Сценарий праздника по экологии Лесные Робинзоны
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Озерец Т.Н.
Игра-викторина «ЛЕСНЫЕ РОБИНЗОНЫ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Вызвать у ребят заинтересованность к явлениям природы и расширить их кругозор.
Развивать творческий потенциал воспитанников, их компетентность в вопросах экологии.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитанников.
Расширять и закреплять знания о природе.
Воспитывать стремление беречь и любить природу.
Участники: 2 команды по 7 человек, возраст участников 13 – 16 лет.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ
Ведущий:
25 апреля 1719г. в Англии вышла книга, которой суждено было пережить века и стать одной из самых популярных и читаемых. Это – книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой ее стал любим многим поколениям ребят, которые видят в нем человека, нашедшего в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах.
Сегодня к нам пришло письмо:
«Вот уже около 300 лет я живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив меня на берег, и едва не лишив жизни, она, впоследствии, сделала меня долгожителем. Видно, не суждено было погибнуть в морской пучине! 28 долгих лет пробыл я на необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого начала мне здорово повезло. Остров, на который меня выбросило, был поистине райским уголком, где круглый год лето. С корабля мне удалось взять все, что смогли унести мои крепкие руки: оружие, одежду, инструменты…
Единственная беда – я не знал окружающих меня дикорастущих растений. Мне очень хотелось бы постигнуть их свойства. Но, увы! Я так и не сумел открыть их секретов. На мое счастье, на острове росли хорошо мне знакомые виноград и апельсиновые деревья. А если б судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса средней полосы России? Ох, и плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш – Робинзон Крузо!»
Ведущий:
Имя Робинзона Крузо стало для нас нарицательным. Так называют людей, оказавшихся один на один с природой. Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. И по сей день совершаются труднейшие переходы через пустыни; смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны; высаживаются на необитаемые острова, пытаясь найти там средства к существованию; идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь, в полном смысле, подножным кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знание родной природы.
А сегодня такими Робинзонами станем мы с вами, учась распознавать растения, проявлять сноровку и ловкость, а также умение ориентироваться на местности.
Итак, начали! Капитаны, состав команд и название нам уже известны, мы видим это на эмблемах, жюри (назвать имена, отчества) заняло свои места и готово к работе!
1 конкурс «Разминка».
Ваша задача: ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы РАЗМИНКИ:
1. Ветки каких деревьев можно встретить в бане? - Берёза, дуб
2. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? - Буква «О»
3. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? - Медведь
4. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? - Ветки, из которых делали розги
5. В названии какой птицы есть цифра 3? - Стриж
6. От чего утки плавают? - От берега
7. Сколько ног у паука? - 8
8. Первые весенние птицы.- Грачи
9. Что делает ёж зимой? - Спит
10. Каркуша - это: - Ворона
11. Какая змея самая большая? - Анаконда
12. Самое быстрое морское животное. - Дельфин, касатка
13. Какому дереву дети очень радуются зимой? - Ель
14. Какие камни в море? - Мокрые
15. Целый день летает, всем надоедает. - Муха
16.В пруду купался, а сухим остался. - Гусь
17. Какие животные вылезают из кожи вон. - Змея
18. Он начинает неделю. - Понедельник
20. Первый весенний цветок. - Подснежник
21.Какая рыба напоминает шахматную фигуру? - Морской конёк
22. Название какого растения связано со звоном? – Колокольчика
23. Самая маленькая птица? – Колибри
24. Какой страшный зверь падок на малину? - Медведь
25. Какая нить в природе самая тонкая? - Паутина
26. Глаза на рогах, а дом на спине? - Улитка
27. Кит – рыба или зверь? - Зверь
28. Что бывает вороне через три года? - 4 года
27. Какую траву знают слепые? - Крапива
Жюри подводит итоги
2 конкурс – «Лесной барометр»
В этом конкурсе нужно, используя народные приметы, предугадать погоду на завтра. Время на задание 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. (Вопросы записаны на карточке по 3 вопроса каждой команде):
Дым столбом - (к морозу)
Утром на траве роса - (дождя не будет)
Ночью был иней – (снега не будет)
Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, - (будет дождь)
Грачи рано прилетели – (к теплой весне)
Рыбы выскакивают из воды – (к дождю).
3 конкурс - «Капитаны».
Капитанам поочередно задают вопросы, на которые они должны ответить - «ВЕРЮ» или «НЕ ВЕРЮ». Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. Верите ли вы, что пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни? (Верю)
2. Верите ли вы, что в Англии полностью отказались от автомобилей и перешли на велосипедный транспорт? (Не верю)
3. Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (Верю)
4. Верите ли вы, что яйца самой большой бабочки агриппины снабжены парой крылышек и способны при опасности перелетать в более укрытые места? (Не верю)
5. Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что те живут колониями и нападать на них опасно? ( Не верю)
6. Верите ли вы, что комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство? (Верю)
Мы просим жюри подвести итог и назвать общее количество баллов каждой команды за три конкурса.
Ведущий: Давайте немножко разомнемся и побегаем! За победу в спортивных конкурсах команда получает 2 очка, за ничью – 1 очко, поражение – 0 очков.
