Особенности преподавания математики в условиях малокомплектной школы
114300-200025Алматинская область
Илийский район
Средняя школа №27
Учитель математики 2-го уровня
Убайдуллаева Карима
Особенности преподавания математики в условиях малокомплектной школы
Я, учитель математики второго уровня, обучаю детей в малокомплектной школе, где в каждом классе по 4-7 учащихся. Хочу представить вашему вниманию планирование урока математики в 5 и 6 классах.
Малокомплектная школа в силу своей специфики обладает рядом преимуществ перед обычной: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьёй, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником и др. Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на учебную деятельность и преподавание в малокомплектной школе оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения и др.
Отсутствие в малокомплектной школе параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Использование общей методики обучения в классах с малой наполняемостью приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей и низкой эффективности учебно-воспитательных методов. Процесс обучения математике в МКШ имеет ряд особенностей, отличающих его от аналогичного процесса в начальной школе обычной школы. Это обусловлено спецификой организации педагогического процесса в МКШ, т.к. работа в нестандартна и порой неповторима, сложна.
Управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся МКШ - сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, гибкости в выборе методов, приемов и средств, обучения и воспитания. Ведь в каждый момент урока он должен реализовать как общее, целое, так и его части; одновременно руководить работой одного класса и самостоятельной работой другого класса. Он должен готовить в 2 -3 раза больше уроков и в тоже время сочетать их друг с другом в единое целое, чтобы оптимальным был педагогический эффект.
Существенная особенность МКШ любого типа - малая наполняемость или предельно малая наполняемость. В этих условия учитель психологически должен быть готов к тому, что подготовленный им урок надо будет “на ходу” перестраивать, менять его тип, структуру, сочетание видов учебно-познавательной деятельности в зависимости от того какие ученики отсутствуют на уроке.
Для МКШ характерно отсутствие учащихся 1 группы, в основном присутствуют учащиеся со средними и низкими учебными возможностями. Малочисленность учащихся позволяет учитывать и лучше изучить индивидуальные особенности детей, хорошо знать домашние условия, в течении урока можно опросить каждого ученика, тем самым своевременно определить уровень его ЗУН.
Существенно сокращается время для проверки тетрадей, для подбора индивидуальных заданий.
Снимается вопрос дисциплины, хотя он в сельской школе не является острым.
учащиеся более старших классов оказывают помощь младшим, т.к. они ежедневно находятся в одном помещении.
учитель начальных классов МКШ может широко использовать межпредметные связи (возможность широкого использования МПС исключает дублирование учебного материала разными предметами; использование МПС по вертикали и по горизонтали)
Однако МКШ имеет больше отрицательного:
отсутствие или малочисленность учительского коллектива, который способствует росту творческой активности учителя.
повышенная нагрузка учителя при подготовке к урокам.
учитель вынужден работать с каждым классом не более половины урока, а остальное время организовывать самостоятельную работу.
внимание учителя рассредоточивается между двумя и более классами.
при выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить помощь учителя.
затруднена коллективная работа, т.к. нет полноценного одновозрастного коллектива.
учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех сор стороны других классов.
учащиеся МКШ на протяжении длительного времени имеют минимальную возможность говорить, рассуждать на уроке, не учатся выражать свои мысли, слушать других.
В исследованиях Фетискина Н.П. установлено, что в процессе обучения в МКШ осуществляется на фоне достаточно выраженных отрицательных психо-эмоциональных состояний. Доминирует безразличие (у 35% обследованных), скука (30%), аффект в форме плаксивости (18%), напряженность (14%), психологическое пресыщение (6%), монотония (10%).
Хочу представить вашему вниманию планирование урока математики в 5-6 классах. На данном уроке учащиеся решают задачи и 5 и 6 классов совместно. Объем задания для самостоятельной работы составлены в зависимости от содержания деятельности учителя, так как время, выделяемое на самостоятельную работу одного класса, прямо зависит от времени, необходимого для непосредственной работы учителя с другим классом.
