Презентация и конспект урока по русскому языку 3 класс на тему Дательный падеж имен существительных


Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С. Тургенева г. Орла

Лебедева Галина Александровна
учитель начальных классов
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: - формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать.
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
- развитие интереса к предмету
Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах ,в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
Формировать умение определять падеж имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Умение определять дательный падеж имён существительных по вопросу и предлогу.
ХОД УРОКА.
Организационный момент (самоопределение к деятельности) - Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
- Тихо сели, начинаем работу.
2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) – Что объединяет слова, записанные на доске? (это словосочетания, в которых имена существительные в форме родительного падежа с предлогами)
доплыть до берега
подарок для мамы
поделка из бумаги
скатиться с горки
растёт около дома
- Почему вы решили что все эти слова стоят в форме родительного падежа? (я так решил, потому что эти слова отвечают на вопросы кого? чего? и употребляются с предлогами до, для и т.д.)
- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? а к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)
- Давайте вспомним предлоги родительного падежа. (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)
- Сколько всего предлогов? (10)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Запишите предложение под диктовку:
Капли дождя застучали по крышам.
- Какие орфограммы встретились?
- Определите падеж существительных.
- В каком слове вы испытали затруднения при определении падежа?
3.Актуализация учебной задачи - Сформулируйте тему урока.
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) вывешиваю на доску Д.п. и вопросы
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
4.Открытие нового знания (работа в парах)
5. Первичное закрепление.
(работа в учебнике) - На столе у вас карточки с заданием. Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
(самопроверка) - Проверьте с эталоном на доске. Кто допустил ошибку?
- На какую орфограмму встретились слова?
- Найдите имена существительные и определите падеж.
-Давайте вспомним алгоритм определения падежей имен существительных. (алгоритм на доске)
Найду в словосочетании главное слово;
Поставлю от главного слова к существительному вопрос;
По вопросу определю падеж
( 1 уч. объясняет)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) Вывешиваю на доску предлоги
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 47.
- Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Кто автор этих басен?
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)
- На доске эталон.
- Кто допустил ошибки? ( 1 уч. объясняет, если есть ошибка)
- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
- Это задание вы выполните в парах. Разбор слова по составу подходит.
(взаимопроверка и самопроверка)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
- Сегодня мы изучили особенности какого падежа ?
- На какой вопрос отвечают имена сущ. в Д.п.?
- С какими предлогами употребляются в речи?
Физкультминутка.
6. Включение знаний в систему (работа на карточках) Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрите, и под ноги,
Вправо, влево – побыстрей!
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
- Сейчас вы будете работать на карточках самостоятельно, прочитайте и выполните задание.
(Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)
Карточка № 1.
Подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.
Карточка № 2.
Подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.
- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)
- Какие вопросы вы ставили? С каким предлогом употреблялись имена сущ – е?
- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна.)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.
- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу. (2 человека)

6. Итог урока.
Рефлексия.
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- Если вам всё было понятно и интересно на уроке, оцените свою работу.
- Вот закончился урок, скоро прозвенит звонок.
Улыбнёмся гостям и скажем им спасибо за внимание.
7.Домашнее задание Страница 47, упражнение 85.
ХОД УРОКА.
Организационный момент (самоопределение к деятельности) - Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
- Тихо сели, начинаем работу.

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) – Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные в форме родительного падежа с предлогами)
до берега
для мамы
из бумаги
с горки
без товарища
- Почему вы решили что все эти слова стоят в форме родительного падежа? (я так решил, потому что эти слова отвечают на вопросы кого? чего? и употребляются с предлогами до, для и т.д.)
- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? а к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные)
- Давайте вспомним предлоги родительного падежа. (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.)
- Сколько всего предлогов? (10)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Запишите предложение под диктовку:
Капли дождя застучали по крышам.
- Какие орфограммы встретились?
- Определите падеж существительных.
- В каком слове вы испытали затруднения при определении падежа?
3.Актуализация учебной задачи - Сформулируйте тему урока.
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) вывешиваю на доску Д.п. и вопросы
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
4.Открытие нового знания (работа в парах)
5. Первичное закрепление.
(работа в учебнике) - На столе у вас карточки с заданием. Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
(самопроверка) - Проверьте с эталоном на доске. Кто допустил ошибку?
- На какую орфограмму встретились слова?
- Найдите имена существительные и определите падеж.
-Давайте вспомним алгоритм определения падежей имен существительных. (алгоритм на доске)
Найду в словосочетании главное слово;
Поставлю от главного слова к существительному вопрос;
По вопросу определю падеж
( 1 уч. объясняет)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) Вывешиваю на доску предлоги
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 47.
- Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Кто автор этих басен?
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)
- На доске эталон.
- Кто допустил ошибки? ( 1 уч. объясняет, если есть ошибка)
- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
- Это задание вы выполните в парах. Разбор слова по составу подходит.
(взаимопроверка и самопроверка)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
- Сегодня мы изучили особенности какого падежа ?
- На какой вопрос отвечают имена сущ. в Д.п.?
- С какими предлогами употребляются в речи?
Физкультминутка.
6. Включение знаний в систему (работа на карточках) Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрите, и под ноги,
Вправо, влево – побыстрей!
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
- Сейчас вы будете работать на карточках самостоятельно, прочитайте и выполните задание.
(Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)
Карточка № 1.
Подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.
Карточка № 2.
Подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.
- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)
- Какие вопросы вы ставили? С каким предлогом употреблялись имена сущ – е?
- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна.)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.
- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу. (2 человека)

6. Итог урока.
Рефлексия.
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- Если вам всё было понятно и интересно на уроке, оцените свою работу.
- Вот закончился урок, скоро прозвенит звонок.
Улыбнёмся гостям и скажем им спасибо за внимание.
7.Домашнее задание Страница 47, упражнение 85.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.
Спишите, вставляя пропущенные буквы:
Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.