Обмен опытом работы на тему:
Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста путём комплексного коррекционного воздействия.Из опыта работы подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №16 СПДС №21 «Красная Шапочка» Момогид Нажия Арслановна.
Виды работы над преодолением ОНР:Работа над пониманием обращённой речи;Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков речи (артикуляционные упражнения, массаж, самомассаж);Развитие и расширение словарного запаса;Постановка и автоматизация звуков в речи;Развитие фонематического слуха и восприятия;Развитие грамматических категорий языка;Развитие, формирование и совершенствование связной речи с применением инновационных технологий;Применение здоровьесберегающих технологий;Проектная деятельность-как один из важных моментов в развитии устной речи детей с ОНР .
Документация учителя-логопеда –показатель высоких результатов эффективости коррекционного воздействия:График работы (составляется в начале года).Циклограмма и расписание рабочего времени(в начале года).Перспективные и календарные планы (перспективные в начале года, утверждается на педсовете); календарные ежедневно.Годовой план (в начале года, утверждается на педсовете).Планы индивидуальных занятий (еженедельно).Индивидуальные программы (составляем на каждое полугодие и влючаем в индивидуальные занятия).Тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детей (ежедневно отмечаем + -).Тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда с воспитателями (ежедневные занятия на закрепление материала).Паспорт логопедического кабинета (в начале года).Мониторинг устного состояния речи детей (в середине и конце года)Отчет учителя-логопеда за полугодие.Отчёт о проделанной работе за учебный год.Катамнез речевого развития детей.Сравнительная диагностика по результатам обследования за го (вносим в таблицу в нач., сер., и конце года).Протокол диагностического обследования
График работы:Дни недели.Время работы (утверждается руководителем).
Циклограмма и расписание рабочего времени:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дни неделиВремяСодержание деятельностиПонедельник9.00-9309.30-12.3012.30-1300Групповые формы работыИндивидуальные формы работыРабота со специалистами
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дни неделиГрупповые формы работыИндивидуальные формы работыПонедельник9.00-9.309.30-9.459.45-10.0010.00-10.1510.15-10.30 и т.д
Перспективный план работы:Название лексических тем.Название разделов устной речи: Лексико-грамматические категории (задачи на неделю).Связная речь (задачи на неделю).Звукопроизношение и фонематическое восприятие (задачи на неделю).Навыки анализа и синтеза (задачи на неделю).Обучение грамоте (задачи на неделю).Развитие ВПФ (задачи на неделю).Коррекционные задачи по периодам обучения.Очень удобно всю документацию оформлять в табличном варианте.
Годовой план:Разделы:Оформление документации.Оборудование логопедического кабинета.Методическая работа.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей.Связь со специалистами.Работа с родителями.Повышение квалификации.
Планирование индивидуальных занятий:Фамилия и имя ребёнка.Все разделы компонентов языка.Виды деятельности в каждом разделе.В конце указываете тему лексического занятия.
Индивидуальные программы детей:Речевая карта.Программы всх специалистов (составляем на полгода).Рекомендации для родителей на учебный год.График динамики устной речи ребёнка (начало, середина и конец года).Коллегиальное заключение ПМПК.Медицинское заключение (заполняет медсестра по карте ребёнка).Программа логопеда включает разделы:Развитие фонематического восприятия;Развитие грамматического строя речи;Связная речь;Звукопроизношение и обучение грамоте.
Мониторинг развития устной речи детей с ОВЗ:Сравнительный анализ (проценты на начало, середину и конец года).Аналитическая справка по результатам мониторинга речевого развития детей с ОВЗ.Составляется диаграмма по результатам сравнительного анализа.
Отчёт учителя-логопеда за полугодие:№ группы.Диагноз.Дата комплектации группы.Количество детей приступивших к занятиям.Количество детей поступивших в течение полугода.Списочный состав.Количество детей с хорошей речью. -//-//-//- со значительным улучшением. -//-//-//- с улучшенной речью. -//-//-//- без улучшения речи. -//-//-//- с ухудшением речи.
Отчёт о проделанной работе с детьми за учебный год:Списочный состав группы.Речевые нарушения у детей (диагнозы).Сравнительный анализ за год по разделам устной речи.Рекомендации ПМПК.
Катамнез речевого развития детей подготовительной группы:Фамилия и имя ребёнка.Дата рождения.Дата поступления в группу.Заключение ПМПК.1 год обучения (диагноз).2 год обучения (диагноз).3 год обучения (диагноз). Катамнез обновляется каждый год в начале учебного года.
Сравнительная диагностика по результатам обследования по разделам:Фонематическое восприятие.Звукопроизношение.Слоговая структура.Словарь.Грамматический строй речи.Связная речь.Обучение грамоте.Общий показатель.Уровни: высокий- красный цвет достаточный- зелёный цвет тревожный- синий цвет критический- коричневый цвет.
Протокол диагностического обследования устной речи детей:Возраст детей, учебный год и период (начало, середина, конец).Фамилия и имя ребёнка.Разделы: - фонематическое восприятие; - звукопроизношение; -словарь (предметный, признаков, глагольный, обобщения); -грамматический строй речи (предлоги, согласование прилагательных с существительными, соглас-е числит-х с сущест-ми, падежные конструкции, словообразование); - связная речь (составление рассказов по сюжетной картине, серии картин и пересказ);Условные обозначения: высокий уровень –красный цвет достаточный уровень–зелёный цвет тревожный уровень- синий цвет критический уровень- коричневый цвет.
Аналитическая справка по результатам диагностического обследования:Дата обследования.Цель обследования.Количество детей в группе.Количество обследованных детей.Результат обследования (итог в процентах).
Желаю всем творческих успехов!Спасибо за внимание.