Консультация для родителей Подготовка руки дошкольника к письму
Консультация для родителей
Подготовка руки дошкольника к письму
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется письмо – новая и трудная для ребенка деятельность – делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Скажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя. Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой руке;
Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями;
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради»?
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги;
·сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки через прозрачную бумагу. Очень полезны в этом плане орнаменты и узоры, т.к. в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок развивает мелкую мускулатуру пальцев.
Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие занятия:
- написать букву (нарисовать фигуру) справа или слева от вертикальной линии;
- нарисовать кружок, справа от него крестик, слева от крестика поставить точку и т.д.
Выполняя эти несложные задания, вы поможете ребенку подготовить руку к письму.
15