Методические рекомендации Методика работы над словами с непроверяемым написанием.
Методические рекомендации
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ.
Традиционная методика работы со словарными словами заключается в основном в том, что их написание она просто «предлагает» запомнить, но в методической литературе встречаются статьи, авторы которых при работе над словами с непроверяемыми написаниями рекомендуют особое внимание обращать на этимологию того или иного слова. Это значительно облегчает запоминание не всех, но некоторых словарных слов. Дети легче всего запоминают стихи, поэтому для изучения словарных слов можно использовать стихи-опоры и рифмовки-подсказки. Это явление далеко не новое и находит самое широкое применение в практике учителей.
Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамотностью. Поэтому все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы можно называть так: «зеркальные», «опасные» и «очень опасные» слова (подобные термины ранее встречались в книге «Секреты орфографии» Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и Л.А. Кунцовой). Что же это за слова?
«Зеркальные» - это слова, в которых каждому звуку соответствует такая же буква (кран, кукла, парта, сом).
«Опасные» - это слова, в которых есть хитрые непонятные звуки. При их письме нужно применять правила ( туча, лыжи, весна, сугроб, на ветке. т.д.).
«Очень опасные» - никакими правилами не проверишь, но так как они все равно уже есть, то люди просто научились запоминать их написание (беседа, билет, береза, лопата).
Как же помочь детям запомнить такие слова? Психологи рекомендуют для быстрого запоминания логически несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко бы воспроизводился в воображении. А ведь при написании словарных слов как раз и надо помочь детской памяти, за что зацепиться от чего - то оттолкнуться. Поэтому чтобы детям было легче, но и интереснее запоминать эти слова желательно использовать стихи-опоры и рифмовки-подсказки, которые можно озаглавить общим названием «стихи-запоминалки (см. приложение 3).
интересна методика П.С. Тоцкого. Для уроков русского языка готовятся карточки 10х30см, на которых каллиграфически правильно написаны слова синим, фиолетовым, голубым или черным цветами. Высота букв 5см. Орфограмма выделена красным цветом. Знаки ударения и выделения орфограммы подчеркнуты ярко-зеленым. Здесь все построено на контрасте, ведь младшие школьники три четверти информации получают зрительно.
Первый этап работы – знакомство со словами. Слово показывается одну две секунды, затем убирается. Дети произносят это слово на память с четкой артикуляцией и орфографически правильно. Затем слово показывается еще раз, оставляется на доске. Ученики записывают его , проставляют ударение и подчеркивают орфограммы. Таким образом дети пять -семь раз взглянут на каждую карточку и яркий зрительный образ надолго сохранится у них в памяти.
Второй этап работы наступает тогда, когда учащиеся познакомились со всеми словами. Карточка со словом лишь на мгновение показывается классу, после чего учащиеся читают слово на память с четкой артикуляцией. Если оно произнесено, верно, то карточка открывается и дети списывают в тетрадь, выделяя орфограмму и проставляя ударение. Можно заменить и такой работой: учитель называет слово, а ребята хором называют только буквы, выделенные для запоминания.
Эффективно использовать устные диктанты (словарные и текстовые). Которые позволяют при минимальных затратах времени выполнить максимальный объем работы.
Работу над словарными словами можно продолжать и на других предметах, особенно на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами. Таким образом, играя и развлекаясь, ребята закрепляют свои знания. Но нужно помнить, что кроссворды должны отвечать нескольким требованиям:
Ключевое слово обязательно связано с темой урока;
Слова-отгадки должны быть словарными;
Многократное (на разных уроках и в разных вариациях) повторение самого текста задания.
Все задания читаются хором только с четкой артикуляцией (на этом чтении построена вообще вся методика) (См. приложение 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Чтобы ошибок не делать в словах,
Запомним слова эти, дети, в стихах
Эта технология, безусловно, не может решить всех проблем обучения русскому языку, но она предлагает учителю один из вариантов позитивного подхода к работе над словарными словами, сочетая приятное с полезным. Ведь простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок. Их многократное включение в уроки делают работу по запоминанию слов не только живой. Увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить и словарный запас учащихся, воспитывая у них с первого класса любовь к слову, языку и учебе в целом.
