Педагогический проект Системный анализ школьного курса русской литературы на основе смысловых акцентов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Усть-Илимска
2011 Системный анализ школьного курса русской литературы на основе СМЫСЛОВЫХ АКЦЕНТОВ Педагогический проект ПАСПОРТ ПРОЕКТАПолное название проекта: «Системный анализ школьного курса русской литературы на основе смысловых акцентов» Организация-заявитель: МБОУ «СОШ № 8» г. Усть-Илимска Иркутской области Разработчик проекта: Переляева В.В., учитель литературы МБОУ «СОШ №8» Исполнительная группа: Переляева В.В.; учащиеся МБОУ «СОШ №8»; учителя литературы 5-11 классов География проекта: МБОУ «СОШ № 8» г. Усть-Илимска Иркутской области Сроки выполнения проекта: январь 2011 г. – май 2013 г. Тип проекта: исследовательский, прикладной Продолжительность проекта: долгосрочный (1,5 года) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Усть-Илимска Цель проекта: создание системы смысловых акцентов в литературном материале школьного курса (5-11 кл.), направленную на оптимизацию литературного образования в школе, в перспективе направленную на повышение уровня познавательного интереса к предмету у учащихся (конкурсы, олимпиады, исследовательская работа) Задачи: - изучить результаты участия воспитанников школы в олимпиадах по литературе различного уровня, научно-практических конференциях «За страницами твоего учебника», в другой внеклассной работе по литературе с точки зрения успешности и мотивации участия;- исследовать распространенные у учителей школы подходы к анализу художественных текстов на уроках литературы;- выстроить ЛОГИКУ изучения русской литературы в школьном курсе (5-11 кл. Государственная программа по литературе под редакцией Коровиной В.Я., Москва, Просвещение, 2010 г.) в целях:- адекватного выбора характера анализа художественных произведений;- формирования у учащихся литературного мировоззрения, основанного на целостной системе развития литературного процесса;- развития интереса к литературе как виду искусства. Этап Ι - подготовительный Шаг 1. Выявляем, осознаем и формулируем проблемную ситуацию, связанную с состоянием преподавания литературы в нашей школе. Шаг 2. Определяем исполнителя, объекты, средства и методы Исполнитель: Переляева Вера Викторовна, учитель литературы 10-11 классов; учителя литературы МБОУ «СОШ №8»Объекты: - государственная программа учебного курса литературы 5-11 классов под редакцией Коровиной В.Я.;подходы в анализе содержания и структуры художественных текстов на уроках литературы учителей-словесников МБОУ «СОШ №8»; урочная и внеурочная деятельность учащихся МБОУ «СОШ №8»;Средства: текст государственной программы по литературе 5-11 кл. под ред. Коровиной В.Я.; - тексты художественных произведений русских классиков, включенные в школьную программу по литературе;- поурочное планирование учителей-словесников;исследовательские работы учащихся; итоговые (годовые, экзаменационные) оценки по литературеМетоды:- планирование; синтез;- анализ; моделирование Ожидаемые результаты: Исследовательская работа «Системный анализ произведений школьного курса художественной литературы с точки зрения её смысловых акцентов» Форма представления – доклад на основе концепции Инновационность проекта: Ранее такого подхода к анализу курса русской литературы в нашей школе не существовало Рабочая гипотеза: Если выстроить на основе государственной программы ЛОГИКУ (СИСТЕМУ) в построении школьного курса литературы от 5 до 11 класса, можно выбрать адекватный характер анализа художественных произведений, тем самым активизировать мотивацию учащихся на более глубокое и творческое восприятие художественных текстов Этап ΙΙ. Работа над проектом Шаг 1. Актуализация знаний о педагогических объектах: через индивидуальные беседы, опрос учащихся и добровольное знакомство с личными поурочными планами преподавателей изучить подходы в анализе содержания и структуры художественных текстов на уроках литературы учителей-словесников нашей школы; на основе материалов пробных ЕГЭ городского уровня, имеющихся в школе, изучить недостатки творческой части С работ выпускников прошлых лет. Шаг 2. Проанализировать состояние преподавания литературы в нашей школе с точки зрения преемственности содержания курсов литературы с 5 по 11 класс, в которой учесть сведения о результатах участия в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня. Шаг 3 Составление графика реализации проектаПланируются мероприятия, сроки выполнения, ожидаемые результаты и методы работы 1. Изучение уровня состояния преподавания литературы в школе Сроки: февраль-март 2011 года Ожидаемый результат: выводы, систематизация знаний о проблеме Методы: - изучение протоколов городских комиссий о результатах участия уч-ся школы в городских олимпиадах и конференциях; - знакомство с системой работы преподавателей; - анализ итоговых работ уч-ся в части С пробного ЕГЭ 2. Составление аналитических материалов Сроки: сентябрь- октябрь 2011 года Ожидаемый результат: анализ проблемной ситуации Методы: анализ – синтез - обобщение 3. Плановая работа по созданию нового проекта (концепции): работа с государственной программой по литературе Связать в систему найденные смысловые акценты в каждом курсе изучения литературы так, чтобы четко было видно, как серьёзное осмысление данной темы подготавливается на предыдущем этапе обучения. На новом этапе выстроить логику тематической «фокусировки» литературного материала в рамках одного учебного года (безусловно, только к этому не может быть сведено содержание уроков).