Реферат по биологии на тему:Современный урок биологии с учетом требований ФГОС
Реферат
«Современный урок биологии с учетом требований ФГОС»
Выполнила:
Билетова Светлана Юрьевна
Учитель биологии
МБОУ СОШ № 10 города Саров Нижегородской области
Оглавление
Введение 3 стр.
1. Формирование познавательных общеучебных УУД на разных этапах урока 4 стр.
1.1. Мотивация к учебной деятельности 4 стр.
1.2. Формулирование темы урока, постановка цели. 5 стр
1.3. Изучение нового материала 5 стр
2. Формирование регулятивных УУД 8 стр
3. Формирование познавательных логических УУД 9 стр
4. Формирование коммуникативных УУД 10 стр.
5. Формирование личностных УУД 12 стр.
5.1. Рефлексия учебной деятельности на уроке 13 стр
Заключение 14 стр
Ссылки на источники 15 стр
Введение
Важнейшей задачей школы и каждого педагога является повышение качества обучения и воспитания, а также познавательного интереса у учащихся. Особенно это важно на уроках по темам, где материал излагается по одному алгоритму, изменяется лишь содержание. Это снижает интерес и качество усвоения материала. Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной схеме будут эмоционально утомительны.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Таким образом важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Первостепенными в диагностике (тестовые контрольно-измерительные материалы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (по заданным параметрам – фиксация проявляемых учеником действий и качеств);
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты учебных проектов;
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Академик А.Г Асмолов выделяет четыре группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Развитие указанных УУД на уроках биологии возможно через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм. Для формирования УУД можно предложить следующие варианты заданий, которые могут использоваться на различных этапах урока, в том числе включаться в контрольные материалы (карточки, проверочные, контрольные и диагностические работы).
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПРИМЕРЕ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ".
Формирование познавательных общеучебных УУД на разных этапах урока
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели.
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
В начале любого урока после озвучивания темы урока обязательно ставится цель. Причем, процесс целеполагания осуществляется совместно с учителем или учащиеся самостоятельно справляются с поставленными задачами, иногда возникает необходимость в подводящей беседе, ограниченной по времени.
1. Мотивация к учебной деятельности
Пример: В течение большого количества занятий мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Внимание! Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому процессу жизнь продолжается из поколения в поколение так как каждый вид растения или животного оставляет после себя потомство. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?
Ожидаемый ответ: Размножение.
Познавательные УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка цели.
Пример: Кто скажет определение, что такое размножение?
Ожидаемый ответ: способность производить себе подобных
В природе существует большое многообразие способов размножения, которые можно свести к двум типам. Какие типы размножения возникли в процессе эволюции жизни?
Ожидаемый ответ: Бесполое и половое
Рассмотрите таблицы. (Гидра. Почкование; Грибы. Спорообразование; Вегетативное размножение растений) Сделайте вывод, о каком типе размножения мы будем говорить сегодня на уроке.
Ожидаемый ответ: Бесполое размножение
Выскажите свои предложения о том, какие вопросы по этой теме необходимо рассмотреть в течении нашего урока.
Ожидаемый ответ: какие существуют способы бесполого размножения для определённых организмов, в чем их суть, роль в природе
Познавательные УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации– одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника.
Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.
Пример: Чтобы узнать особенности бесполого размножения найдите ответы на следующие вопросы в учебнике.
1. Сколько особей участвует в бесполом размножении?
Ожидаемый ответ: 1 родительский организм
2. Какое количество потомков образуется при бесполом размножении? Ожидаемый ответ: 2 и более
3. Какие признаки передаются от материнского организма дочерним? Ожидаемый ответ: идентичные друг другу и родителю
4. Образуются ли половые клетки?
Ожидаемый ответ: отсутствуют.
5. Какие клетки принимают участие в бесполом размножении? Ожидаемый ответ: клетки тела
Познавательные УУД: Смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
Использование рабочих тетрадей на уроке.
Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления, и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам. Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Пример: Используя текст учебника, информацию из диска и свои собственные знания заполните таблицу в печатной рабочей тетради "Бесполое размножение" :1 колонка - Форма бесполого размножения , 2 колонка - название организма.
Познавательные УУД: Поиск и отбор информации, полученной из различных источников.
Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.
Формирование регулятивных УУД
В блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
– составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Формирование познавательных логических УУД
Наряду с общеучебными познавательными УУД также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Примеры.
1. На садовом участке сосед собирал смородину - крупную сладкую ягоду. Однако он случайно переломал ветки, потом их обрезал, а вечером сжёг. Правильно ли он поступил?