Я скажу сестре и брату, Ошибиться тут нельзя
Что железную лопату, Здесь семь слов,
И топор, и молоток Все с буквой «Я»
С буквой «О» пиши дружок месяц
январь
рябина
памятник
память
заяц
язык
Пальто, платье и платок Запах, запад и закат
С буквы «А»пиши дружок. Пишем, дети, с буквой «А»
Не забудь про сапоги! Запах
«А» да «О» им не враги! Запад
Пальто Закат
Платок
Сапоги
Вновь повторяем мы снова и снова
Слово «пожалуйста», доброе слово
Мы это слово не держим в секрете,
С буквой «О» оно пишется вместе
Пожалуйста
Повторять
К нам пришла на огород Пишем с буквы «И» диван,
Помидор, морковь, горох Аист, радио, диктант,
Прибежали огурцы Жизнь, животное, жираф.
Озорные молодцы Дисциплина с сором враг,
Овощи пустились в путь, Пишем родина, лисица.
С «О» писать не забудь Пример, пятница, синица.
огород Пишем лестница, бидон,
помидор И билет и стадион.
морковь Кино, улица, привет.
горох И готов уже ответ:
огурцы В эти быстрые стихи
овощи Пробралася буква «И»
озорной
озорник
Желтый, черный и тяжелый, Варежки да валенки
Шёлк, шёлк, пришёл и пчёлы, Есть у нашей Вареньки.
Шепот, щёголь и ёщё С ними Варенька в тепле,
Пишем, дети с буквой «Ё» Их мы пишем с буквой «Е»
Всегда во всех своих тетрадках
Светлана пишет аккуратно
А слово это там и тут
Порядок любит, честный труд.
В нем мест «опасных» не одно:
Есть буква «А», две «К» и «О».
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Закреплять правописание слов с непроверяемыми орфограммами можно и на других уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами. Таким образом, играя и развлекаясь, ребята закрепляют свои знания.
Кроссворды должны обязательно отвечать нескольким требованиям:
Ключевое, получаемое при решении кроссворда слово обязательно связано с темой урока;
Слова-отгадки по возможности должны быть словарными;
Многократное (на разных уроках и в разных вариациях) повторение самого текста здания.
К уроку внеклассного чтения по теме «Твоя любимая книга»
1. Вырос в поле дом, полон дом зерном. 2. Черная корова
Стены позолочены, Весь мир поборола
Ставни заколочены. (Ночь)
Ходи дом ходуном
На столбе золотом 4. Бьют Ермилку по затылку,
(Колос) А он не плачет,
Только ножку прячет
Тонка, длинна, одноуха, остра (Гвоздь)
Всему миру красна
(Игла).
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый,
Бархатный.
(Арбуз)
К уроку по теме «Русские народные сказки».
1. Вещунья белобока 4. Всегда во рту
И зовут её А не проглотишь.
(Сорока)
2. Сидит ермолка на одной ножке, 5. Собой не птица,
На нем сто одёжек, Петь не поёт,
Не шиты, не кроены, Кто к хозяину идет -
А весь в рубцах Она знать дает.
(Капуста) (Собака)
3. Маленький, беленький, 6. Два – ста бодаста
По лесочку прыг, прыг, Два - ста рогаста,
По снежочку тык, тык. Четыре – ста хода ста,
(Заяц) Один – пыхтун, один – вертун.
(Корова).
К уроку по теме «И. Крылов. «Слон и Моська»
1. Четыре четырки, две растопырки,
Седьмой вертун, а сам ворчун. 2. Был ребёнок – не знал пелёнок.
(Собака) Стал стариком – сто пеленок на нем.
2. Овсом не кормят, (Капуста)
Кнутом не гонят.
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор) . 4. Есть, ребята, у меня,
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (Коньки)
5. Деревни, города спят.
Один бабай не спит.
Не стоит, не бежит,
А всех обгоняет. (Месяц)
15