Современный урок информатики с учетом требований ФГОС


Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС Учение - учебная деятельность учащегосяПреподавание - деятельность учителяОбучение - совместная деятельность учащегося и учителя.Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач. Учение и обучение* словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).Классификация методов* знаний (информации) о мире (мире вещей, окружающих человека, в том числе средств ИКТ; социальной среде обитания человека; внутреннем мире самого человека) ; опыта осуществления способов деятельности; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного отношения.Методы, обеспечивающие освоение:* Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и запоминание. Мир вещей и связей между ними учащиеся познают через освоение средств ИКТ, через доступ к информационным ресурсам общества, через моделирование на базе средств ИКТ. Социальная среда проявляется через правила поведения в компьютерном мире, взаимодействие с другими людьми в компьютерной сети и при коллективной работе. Возможности интерактивного взаимодействия и незамедлительной визуализации результатов деятельности с помощью средств ИКТ способствуют осмыслению собственной деятельности, ведущей к развитию самопознания.Знания о мире* Опыт осуществления способов деятельности передается: путем инструктажа и показа образца деятельности, («делай, как я»); через собственную поисковую активность учащегося, формирование которой особенно актуально в связи с необходимостью постоянного обновления средств ИКТ.Опыт осуществления способов деятельности * Опыт творческой деятельности формируется через решение проблемных задач, освоение незнакомых электронных образовательных ресурсов, моделирование. Характерный прием учителя — постановка заведомо нечетких задач, допускающих неоднозначное доопределение.Опыт творческой деятельности * Опыт эмоционально-ценностного отношения возникает и передается в процессе общения учащихся друг с другом, с учителем, в процессе организации сетевого взаимодействия. Значимый воспитательный эффект имеет демонстрация классу лучших работ учащихся. Опыт эмоционально-ценностного отношения * разъяснить ученикам познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание; обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки; восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;не устраняться от управления познавательным процессом во время работы школьников на компьютерах;обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их. Как установить интеллектуальный контакт между учеником и учителем* Основная (или средняя) школа – это общепринятое название второй ступени образования, которой соответствуют 5 - 9 классы. 10-летние пятиклассники и 15-летние девятиклассники – это люди разного психологического возраста, и с ними должны строиться разные учебные отношения. В процессе обучения в 5 – 6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков. Психолого-педагогические аспекты * 10-12 лет (5-6 класс) – пограничный между детством и отрочеством возраст, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.Образовательный кризис связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную. Одновременное проживание двух кризисов вызывает неаддитивный стрессовый эффект.Падение успеваемости и интереса к учебе в 5-м классе по сравнению с начальной школой психологи связывают с резким изменением шкалы оценок взрослости и самостоятельности в результате смены учителей.Возрастной и образовательный кризисы* Содержание учебных курсов основной школы выстраивается  системно, что предполагает системную организацию мышления подростков. Такой подготовленной в полном объеме организации мышления еще нет, поскольку начальное обучение работает с единичными понятиями и отдельными понятийными связями.Трудности с усвоением и возрастные особенности* Регулятивный блок УУД5 класс:Планируем работу в графическом редактореПреобразование информации по заданным правиламРазработка плана действий и его записьЗапись плана действий в табличной форме6 класс:Что такое алгоритмИсполнители вокруг насФормы записи алгоритмовТипы алгоритмовУправление исполнителем Чертежник Познавательный блок УУД. Общеучебные действия5 класс:Поиск информацииВ мире кодовТекстовая информация. ТаблицыКомпьютерная графикаНаглядные формы представления информации6 класс:Информационное моделирование как метод познанияСловесные информационные моделиТабличные информационные моделиГрафики и диаграммы. Схемы Познавательный блок УУД. Универсальные логические действия5 класс:Табличное решение логических задачСистематизация информацииПреобразование информации путём рассужденийРазработка плана действий и его записьЗапись плана действий в табличной форме6 класс:Отношения объектов и их множествКлассификация объектов. Системы объектовКак мы познаем окружающий мирПонятие Познавательный блок УУД. Действия постановки и решения проблем5 класс:Обработка информацииПланируем работу в графическом редактореИщем информацию в сети ИнтернетСоздаём анимацию. Создаем слайд-шоу6 класс:Конструируем и исследуем графические объектыСоздаём графические моделиСоздаем словесные модели. Создаем табличные моделиСоздаём модели – схемы, графы и деревьяСоздаём итоговый проект Коммуникативный блок УУД5 класс:Передача информацииРаботаем с электронной почтой Обработка информацииПоиск информации в сети Интернет6 класс:Объекты окружающего мираКак мы познаем окружающий мир Возможность продемонстрировать ученикам различные учебные элементы содержания курса (наглядность содержания), ввести новые технологические приемы (наглядность деятельности). Позволяет детям получать информацию не только аудиально, но и визуально; использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Помогает упорядочить знания, так как в процессе демонстрации ученикам наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.