Организовано применение таких наглядностей, зарисовок, таблиц и т.д., а также демонстрации презентации в ходе объяснения, что дети другого класса не отвлекаются, не нарушается ход учебного процесс.
Краткосрочное планирование уроков математики в 5 классе по теме «Уравнения» и в 6 классе по теме «Пропорции»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Предмет: математика Класс: 6 Дата: № урока: 1
Тема занятия 5 кл «Уравнения»
6 кл «Пропорция»
Ссылки, источники Учебник по математике 5,6 класса, дополнительная литература к теме урока.
Общая цель Развитие умения решения уравнений, применять основные основные свойства пропорции при решении задач
Результаты обучения Могут решить задачи на нахождение корней уравнения, составление пропорции, с помощью осного свойства пропорции определяют переменную.
Ключевые идеи, значимые для занятия Уравнение, пропорция, основные свойства, прямая и обратная пропорциональности
Этапы Время Виды заданий и действия участников занятия Процесс оценивания ресурсы
1.Организационный момент- эмоциональный настрой на урок. Формирование групп.
1мин
2 мин 1. Эмоциональный настрой учащихся – учащиеся клеят смайлик своего настроения на доску.
2. Распределение групп по брелкам, распределение ролей в группах
(2 группы 5кл., 2 группы 6 кл). похвала Смайлики
брелки
2. Вызов
5мин
«Играем в мяч» повторение пройденного материала с применением вопросов по таксономии Блума и диалогического обучения.
-Ч то такое уравнение? Переменная?
-Назовите переменную в уравнениях?
-Как найти переменную?
-Ч то такое пропорция?
- назовите виды пропорциональной зависимости
-Покажите формулу пропорции
- Как можно найти неизвестные члены пропорции
-Дайте определение прямой и обратной пропорциональности
- какой проциональной зависимостью является масштаб?
Формативный по таблице участия она выведена на интерактивную доску
Формативное – по таблице участия
А- ответ на тонкий вопрос
Б – ответ на вопрос высокого порядка
В- дополнил полный ответ
Мячик
стикеры
3.Осмысление
10 мин
3мин
5 мин
5 мин
5 мин
3 мин
Заполнение таблицы
Индивидуальная работа
5 кл: задания на нахождение решения уравнения
6 кл: Задания нахождение неизвестного члена пропорции
физминутка
5. Просмотр презентации
«Масштаб»
Разбирают вопросы по теме
Задача для девочек
«Какой размер одежды соответствует, если масштаб на карте 1: 100? (Раздаются макеты одежды, девочки вычисляют истинный размер платья)
Задача для мальчиков
«Вычислите размер комнаты, если масштаб на карте равен 1: 100?»
Групповая работа с учебником.
Инсерт
На доске карта Казахстана. Определите расстояние между городами По результатам учитель делает формативное оценивание
похвала
Формативное оценивание
Выступление спикеров оцениваются другими группами (взаимооценивание групп)
самооценивание Карточки
Стикеры
видеоклип
презентация
макет одежды
Карта комнаты
4.Рефлексия
3 мин Заполнение «ЗХУ»
Освещение итоговых оценок Оценивание учителем суммативное оценивание учащихся таблица
5. Последующие задания и чтение (д/з)
3мин
Прочитать тему
Задача: Измерить размеры комнаты, в которой ты живешь. Начертить план комнаты в масштабе 1 : 50. На плане показать расположение мебели
1 Дифференцированное задание: учащиеся группы А- привести 5 примеров деления на части
учащиеся группы В- составить 5 задач на прямую и обратную пропорциональности
учащиеся группы С- пересказ параграфа. 2.Корзина ожиданий- продумать что бы вы хотели узнать по теме урока? ( стратегическое планирование и переход к следующему уроку).
Ресурсы и оснащение
Интерактивная доска, бумага формат А3, стикеры, маркеры, смайлики, видеоролик, критериальная матрица оценивания.