4 конкурс – «Болото». Каждый Робинзон должен уметь преодолевать препятствия, встречающиеся на пути.
Команды построены в колонны по одному. Вдоль дистанции разложены кирпичики – «кочки». На расстоянии 7 м от линии старта, напротив каждой команды, стоят фишки. Участники по одному переправляются на противоположный берег по «кочкам». Добежав до фишки, 1-й участник поднимает руку, и движение начинает 2-й участник и т.д. Побеждает команда, которая быстрее переправится на другой берег. Фальстарт участника – 1 штрафное очко.
5 конкурс - «Собери мусор».
Команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 5 – 6 м лежит обруч, в котором находятся бумажные комки (по кол-ву участников).
На расстоянии 2 м от него стоит корзина для мусора. По сигналу стартует первый участник команды. Добегает до обруча, берет 1 комок и бросает в мусорную корзину. Затем возвращается на линию старта и передаёт эстафету следующему участнику команды. Побеждает та команда, которая быстрее всех и, главное, точнее уберёт мусор в корзину.
Команды готовы? Внимание, на старт. Эстафета началась!
Просим жюри подвести итоги!
Ведущий: Следующий наш конкурс - это викторина «Пентонимы». Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает один балл.
6. Викторина «ПЕНТОНИМЫ»
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен.
3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его необходимо компостировать.
(Навоз)
1. Из нее делают очень много игрушек.
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
1.Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
(Шум)
1. Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги.
(Металлолом)
Ведущий: И снова мы Робинзоны, и снова мы на необитаемом острове.
7 этап нашей игры-викторины – «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»
Прошу команды выйти ко мне!
Робинзоны должны уметь не только искать, но и собирать растительную пищу.
Эстафета «Сбор бананов и кокосов»
«Вы бананы и кокосы собирайте, Да смотрите не зевайте. Племя рядышком сидит И за вами все следит».
Участники по очереди бегут до линии (S=6 – 7 м), где находятся кегли и кубики, берут 1 предмет и несут его в обруч, который лежит в 2-х метрах перед линией старта. Затем задание выполняет 2-й участник и т.д. Сбор идет в течение одной минуты.
«Меткий стрелок».
Чтобы добыть пропитание, с древних времен убивали животных. А для этого нужно быть метким. Перед вами дартс. Каждый участник выполняет один бросок. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.
«Сбор черепашьих яиц».
Участвует 1 человек от команды. На площадке разбросаны футляры от «Киндер-сюрприза». Участникам завязывают глаза и они должны в течение 1 минуты собрать как можно больше футляров – «яиц».
«Перетягивание каната».
Робинзоны должны не только добыть продукты, но и вынести их к своему жилищу. Вот сейчас и посмотрим, чья команда сильнее. Команды становятся друг напротив друга, в колонны по одному. Направляющие команд берутся за канат за отметкой. По команде пытаются перетянуть соперников за контрольную линию.
«Дойка коровы».
На необитаемом острове Робинзон должен сам подоить дикую козу или корову. Из каждой команды к нам должен выйти самый сильный представитель (выдается ведро и перчатка с водой). Он будет «буренкой». Остальные будут выступать в роли хозяюшек. На старте вы одеваете платок, передник и бежите доить корову. И так, по очереди, пока не выдоите все молоко.
«Кто быстрее?» (конкурс капитанов)
Ведущий: Вы пробыли на острове несколько дней. Съели все свои запасы и сейчас должны съесть то, что находится в этих банках. Вы готовы? (В темных банках находятся бананы, но участники не знают об этом). Побеждает капитан, который быстрее справится с заданием.
Жюри подводит итоги
8 конкурс «Угадайте звуки природы».
Команды слушают звуки природы, и должны быстрее угадать их. Предлагаемые звуки природы: Волк. Медведь. Корова. Лошади бегут. Сова. Собака. Хруст снега. Дождь. Ветер. Ручей.
За правильный ответ команда получает 1 очко. Выигрывает команда, угадавшая больше звуков природы.
9 конкурс «Экологическая страничка».
Ваша задача за 5 минут нарисовать правила экологического поведения. Побеждает та команда, которая изобразит больше экологических правил поведения.
Ведущий:
Вот и закончилась наша игра-викторина. Теперь мы, я думаю, сможем выжить в трудных условиях, но нужно помнить и о природе. Сейчас жюри подведет итоги и объявит победителей.
(Слово жюри). Награждение. Команды награждаются грамотами и сладкими призами.
Ведущий:
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Вадима Шефнера:
«Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а Она одна!»
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
Оборудование и инвентарь: табло (лист ватмана, кружки трех цветов (на обратной стороне наклеен двусторонний скотч), презентации конкурсов: «Разминка», «Верю – не верю», «Пентонимы», музыкальное сопровождение, секундомер, мел, 2 фишки, 2 обруча, бумажные комки (по кол-ву участников), 2 мусорных ведра, кубики, кегли, футляры от «Киндер-сюрприза», 2 ведра с водой, 2 резиновые перчатки, 2 платка, 2 мешочка, 2 дартса, дротики (по кол-ву участников), «кирпичики» (12 – 14 шт.), листы бумаги, цветные карандаши, 2 темные банки, 2 банана, канат.