Обмен опытом работы по новым программам
Опыт реализации рабочих программ общеобразовательной подготовки по дисциплинам специальностей 100701 Коммерция (по отраслям) и 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Гусева В.Д.
В 2011 году колледж приступил к подготовке профессий и специальностей по ФГОС третьего поколения. Общеобразовательная подготовка идет только на первом курсе, раньше в НПО она занимала два курса.
Разработано 13 программ общеобразовательной подготовки по каждой специальности и профессии. При разработке программ учитывались:
- объемные параметры социально – экономического профиля;
- примерные программы ФГУ ФИРО, утвержденные в 2008 году;
- профессиональная направленность. Например, При изучении дисциплины « История» внимание студента будет обращено на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить пути зарождения и развития товарно-денежных отношений в России с древнейших времен и до наших дней. Видеть роль торговли в восстановлении Российской экономики на разных этапах ее развития. Проследить налаживание торгово-экономических связей России с зарубежными странами на протяжении всей ее истории и понимать, что профессиональная подготовка – это одно из условий интеграции России в мировую экономику. Видеть значимость сферы услуг в информационном обществе.
При обучении курса используются современные методы и средства обучения, соблюдается преемственность изучения предмета по отношению к школьной программе.
При изучении дисциплины « Обществознание» внимание студента будет обращено на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
В результате изучения дисциплины студенты должны научиться понимать социальную значимость своей будущей профессии, видеть рост значения сферы услуг в информационном обществе и престижность своей будущей профессии. Усвоить моральные принципы, которые будут характеризовать его как честного, порядочного, добросовестного работника сферы услуг;
Профилизация целей математического образования отражается на выборе приоритетов в организации учебной деятельности студентов. Профильность в обучении проявляется в том, что накопленный материал, связанный с выбранной студентами специальностью, отражен в учебно-методическом комплексе, включающем все темы по дисциплине «Математика».
В результате изучения дисциплины студенты должны усвоить, что математические понятия, являясь абстракцией свойств и отношений реального мира, обладают большой общность, широкой сферой применимости в реальной действительности. При изучении курса математики используются современные методы и средства обучения, соблюдается преемственность изучения предмета по отношению к школьной программе.
Преподавателями разработаны разные виды самостоятельной (внеаудиторной)
работы обучающихся. Например:
- для овладения знаниями: чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста; конспектирование текста; различные выписки из текста; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы и т. д.;
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов; тестирование и др.
Проблемы состоят в том, что очень низкий уровень входных знаний. Следовательно сложно обеспечить преемственность обучения по всем дисциплинам , в том числе и по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Приступая к подготовке по новым ФГОС мы во втором подразделении колледжа провели самооценку по следующим параметрам:
а) информатизация учебного процесса;
б) учебно-материальное оснащение;
в) библиотечный фонд.
Уровень информатизации образовательного процесса оценивался по следующим критериям: количество обучающихся на одно учебное место доступа к сети Интернет, скорость соединения, наличие локальной сети и лицензированного программного обеспечения. Выяснилось, что доступ в Интернет обеспечен на всех рабочих местах. Скорость соединения 100 мб/сек., имеется локальная сеть и лицензионное программное обеспечение.
Важным направлением внедрения ФГОС в образовательный процесс является создание материально – технического обеспечения перехода на ФГОС третьего поколения.
При оценке уровня учебно – материального оснащения мы рассматривали наличие всех учебных помещений, предусмотренных в стандарте по данной специальности, из них количество оборудованных полностью и нуждающихся в доукомплектовании. С целью доукомплектования зав. кабинетами сделали заявки по каждому учебному кабинету и лаборатории.
На подготовительном этапе перехода на ФГОС методическим кабинетом второго структурного подразделения колледжа проводилась большая работа. Приоритетным направлением в деятельности методического кабинета было и есть информационно – методическое сопровождение введения ФГОС.
