно важный вклад в развитие инклюзивного образования и в развитие. Многие социологические опросы выявляют в целом позитивное отношение родителей здоровых детей и учителей общеобразовательных школ к идее реализации практики инклюзивного обучения детей с тяжелыми физическими нарушениями. И так, дети с тяжелыми физическими нарушениями (незрячие, неслышащие и дети, перемещающиеся при помощи коляски;) должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе государственного законодательства и регламентировано на уровне практики. Обучение этих детей в общей школе существенно облегчит их дальнейшую социальную интеграцию, а также повысит уровень мотивированности и комфорта при получении ими послешкольного образования, а также позитивным образом скажется на воспитании толерантного отношения к "инаковости" среди здоровых учеников. Хотим отметить, что на сегодняшней день в Казахстане наблюдается недостаточная проработанность законодательства в той- его части, которая касается интеграции детей с инвалидностью в общественную жизнь, что свидетельствует о неготовности государственных институтов к повсеместной реализации: практики инклюзии. Вследствие чего можем сказать, что система, коррекционного образования детей с инвалидностью находится на пороге неизбежных изменений и принятие соответствующих законов - дело времени. Полноценное инклюзивное образование требует вложений.
Материальных - начиная от мебели, пандусов, учебных материалов и численности классов.
И, главное, кадровых и методических - это должно быть заметное число педагогов, владеющих методиками и навыками работы с "особенными детьми" разных диагнозов (глухие, слабослышащие, слабовидящие, дети с нервными расстройствами явно различны по специфике). И нужное число "обеспечивающих" (водители школьных автобусов, помощники учителя на физкультуре и пр.). В специализированной школе они тоже нужны, но там больше учеников на 1 специалиста и на 1 оснащенный класс.
Поэтому важной и острой стала проблема разработки психолого-педагогического сопровождения детей с недостатками слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе.
Такое сопровождение, по мнению Л.П. Назаровой, имеет несколько аспектов:
- психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе;
- психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия этих детей с детьми, имеющими нарушение слуха;
- психолого-педагогическое сопровождение учителей специальной и массовой школы;
- сопровождение в процессе обучения детей с нарушением слуха в массовой школе по общеобразовательным дисциплинам;
-сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);
- организация сопровождения в семье.
Для эффективной реализации инклюзивного обучения на практике необходимо учитывать положения, определяющие его основную идею:
1. Программы раннего вмешательства осуществляются уже на основе принципа инклюзии и готовят ребенка с инвалидностью (и родителей) к интегративному детскому саду;
2. Дети с инвалидностью ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад,затем и в школу
3. Практикуются образовательные методики для поддержки в процессе обучения детей с различными способностями (в результате улучшается качество обучения не только детей с нарушениями, но и всех детей в инклюзивном классе);
4. Все дети; имеют возможность участвовать во всех классных и внеклассных мероприятиях, проводимых, в школе.
Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные, чего так сильно опасаются сотрудники самих специализированных учреждений образования:
Инклюзия в образовании включает в себя:
1.Признание для общества равной ценности всех учеников.
2.Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной' жизни- и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся:
3.Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.
4. Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для- всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.
5. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы.
6. Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.
Однако, при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с мультинарушениями в тяжелой форме и детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой, и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации.
Исходя из этого, к числу основных проблем можно отнести:
несовершенство государственной системы образования;
пробелы в системе социальной поддержки;
архитектурная недоступность школ;
«особое» отношение к детям с особыми потребностями;
недостаточно изучен международный опыт развития инклюзивного образования;
адаптация международного опыта развития инклюзивного образования в условиях образовательного пространства;
несовершенна законодательная база;
создание ресурсного центра инклюзивного образования;
неразработанность критериев качества инклюзивного образования;
ранняя диагностика и коррекция отклонений в психическом развитии - условие эффективного инклюзивного образования;
психолого-педагогическая работа с родителями заинтересованными в инклюзивном образовании;
здоровьесберегающие технологии в условиях инклюзивного образования;
сеть образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья;
психолого-дидактические проблемы школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
проблема создания специальных материально-технических условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах;
подготовка учителей общеобразовательной школы для работы в системе инклюзивного образования.
Список литературы:1. Абрахамсон, П. Социальная эксклюзия и бедность / П. Абрахамсон // Общественные науки и современность. 2001. - №2. С. 158-166. 2. Акатов, Л. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов / Л. Акатов, Ю. Блинкова. Доступ через . 3. Битов, А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000. 4. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 47 с. - ISBN 978-5-8311-0423-3. 5. Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с. - ISBN 5-93888344-Х. 6. Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида, в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации./ A.M. Зотова // Дефектология. 1997. -№ 6. -С. 21-25
]ђЗаголовок 215