Рабочая программа курса по выбору Химия и здоровье (8-9 классы)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Кудымкарского района
МОУ «Верх – Иньвенская общеобразовательная школа – базовая»
Программа курса по выбору
«Химия и здоровье»
для учащихся 8-9 классов на 2011-2012 уч. год
Составила: Зубова Е.В.,
учитель биологии и химии
МАОУ «Верх–Иньвенская СОШ»
с. Верх – Иньва, 2009
Пояснительная записка.
Программа курса «Химия и здоровье» предназначена для учащихся 8-9 классов.
Основная цель курса - показать значимость и актуальность химических знаний для достижения духовного и физического здоровья человека
Задачи курса направлены на развитие знаний о здоровом образе жизни, развитие способностей, склонностей и интересов учащихся в области химии, медицины, биологии, экологии, воспитание любознательности и исследовательских умений и навыков учащихся.
Программа курса «Химия и здоровье» построена на материале разных предметов естественного цикла: химии, биологии, экологии. Межпредметные связи обеспечивают более глубокое понимание современной экологической ситуации, сохранения здоровья человека, что и является особенностью данного курса.
Содержание курса позволяет развивать умения, необходимые для жизни современного человека, связанных с овладением простейших приёмов исследования своего здоровья, качества продуктов питания, проводить наблюдения и ставить эксперименты. Значительное место в курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся. Курс имеет профориентационную направленность
в области химии, медицины, биологии и экологии.
Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы, направленные на развитие коммуникативных качеств, а также учёт возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Разнообразные методы и приёмы обучения, в том числе игровая и проектная деятельность, демонстрации и просмотр презентаций позволят развивать творческое воображение, общеучебные умения и навыки учащихся.
Курс рассчитан на 10 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля
Формы работы
Введение в курс «Химия и здоровье»
1
1
Собеседование,
просмотр презентации
1.
Химические элементы в организме человека
2
1
1
Отчёт по Л.О.
Ролевая игра,
Викторина
2.
Химические вещества в организме человека
3
1
2
Отчёты по
Л.О., презентация результатов
Работа в группах, исследовательская работа, просмотр презентации
3.
Химия и медицина
2
1
1
Выступления с рефератами
Отчёт о работе
Работа с научно – популярной литературой, Интернет - ресурсами
4.
Химия и косметика
1
1
1
Презентация коллекции «Средства гигиены»,
Выступления с рефератами
Работа в группах,
практические работы, просмотр презентации
5.
Итоговое занятие
1
Отчёты,
презентация результатов
Выполнение творческих заданий
ИТОГО
10
5
5
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение (1ч.). Здоровье человека – общественное и личное состояние. Факторы здоровья. Окружающая среда и образ жизни, как важнейшие факторы здоровья. Глобальная проблема сохранения здоровья.
Тема 1. Химические элементы в организме человека (2ч.).
Химические элементы в организме человека C, H, O, N, P, S, CI, Вr. Fe, K, Na, Ca, Cu. Их роль в жизнедеятельности человека.
Лабораторные опыты:
Действие тяжёлых металлов на белок.
Тема 2.Вещества и их роль в организме (3ч.).
Классификация веществ. Органические и неорганические вещества. Простые (металлы и неметаллы) и сложные вещества (оксиды, кислоты, основания, соли). Органические вещества: белки, жиры, углеводы, ферменты, гормоны. Их биологическая роль в живом организме. Витамины, необходимые для жизнедеятельности человека. Их роль в живом организме.
Лабораторные опыты:
Определение качества питьевой воды.
Обнаружение солей кальция в костях животных.
Обнаружение углекислого газа при дыхании.
Определение витаминов в продуктах питания – витамина С в яблочном соке, витамина А в растительном масле, витамина Д в сливочном масле и яйце.
Определение качества мёда.
Тема 3. Химия и медицина (2ч.).