Ответственной за методическую работу Бармасовой В.А. постоянно проводились индивидуальные консультации по проектированию содержания программ общеобразовательной подготовки. В методическом кабинете организовывались семинары, оформлялись информационные стенды, выставки в помощь преподавателю и мастеру производственного обучения.
Обсуждение вопросов теории модульно – компетентстного подхода в обучении, изучение содержания ФГОС периодически осуществлялось на заседаниях цикловых методических комиссиях, малого педсовета.
Отсутствие практического опыта внедрения ФГОС приводит к тому, что часто делается все методом «проб и ошибок». Следует принять во внимание и тот факт, что нормативно-правовые акты для работы по новым стандартам либо существенно опаздывали, либо вообще не созданы.
Трудность заключалась и в том, что в создании новых программ у преподавателей было мало времени, причем каждому преподавателю пришлось разрабатывать рабочие программы по нескольким специальностям и профессиям: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 100701 Коммерция (по отраслям), 260807.01 Повар, кондитер.
В процессе перехода на ФГОС третьего поколения разрабатывали УМК.
УМК (учебно-методический комплекс) – это современная информационно – образовательная среда (ИОС), которая включает в себя:
- комплекс информационных образовательных ресурсов;
- совокупность современных технологических средств информационных и коммуникативных технологий;
- система современных педагогических технологий;
- материальное оснащение кабинетов и лабораторий.
УМК – это учебный план, рабочая программа, учебник, методические указания по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы, фонд оценочных средств, варианты контрольных работ, вопросы к зачету и другие формы промежуточной и итоговой аттестации.
Проведена большая работа по разработке содержания различных форм контроля. Разработаны КОС по специальности 100801, по профессии 100701.01, они уже были апробированы. Были пересмотрены КОС по первому модулю специальности 100801.
Была проведена корректировка всех планов методической работы в соответствии с требовании новых стандартов, в том числе определение способов формирования общих компетенций через развитие самоуправления обучающихся, продуктивную занятость во внеурочное время, разработку и реализацию социальных проектов. Спортивные и культурно – массовые мероприятия, психологическое сопровождение воспитательного процесса, военно – патриотическое воспитание и планирование мероприятий, обеспечивающих формирование у обучающихся общих компетенций.
Одним из ключевых направлений в подготовке к переходу на новые стандарты является повышение квалификации профессионально – педагогических работников колледжа. Различными формами повышения квалификации были охвачены практически все преподаватели второго структурного подразделения колледжа. Например: Мошарова С.А. закончила курсы УМЦ ПО ДО города Москвы по теме: «Создание фонда контрольно – оценочных средств компетенций и программ дисциплин», Лукошкина Д.Б. – по теме: «Формирование моделей оценки качества образования в колледже», Разоренова Н.А. приняла участие в работе семинара по теме: «Особенности методики преподавания естественно – научных дисциплин в условиях реализации профессиональных программ», Гусева В.Д. – по теме: «Реализация проекта «Репрезентативный рейтинг качества общеобразовательной подготовки».
Результатом деятельности методического кабинета второго структурного подразделения, преподавателей и мастеров производственного обучения стала разработка рабочих программ по всем дисциплинам естественно – научного цикла и программ профессиональных модулей для НПО и СПО.
Все разработанные проекты имеют положительные рецензии.
Впереди большая кропотливая работа по поэтапному доведению всех ресурсов второго подразделения колледжа: материальных, методических, информационных, кадровых до уровня, необходимого для реализации программ полного перехода на ФГОС.
Колледж необходимо обеспечить современной учебной и учебно – методической литературой.
Отличительной особенностью новых ФГОС является то, что они основаны на компетенциях. ФГОС четко определяет, какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать выпускник.
При формировании профессиональных компетенций большая доля ответственности ложится и на самого студента. Он должен четко понимать, зачем он поступил в наш колледж, в чем суть его будущей профессии.
Преподавателями и мастерами при разработке ОПОП и профессиональных модулей большое внимание было уделено содержанию самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов, направленным на формирование общих и профессиональных компетенций. Задача колледжа состоит в том, чтобы эти компетенции были освоены по завершению образовательного процесса.