В этом случае выстраивается определенная логика изучения художественной литературы в целом и творчества отдельных авторов в частности.Сроки: ноябрь-декабрь 2011 года Ожидаемый результат: построение логики курса литературы с 5 по 11 класс Методы: моделирование Изучение последовательности и содержания анализа предлагаемых для изучения государственной программой под ред. Коровиной В.Я. художественных произведений русской классической литературы с точки зрения ГЛАВНЫХ тем каждого курса. Составление комментария к ним. Сроки: март-май 2011 года Методы: причинно-следственный анализ, моделирование 4. Работа с программой по литературе под ред. Коровиной В.Я., Москва, Просвещение, 2010 г. Этап III. Планируемые мероприятия по реализации проекта Шаг 1. Организационно-теоретический этап Представить проект на обсуждение в школьное методическое объединение учителей -словесников (ноябрь 2009 г.).Найти единомышленников по параллелям и скоординировать деятельность по проекту (в учебно-тематические планы включить обязательное акцентирование на основных темах курса, в том числе в проверочных, тестовых и творческих работах) (ноябрь-декабрь). Предложить преподавателям и учащимся заняться научно-исследовательской работой в рамках предложенной логики построения школьного курса литературы (сентябрь - март) В план подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям включить в текущем году цикл занятий (консультаций), направленных на формирование целостной системы развития литературы, представленной в школьной программе (сентябрь - ноябрь).Отследить результаты ЕГЭ по литературе в части В и С и русского языка в части С, если в ней будет предложен литературный материал или опора на него (май-июнь). Шаг 2. Исследовательский и практический этап деятельности по проекту.Изучение материалов по существующим подходам в анализе содержания и структуры художественных текстов на уроках литературы МБОУ «СОШ №8» с точки зрения преемственности курсов с 5 по 11 класс;Составление аналитической справки о результатах выступлений учащихся школы на олимпиадах и конференциях различных уровней (за 3 года);Проведение консультаций для учителей и учащихся по проблемам системного анализа; Изучение уровня мотивации учащихся в изучении филологических дисциплин;Работа по составлению системной таблицы с комментариями Шаг 3. Критерии оценки результативности проекта
Выступление автора проекта на межвузовской педагогической конференции с исследовательской работой «Системный анализ произведений школьного курса художественной литературы с точки зрения её смысловых акцентов» Этап IVПрактическая реализация запланированных мероприятий а) Анализ результатов участия вгородских олимпиадах по литературе за 3 года показал: 2008-2009г. – призовых мест нет 2009-2010 г. – 2 место (Аникович А.11 кл.) учитель Переляева В.В. 2010-2011 г. – призовых мест нет 2011-2012 г. – участники не выставленынаучно-практических конференциях за 3 года:2008-2009 г. – диплом 2 степени (Маслова Д.10 кл.) учитель Кобелева Г.Г. 2009-2010 г. – диплом 2 степени (Муравьева Л. 11 кл.) учитель Переляева В.В. 2010-2011 г. - диплом 2 степени (Маслова Д. 11 кл.) учитель Переляева В.В. 2011-2012 г. – диплом 3 степени (Дёмина А. 11 кл.) учитель Переляева В.В. ВЫВОДЫ1. Преподавателями не ведется системная работа по подготовке к олимпиадам по литературе в среднем и старшем звене;2. В среднем звене учащиеся не мотивируются на ведение исследовательской работы по литературе в конференции «Шаг в будущее, Юниор!» (проекты, доклады, рефераты); за 3 года – ни одной работы со степенью;3. В старшем звене школы нет заинтересованности педагогов, преподающих литературу, в руководстве исследовательской деятельностью учащихся по литературе;4. Нет преемственности в преподавании курса русской литературы между начальной, подростковой и старшей школами;5. У педагогов нет общих подходов в анализе содержания и структуры текстов на уроках литературы (разная степень углубления в содержательный и структурный анализ текстов, различны научные школы, в большей степени – традиционный подход) б) Изучение уровня мотивации к изучению литературы Данные психологов по классам 8-ые классы: у 15% уч-ся - безразличное отношение к литературеу 8% уч-ся – крайне отрицательное отношение к литературе 9 классы:у 11% уч-ся – безразличное отношение к литературеу 9% уч-ся - отрицательное отношение к литературе 10 классы:у 18% уч-ся - безразличное отношение к литературеу 22% уч-ся - отрицательное отношение к литературе 11 классы:0% - безразличное отношение к литературе2% - отрицательное отношение к литературе Выводы: В среднем каждый 5-ый ученик 8-11 классов не мотивирован на серьезную работу по литературе. - Причины? Проблема – налицо. Как один из возможных путей её решения – использование предлагаемого в данном проекте СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА произведений художественной литературы. в) Составление системной таблицы с комментариямиОсмысление курса литературы по программе В.