Лекарства, их значение. Классификация лекарств. Правила приёма лекарств. Фитопрепараты. Самолечение – его польза и вред. Яды и противоядия. Антибиотики.
Демонстрации: аптечка первой медицинской помощи.
Лабораторные опыты:
Исследование реакции среды аспирина.
Адсорбция активированным углем.
Тема 4. Химия и косметика (1ч.).
Средства гигиены: зубные пасты, порошки, твёрдые и жидкие мыла. Косметические средства: дезодоранты, туалетная вода, помада. Химическая завивка и обесцвечивание волос.
Практические работы:
Выбор средств для ухода за полостью рта ,анализ зубных паст.
Правила наложение макияжа.
Итоговое занятие(1ч)
Конференция «Алкоголь, никотин, наркотики – твои враги».
Инструкции для проведения лабораторных опытов.
Адсорбция активированным углем.
В колбу с водой капнуть чуть-чуть синих чернил; чтобы раствор был бледно голубым. Затем добавить растолченную таблетку активированного угля. Взболтать смесь, она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь адсорбирует своей поверхностью молекулы красителя, извлекая их из воды.
Определение прозрачности воды.
Использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки. Провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоёма и сравнить результаты. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду напечатанный текст. Отметьте, на какой высоте исчезнет видимость шрифта. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы.
Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу с пробкой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объёма , нагрейте над пламенем спиртовки до 60 єС и сильно встяхнуть в закрытом состоянии. Затем открыть колбу и определить характер и интенсивность запаха воду. Дать оценку в баллах, пользуясь таблицей (приложение № 1).По запаху воды определить вид загрязняющего вещества (приложение № 2)
Обнаружение нитратов в овощах и фруктах.
На предметное стекло положить несколько срезов той или иной части растения. Затем на каждый срез нанести по одной капле 1% раствора дифениламина и следить за появлением синей окраски. Бледно-голубая окраска среза от дифениламина свидетельствует о недостатке нитрат - ионов в растении. Синяя окраска говорит о средних нормах, а фиолетовая окраска - о том, что растение содержит высокие дозы нитрат – ионов.
Действие солей различных металлов на раствор белка
Оборудование и реактивы: р-р куриного белка, р-ры CuSO4, MgSO4, Pb(NO3)2
штатив с пробирками.
К 4-5 мл. раствора куриного белка добавить разбавленный раствор сульфата меди (11) и встряхнуть. Что наблюдаете? В каком случае реакция свёртывания белка происходит сильнее? Какие выводы следуют из этого опыта?
Учебно – методическое обеспечение
Бочарова С.В. Предметная неделя химии в школе./Сост. С.В. Бочарова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
Ким Е.П. Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия (игры, шоу-программы, театрализованные представления)/авт-сост. Е.П. Ким. – Волгоград: Учитель, 2009
Волынова Л.Г. Химия. Предметная неделя в школе. Планы и конспекты мероприятий./авт-сост. Л.Г. Волынова, Л.К. Сейдалиева, Н.П. Кузнецова, Е.В. Мейснер – Волгоград: Учитель, 2005
Ермоляев М.В. Биологическая химия. – М.: Медицина, 1978
Макаров К.А. Химия и здоровье. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов. – М.: Просвещение, 1985
Урок окончен – занятия продолжаются. Библиотека учителя химии. Внеклассная работа по химии./Под ред. Э.Г. Золотникова. – М.: Просвещение, 1992
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994
Журналы «Химия в школе», 2001
Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993
Гагдиси Д.Т. и др. Экология и здоровье – М.: Знание, 1985
Анастасова Л. П., Гольнева Д. П., Короткова Л. С., Человек и окружающая среда – М: Просвещение, 1997
Лоранский Д. Н., Лукьянов В. С., Азбука здоровья - М: Профиздат, 1990
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие 5–11 кл. – Смоленск: Вентана, 1995
Смирнов А. Т., Мишин Б. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. - М: Просвещение, 2001
15