Презентация по русскому языку и литературе Средства выразительности


ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АЛЛИТЕРАЦИЯ- Где он, БРонзы звон или ГРанита ГРань… (В. В. Маяковский)2. АССОНАНСБрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,ВхожУ ль во многолЮдный храм,СижУ ль меж Юношей безУмных, Я предаюсь иным мечтам. (А. С. Пушкин) 3. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕПтицы ПРХ…, ПРХ…, вспорхнули. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВАВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИПЕРБОЛА…раздирает рот зевота ШИРЕ МЕКСИКАНСКОГО ЗАЛИВА. (В. В. Маяковский)2. ИРОНИЯПосмотрите на него: КАКОВ ГЕРАКЛ!3. КАЛАМБУРОн двадцать лет был НЕРАДИВ,Единой строчки НЕ РОДИВ. (Д. Минаев)4. КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫУ людей-то в дому – ЧИСТОТА, ЛЕПОТА,А у нас-то в дому – ТЕСНОТА, ДУХОТА.(Н. А. Некрасов)5. КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫВпереди рисовалась жизнь НОВАЯ, ШИРОКАЯ, ПРОСТОРНАЯ. 6. КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯБлажен, кто верует… (А. С. Грибоедов)7. ЛИТОТАВаш шпиц, прелестный шпиц, НЕ БОЛЕЕ НАПЁРСТКА.Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка. (А. С. Грибоедов)8. МЕТАФОРАЦелый день осыпаются с клёнов СИЛУЭТЫ багряных СЕРДЕЦ.(Н. Заболоцкий)ОТГОВОРИЛА РОЩА золотая берёзовым весёлым языком(С. А. Есенин)9. МЕТОНИМИЯМОЛЧАЛИНЫ блаженствуют на свете.(А. С. Грибоедов)10. ОКСЮМОРОНПЕЧАЛЬ МОЯ СВЕТЛА (А. С. Пушкин)Смотри, ей ВЕСЕЛО ГРУСТИТЬ… (А. А. Ахматова) 11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕДеревья радостно ТРЕПЕЩУТ.КУПАЯСЬ в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)12. ПЕРИФРАЗАУНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!Приятна мне твоя печальная краса!(А. С. Пушкин)13. САРКАЗМ«… говорил он плавно, мягко, словно змей полз» (М. Е. Салтыков-Щедрин)14. СИНЕКДОХАИ слышно было до рассвета, как ликовал ФРАНЦУЗ.( М. Ю. Лермонтов)15. СРАВНЕНИЕКленовый лист напоминает нам ЯНТАРЬ. (Н. Н. Заболоцкий)Намокшая ВОРОБЫШКОМ Сиреневая ветвь! (Б. Л. Пастернак)Анчар, КАК ГРОЗНЫЙ ЧАСОВОЙ… (А. С. Пушкин)16. ЭПИТЕТЗвенела музыка в саду Таким НЕВЫРАЗИМЫМ горем. (А. Ахматова) СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВАВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ АНАФОРАЖди меня, и я вернусь, только очень жди.Жди, когда наводят грустьЖёлтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара…(К. Симонов)2. АНТИТЕЗАПолюбил БОГАТЫЙ – БЕДНУЮ,Полюбил УЧЁНЫЙ – ГЛУПУЮ,Полюбил РУМЯНЫЙ – БЛЕДНУЮ…(М. И. Цветаева)3. БЕССОЮЗИЕШвед, русский – колет, рубит, режет,Бой барабанный, клики, скрежет. (А. С. Пушкин) 4. ГРАДАЦИЯНе волнуйся, не плачь, не труди,Сил иззябших и сердца не мучай.Ты жива, ты во мне, ты в груди,Как опора, как друг и как случай.(Б. Л. Пастернак)5. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМОСКВА! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!(А. С. Пушкин)6. ИНВЕРСИЯИ курганов зеленеет Убегающая цепь. (А. А. Фет)Арагвы светлой он счастливо Достиг зелёных берегов. (Лермонтов)7. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОРИ ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой (Лермонтов)8. МНОГОСОЮЗИЕОх, лето красное! Любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С. Пушкин) 9. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯНо горы близко. И снег на них. Мы время проведёмУ ПЕЧКИ. В ИМЕРЕТИИ. ЗИМОЮ.КАК В ПЕРЕДЕЛКИНО, КАК ПОД МОСКВОЮ.(В. Ибнер)10. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОСИ кому же в ум придёт на желудок петь голодный?(И. А. Крылов)11. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕПрощай, свободная стихия! (А. С. Пушкин)12. РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕКакое лето, что за лето!Да это просто колдовство.(Ф. И. Тютчев)13. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМАлмаз шлифуется алмазом,Строка диктуется строкой.(А. Недогонов) 14. СТИЛИЗАЦИЯ15. ЭПИФОРАМилый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьёт меня.Не найти мне места в тихом домеВозле мирного огня!(А. А. Блок) ТРЕНИРОВОЧНОЕЗАДАНИЕ Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковые особенности текста. Термины, использованные в рецензии пропущены.Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. « В слове скрыта могучая сила, и ___ «исцелить» - «ранить» отражают его возможности. Что же необходимо, чтобы слово обладало спасительной силой? Отвечая на этот вопрос, Н. Галь использует ___ «нужен такт, верное чутьё». Они помогают читателю понять авторскую позицию по поднятой проблеме: если писатель лишён внутренней культуры, душевно глух, то «одно неловко поставленное слово искажает всю интонацию, в ложном свете рисует чувство рассказчика». Эта___ передаёт впечатление вдумчивого читателя, ощущающего смысловой оттенок слова. А позицию автора отражают ___ («хорошее слово становится плохим, если сказано не к месту»): душевная глухота может служить причиной «искажения всей интонации» написанного.».1.Контекстные антонимы; 2. метафора; 3. синтаксический параллелизм; 4. сравнение; 5. эпитет; 6. фразеологизм; 7. контекстные синонимы ;8. метонимия; 9. антонимы 1, 7, 2, 9 КОНТРОЛЬНЫЕЗАДАНИЯ «Знакомя читателя со своей позицией, Сергей Аверинцев использует такие приёмы, как ___ («Самое главное, что любовь в плаче Ярославны предстаёт не как влюблённость или страсть, не как куртуазное преклонение, а как жалость жены к мужу, во всём подобная жалости матери к сыну») , ___ (« «…Кровавыя его раны на жестоцемъ его теле…» Эти слова можно повторять снова и снова»). Говоря о героинях «Слова о полку Игореве», автор использует такие тропы, как ___ («прекрасной Глебовны») и ___ («мгновенно и точно схватывая своим воображением»), которые усиливают образность текста и помогают передать чувства героя-рассказчика». СПИСОК ТЕРМИНОВ:1. Ряды однородных членов; 2. метафора; 3.сравнительный оборот;4. цитирование; 5. литота; 6. эпитет; 7. диалектизм; 8. риторический вопрос; 9. противопоставление. «Владимир Тендряков, высказывая свои мысли, использует разнообразные средства выразительности. Такие синтаксические средства, как ___ («Люблю наше время, удивляюсь ему, страдаю за него, страдаю от него и хочу, хочу счастливых в нём перемен!», «Нет!», «Хочу!»), ___ («Я, родившийся в глухом районном селе Яровое, в семье служащего, со школьной скамьи попавший в окопы, раненный на Курской дуге, контуженный в Карпатах, ныне обладающий степенью доктора, званием профессора, числящийся в штате известного всему миру НИИ, хочу, чтоб жизнь и дальше процветала на Земле!»), усиливают эмоциональность речи автора. Такие приёмы, как ___ («Мы умелы, мы удивительно сноровисты, изобретательно создаём с помощью одних вещей другие, но поразительно неразумны, сами себе ужасаемся») и ___ («Да, вмешавшись в естественный ход развития. Усилиями разума!»), помогают автору точнее и образнее передать свои мысли». СПИСОК ТЕРМИНОВ:1. Ряды однородных членов; 2. фразеологизм; 3. сравнительный оборот; 4. цитирование; 5. литота; 6. эпитет; 7. восклицательные предложения; 8. парцелляция; 9. противопоставление «Известный лингвист, используя такие синтаксические средства выразительности, как ___ («Ну действительно, разве телевизор не изменил человечество? А компьютер?») и ___ («Надо что-то делать!», «Что Тургенева – на языке Трифонова никогда мы уже не будем говорить!»), вступает в разговор с читателем. Такие тропы, как ___ («Но язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир. Язык – слуга и господин. Язык – наш друг и враг одновременно») и ___ («нелепые слухи»), усиливают эмоциональность речи, помогают автору точнее и образнее передать свои мысли». СПИСОК ТЕРМИНОВ:1. Ряды однородных членов; 2. фразеологизм; 3. сравнительный оборот; 4. риторические вопросы; 5. литота; 6. эпитет; 7. восклицательные предложения; 8. развёрнутая метафора; 9. противопоставление «Характеризуя князя Игоря, Сергей Аверинцев использует такие приёмы, как ___ («О чём он думает? О себе? Нет, о брате Всеволоде, которого видит в самой гуще боя, «крепко борющегося». Им владеет не ярость попавшего в западню храброго хищника, а жалость, тревога за другого»), ___ («Ипатьевская летопись повествует, как он поначалу зарекался от побега: «...Неславным путём не могу пойти»»). Такие лексические средства, как ___ («к чужой беде и к своей вине») и ___(«довести себя до точки…»), которые автор обыгрывает в тексте, усиливают образность и помогают передать характер героя». СПИСОК ТЕРМИНОВ:1. Ряды однородных членов; 2. фразеологизм; 3. сравнительный оборот; 4. цитирование; 5. литота; 6. эпитет; 7. диалектизм;. 8. вопросно-ответная форма изложения; 9 антонимы ОТВЕТЫ(можно не открывать) 9, 4, 6, 27, 1, 9, 84, 7, 8, 68, 4, 9, 2НОРМЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК«5» - 16 баллов (нет ошибок или пропусков)«4» - 13 -15 баллов«3» - 9 – 12 баллов«2» - 8 баллов и менее«1» - 0 баллов