Демонстрация* http://www.vuvox.com/collage/ http://fotofilmi.ru/ 6. Формирование и развитиекоммуникативных навыков1.Повышениеучебноймотивации2.Ростпознавательной активностиДеятельностныйподходк обучению5. Корректировкасамооценкиучащихся3.Развитиеспособности ксамостоятельному обучению4. Выработканавыковработыв коллективе* Предполагает использование средств ИКТ и реализуется при проведении лабораторных работ и практикумов. Показывает, как органично на уроке информатики соединяются наблюдение, слово и деятельность: понаблюдав за действиями учителя и изучив инструкцию, учащийся начинает практическую деятельность за компьютером.Самостоятельная работа* Методические особенности освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы); закрепление нового материала, объясненного учителем (например, с помощью программы-тренажера); отработка операциональных навыков (например, при работе в среде текстового или графического редактора); проверка усвоения полученных знаний (например, с помощью контролирующей программы). Лабораторная работа* Исследование – универсальный способ освоения действительности* Мы считаем возможным открытие научных истин самими детьми по двум причинам: научные истины суть обобщения отдельных фактов. Но отдельные факты изучаются самими детьми в силу требования элементарного наглядного обучения; чтобы вывести общий закон из отдельных случаев, нужно знать, на что нужно обратить внимание в отдельных явлениях, что в них главное и что неважное. Такое необходимое руководство при обобщении представляет детям учитель.Каптерев П.Ф. «Эвристическая форма обучения в народной школе» Антология педагогической мысли. М.: Педагогика, 1990. Эвристическое обучение* Самостоятельное открытие изучаемых закономерностей* цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности; контроль за деятельностью частично (или полностью) осуществляется самими членами коллектива. При коллективной учебной деятельности * Коллективные работыТематика работ: «Букет цветов», «Аквариум с рыбками», «Натюрморт с фруктами» и т.д. Организация коллективной работы:класс делится на группы по 4-5 человек;каждый член группы получает карточку-инструкцию с описанием того объекта, который он должен изобразить; в карточке указываются размеры области, которую должен занимать этот объект; карточка может содержать подсказки по технологии выполнения рисунка (продолжительность этого этапа составляет 5-7 минут);все члены группы свои рисунки складывают в общую папку;каждый ученик за ограниченное время собирает из коллективно созданных заготовок собственную композицию (можно собирать общую композицию всей группой);полученные работы сохраняются в общей папке и демонстрируются всему классу.* http://www.stixy.com/ Доска желаний – инструмент для проведения мозгового штурма 1) столкновение учащихся с явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения; 2) использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома, в ходе наблюдения за природой, на экскурсиях и т.д.; 3) постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения; 4) побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах и т.д.Проблемная ситуация* Иван набирал текст на компьютере. Вдруг все буквы у него стали вводиться прописными. Что произошло? Как исправить ситуацию?Почему с помощью клавиш {Delete} и {Backspace} можно не только удалять ошибочные символы, но и разрезать / склеивать абзацы?Проблемные вопросы* Обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Предпочтительно использовать в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.Метод проектов* Представление информации: сигнал, знак, символ.История письменности.Язык как способ представления информации.Особенности восприятия, запоминания, обработки и передачи информации человеком.Информационные процессы вокруг нас.Носители информации и их история.Кодирование информации: от прошлого до наших дней.История средств передачи информации.История счета и систем счисления.Цифровые данные – цифровая техника – цифровая революция.История развития средств для вычислений.История развития компьютерной техники.Компьютерная память и её разновидности.Устройства передачи визуальной информации в компьютер.Мы живём в кремниевом веке?!Мышь и другие устройства управления компьютером.Принтеры: от вывода изображений на бумагу до создания физических объектов.Компьютер и здоровье.Что это за чудо такое – суперкомпьютер?История операционных систем для персонального компьютера. Пользовательский интерфейс: история вопроса.История компьютерной техники в лицах.Графика растровая, векторная и фрактальная.Электронная книга: за и против.Мультимедиа и сферы её применения.Способы профилактики киберпреступлений и борьбы с ними.Интернет: за и против.Сетевой этикет.Почтовая служба и почтовые сервисы.Компьютерные вирусы и антивирусные программы.Самое интересное о языках программирования.История Интернета в лицах.Разнообразие информационных моделей. Компьютерное моделирование и сферы его применения.Игры и выигрышные стратегииПримерные темы проектов по курсу информатики для учащихся 7–9 классов* Цифровые данные – цифровая техника – цифровая революция.История развития средств для вычислений.История развития компьютерной техники.Компьютерная память и её разновидности.Устройства передачи визуальной информации в компьютер.Мы живём в кремниевом веке?!Мышь и другие устройства управления компьютером.Принтеры: от вывода изображений на бумагу до создания физических объектов.Компьютер и здоровье.Примерные темы проектов по курсу информатики для учащихся 7–9 классов* * * * * http://metodist.lbz.ru*Авторская мастерская