Ответ. Эти ветки (побеги) надо было укоренить и таким образом размножить смородину.
2. Одними из самых первых растений около нашей школы зацветут тюльпаны и нарциссы. Вспомните, как они размножаются? Можно ли летом во время отработки перекапывать почву лопатой в том месте, где они цвели?
Ответ. Тюльпаны и нарциссы размножаются луковицами. Копать в этом месте нельзя, так как можно их повредить или выкопать.
3. Что вы можете предпринять для того, чтобы в кабинетах нашей школы цвело множество разнообразных фиалок?
Ответ. С взрослого растения срезать хорошо развитые листья. После их укоренения посадить их в цветочные горшки. На листьях образуются придаточные почки и развиваются надземные побеги.
4. Как нам увеличить количество цветов около школы. если известно, что среди растений на пришкольном участке растут ирисы?
Ответ. Ирисы размножают корневищем. Необходимо выкопать растение, разделить корневище на части и посадить их в нужных местах. Из почек на корневище вырастут надземные побеги.
5. Ирисы цветут в мае-июне, а затем остаются только листья. Можно ли их срывать, топтать ногами? Почему?
Ответ. Нет. Через листья происходит воздушное питание растений - фотосинтез и образуются органические вещества для следующего года развития, которые откладываются в запас в корневище. Если не будет листьев, на следующий год растение не зацветёт, так как будет плохо развиваться без питания или погибнет.
13EMBED PowerPoint.Slide.81415
Ответ. Это половой тип размножения. О нем мы будем говорить на следующем уроке.
Познавательные УУД: установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Формирование коммуникативных УУД
В блоке коммуникативных УУД выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Примеры.
Вместе с соседом по парте выполните задания по инструктивной карточке. Представьте учителю общий результат вашей совместной работы.
Строение клубня картофеля.
Рассмотрите клубень картофеля. Найдите глазки - углубления, в которых находятся пазушные почки. Подпишите их у себя на листочках. Под каким номером они указаны?
Обратите внимание на неравномерное распределение глазков на утолщённом стебле. Та часть клубня, которым он соединялся с материнским растением имеет меньше глазков и называется основанием. С другой стороны клубня глазков больше, эта часть называется верхушка. Подпишите на листочке под каким номером у клубня находится основание, а под каким - верхушка.
Из почек развиваются ростки - надземные побеги. Подпишите росток из верхушечной почки.
Сделайте вывод: каким органом растения является клубень картофеля, если он имеет стебель с почками-глазками?
Строение луковицы.
Рассмотрите продольный разрез луковицы лука. Где её укороченный стебель?
Какого типа корни развиваются от стебля?
Найдите видоизменённые сочные листья и почки между ними. Подпишите.
Из верхушечной почки тоже как у клубня вырастает надземный побег. Рассмотрите в учебнике стр. 131 - луковица тюльпана. Подпишите верхушечную почку на своей карточке.
Коммуникативные УУД: сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (работа в паре). Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
Регулятивные УУД: Контролировать, выполнять свои действия по заданному алгоритму. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Формирование личностных УУД
При формировании личностных универсальных учебных действий обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования.
Само содержание, ориентированное на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как какая-либо ценность (социальная, нравственная, эстетическая и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Пример: Анкетирование
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
1. активно / пассивно
2. доволен / не доволен
3. коротким / длинным
4. не устал / устал
5.стало лучше / стало хуже
6.понятен / не понятен
7.полезно / бесполезно
интересно / скучно
легкое/ трудное
интересное / не интересное
Личностные УУД: самооценка; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Заключение
Формируемые УУД на уроке биологии в 6 классе по теме "Бесполое размножение":
1. Личностные:
– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.
2. Регулятивные:
– Целеполагание как постановка учебной задачи.
– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
– Коррекция
3. Познавательные:
– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;
– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.
Ссылки на источники
1. http://festival.1september.ru/articles/632374/
2. http://www.m-school14.ru/images/a/a5/Ууд_биол.pdf
3. http://referatdoki.ru/1-kurs/samostoyatelnaya-rabota-kak-sredstvo-formirovaniya-lichnostnyh-uud-na-urokah-biologii/
4. http://pandia.ru/text/78/485/15615.php
5. https://open-lesson.net/1610/
6. http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio28.htm
13PAGE 15
13PAGE 14215
Рисунок 5D:\Открытые уроки\отк урок 6 класс\2014-04-26 08.54.39.jpgRoot Entry