Я. Коровиной, фокусировка литературного материала позволили выстроить связь следующих СМЫСЛОВЫХ АКЦЕНТОВ по классам: Класс Основная тема(смысловой акцент) Пояснения, комментарии 5 класс - единство мира Изучая мифы, произведения устного народного творчества и художественной литературы, ученики должны представить себе мир как единое целое. Особую значимость при этом приобретает рассмотрение героя в его отношениях с окружающими людьми и природой. Сформулированная основная тема сама по себе предполагает внимание к таким понятиям, как ДОМ, СЕМЬЯ, ПРИРОДА, РОДИНА, МИР. 6 класс - жизненное пространство человека Укоренённость человека в определенной точке пространства, отрыв от дома, вынужденный или желаемый, отсутствие дома; жизнь статичная или динамичная; сужение или расширение жизненного пространства– вот основные темы для размышлений на уроках, позволяющие углубить суждения о человеке и его месте в мире. 7 класс - судьба человека Синонимами слова «судьба» могут быть такие слова, как «история жизни» и «рок». Влияние человека на собственную судьбу и судьбу страны, воздействие на его судьбу исторического фактора и склада жизненных обстоятельств, в том числе и мистических сил (из фольклора), - вот основные темы размышлений на уроках. Принципиально важно то, что в программу курса входят немало таких произведений, в которых показывается влияние одного события на дальнейшую судьбу героя, а также дается крупным планом совокупность событий, образующих его биографию. 8 класс поэзия и проза жизни Взгляд художников (поэтов, драматургов и писателей) на поэтическое и прозаическое в жизни человека раскрывается на основе произведений, написанных в разные исторические эпохи. Но здесь основным надо считать не историческое время.Главному герою пушкинского романа «Капитанская дочка», несомненно, доступна поэзия жизни, которая раскрывается в отношении к Маше Мироновой (он по-настоящему любит и по-рыцарски ей служит) и к Пугачеву (он воспринимает его прежде всего как человека, а не как представителя противоположного политического лагеря и даже проникается к нему сочувствием). В поэтическом свете подается автором и сам Пугачев. Но если мы вспомним эпизод военного совета в Оренбурге, отношение Швабрина к Маше, то убедимся в том, что Пушкин не боится показать и другую – прозаическую – сторону жизни. 9 класс - ум и душа Каждое из понятий, вынесенных в акцентную тему, рассматривается в нравственно-психологическом и эстетическом ракурсах. В первом случае речь идет о модели человеческой личности, о роли ума и души во внутренней жизни человека и их влиянии на его поступки. Во втором – имеется в виду эстетическая позиция автора, в связи с чем на первый план выходит проблема творческого метода (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) и его философской основы. О последнем следует сказать особенно, т.к. программа 9 класса – это программа вводного курса истории литературы. 10 класс - вечное Уже первые занятия, посвященные знакомству с философскими мотивами лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, нацеливают на глубокий философский разговор о вневременных ценностях, неизбежно основанных на христианских. Углубление представления о них – у Достоевского и Толстого.Предложенные для осмысления произведения, относящиеся в основном к русской литературе 19 века, дают богатый художественный материал для обсуждения широкого круга проблем, так или иначе соприкасающихся сосновной темой курса: человек в ситуации противостояния первоосновам бытия; человек с романтическими устремлениями и социальная среда; рационалистический подход к жизни и счастье; идиллический мир и его влияние на психологию и судьбу конкретного человека; трудности в отношениях между представителями разных поколений и их причины; идеал семьи и причины разрушения семьи; границы саморазрушения человека; человек и христианская система ценностей; человек и смерть и.т.д. 11 класс - искушение экспериментом В основе главной темы – литература 20 века. При её осмыслении следует учитывать два момента. Во-первых, речь должна идти об эксперименталь- ном отношении к самой действительности (не художественному, а реальному времени), стремлении оказать на неё воздействие, проигнорировав её незыблемые законы (вспомним основную тему 10 класса!). Во-вторых, нельзя пройти мимо экспериментального отношения художника к творчеству. Например, произведения поэтов «серебряного века» дадут богатейший материал для размышлений о том, как соотносятся эстетическая программа того или иного эстетического направления и творческая практика конкретного поэта. Принципиальным представляется и обсуждение вопроса о границах художественного эксперимента в жизненных реалиях (помогут «экспериментальные» повести М. Булгакова). Выводы: Суть концепции в том, что логика изучения литературных произведений, влияющая на сам характер анализа этих произведений, в данном случае такова: Единство мира→ жизненное пространство человека → судьба человека → поэзия и проза жизни → ум и душа → вечное → искушение экспериментомПредлагаемая система показывает, как предыдущий элемент подготавливает логику появления и существования последующего. Если выстроить на основе государственной программы ЛОГИКУ в построении школьного курса литературы от 5 до 11 класса, можно выбрать системный характер анализа художественных произведений, чем обеспечить преемственность между ступенями школы, активизировать мотивацию учащихся на более глубокое и творческое восприятие художественных текстов СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Приглашаю к сотрудничеству!