Современный урок физики с учетом требований ФГОС ООО в 7 классе
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Современный урок физики с учетом
требований ФГОС ООО в 7 классе»
Выполнил:
Кальчев Юрий Александрович
должность: учитель физики
Место работы: МБОУ
«Средняя образовательная
школа №169 Советского
района г.Казани РТ»
·
·
·
· 2016 г.
Введение
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Главной задачей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) является развитие личности обучающегося.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Предлагаемые формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по физике. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной и моими коллегами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.
Поэтому главное для меня как учителя физики вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка.
Для этого надо стремиться поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой,
с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых обучающимися на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из, предложенных в учебнике, задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО.
Выполняемая проектная работа способствует разработать методические рекомендации построения модели современного урока, на основе сравнительной характеристики традиционного и современного уроков, в условиях реализации ФГОС ООО. Осознанию основных критериев современного урока, способствует осмыслению критического мышления, собственного уровня профессиональной деятельности и необходимости повышения уровня самообразования, повышению интереса педагогов к современным педагогическим технологиям.
Глава I
Постановка цели. Актуальность
Цель проекта:
Разработать методические рекомендации построения модели современного урока, на основе сравнительной характеристики традиционного и современного уроков, в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи:
Изучить нормативно-правовой комплекс ФГОС ООО;
Сформировать понятие «современный урок»;
Изучить основные требования, предъявляемые к организации современного урока и его отличительные особенности от традиционного урока
Определить пути повышения эффективности современного урока; Составить конспекты технологических карт уроков по физике в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Сделать вывод внедрения ФГОС ООО.
Проблема:
Каким должен быть урок, в условиях реализации ФГОС?
Что значит «хороший» урок, с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Что такое «современный» урок?
Что придает «современность» уроку?
Чем «сегодняшний» урок отличается от «вчерашнего»?
Актуальность:
Внедрение в учебный процесс ФГОС ООО требует смены приоритетов: знаниевая составляющая процесса обучения должна уступить место развивающей составляющей. При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристики деятельности учащихся.
Деятельность школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность (инновационность) образования.
При этом изменяется традиционная модель взаимодействия «учитель-ученик» на модель «обучения в группе». Существенно изменяются функции педагога. Учитель становится «указателем» на дороге, ведущей к знаниям.
Меняется модель взаимодействия учителя с учеником от традиционной формы наставника «субъект-объектное» взаимодействие к самоорганизующейся форме «субъект-субъектное» взаимодействие, при этом:
- помогая учащимся получать новую информацию;
- исправляя неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;
- организовывать процесс групповой работы;
- демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;
- обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые.
Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.
Новая парадигма образования основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности.
Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход предполагает:
разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.
Введенные Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и старшего общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку. Это связано со сменой приоритетов и целей общего образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов.
В качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Учителю предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС общего образования всех ступеней требует привнести в практику педагогической деятельности.
Современный урок – это
Современный урок – это(с точки зрения учителей)
урок, который ведёт учитель-лоцман в бурном море информации, владеющий современными мультимедиа - технологиями.
прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий.
урок, когда педагог руководит познавательной деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них.
тот урок, который позволяет максимально развить интеллектуальный и творческий потенциал ученика. Главное - организовать урок так, чтобы у каждого ученика было посильное задание, чтобы каждая секунда драгоценного урочного времени была занята делом.
интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.
Современный урок – это(с точки зрения учащихся)
«Современный урок - это познавательный, интересный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».
урок без стрессов.
урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком.
возможность работы с новыми (компьютерными) и информационными технологиями.
не просто поток новой информации, а знания, доступные для понимания и связанные с действительностью.
урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный, нестандартный урок.
Современный урок – это(с точки зрения родителей)
урок, на котором даются хорошие знания по предмету.
урок, на котором учитель должен быть учителем ребёнка, а не класса.
урок, на котором учитель преподаёт так, чтобы дети при выходе из школы смогли успешно вписаться в мир.
урок, в процессе которого формируются целеустремлённость, самостоятельность и ответственность.
урок, на котором учат дисциплине; развивают речь, любознательность, умение анализировать.
Цели и задачи урока
Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся
Связь между работоспособностью учащихся и временем урока
Распределение интенсивности умственной деятельности
5-25 минута
80 %
25-35 минута
60-40 %
35-40 минута
10 %
Выбор эффективных методов и приёмов обучения
Выводы:
Приложение №1
Технологическая карта урока
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: А.В.Перышкин «Физика 7»
Тема урока: Плотность вещества
Цель урока: Создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность»
Задачи урока:
Образовательные:
выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;
охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;
определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;
Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:
познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;
коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли
Воспитательные: Способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, емкости разного объема.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Мотивационный
Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде:
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.Был другом царя Гиерона.Какой для царя самый важный предмет?Вы все догадались – корона!Захотелось ГиеронуСделать новую корону.Золота отмерил строго.Взял не мало и не много –Сколько нужно – в самый раз.Ювелиру дал заказ.Через месяц ГиеронуЮвелир принес корону.Взял корону Гиерон,Оглядел со всех сторон:Чистым золотом сверкаетНо ведь всякое бывает,И добавить сереброМожно к золоту хитро,А того и хуже – медь(Если совесть не иметь)
И царю узнать охота:Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть уронСиракузец Гиерон.
И позвал он АрхимедаНачалась у них беседа.Гиерон:Вот корона, Архимед.Золотая или нет?Архимед:Чистым золотом сверкает.Гиерон:Но ты знаешь, все бывает!И добавить сереброМожно к золоту хитро.А того и хуже – медь,Если совесть не иметь.Сомневаться стал я что–то:Честно ль сделана работа?Можно ль это, ты скажи, определить?Но корону не царапать, не пилить
Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.
Дискутируют, выдвигают гипотезы
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
3.
Актуализация знаний
Ответьте на такие вопросы:
1. Из чего состоят все вещества?
2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?4. Как определить объем тела правильной формы; неправильной формы?5.Какими способами можно определить массу тела?6. Что тяжелее атом или молекула?
Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга
РУУД: рефлексия содержания материала
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: контроля и оценки
4.
Изучение нового материала
Посмотрите на рисунок и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.
Какой вывод можно сделать?
Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ.
Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок и сделайте вывод.
А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?
Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?
Отчего зависят различия веществ?
Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.
Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.
Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.
Постараемся выполнить его.
От чего зависит плотность вещества?
Давайте запишем физический смысл плотности вещества:
Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.
Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике
Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?
Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?
Следовательно, что специфично для плотности вещества?
Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.
- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их
масса и цвет.
- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы
- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.
Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.
- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.
Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой.
- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.
- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.
Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.
1. Определение
2. Обозначение
3. Формула
4. Единицы измерения
5. Способы измерения
6. Типичный признак
1. От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.
Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?
- Плотность будет одинаковая.
- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.
- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.
Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: целеполагание
ПУУД: умения анализировать
РУУД: контроля и оценки
ПУУД: умения сравнивать, анализировать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать
ПУУД: умения сравнивать
ПУУД: умения делать выводы
5.
Первичное закрепление знаний
Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона?
Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:
1. Что показывает плотность вещества?
2. От чего зависит плотность вещества?
3. Какими способами можно определить плотность вещества?4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?
- Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.
РУУД: рефлексия содержания материала
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
6.
Закрепление
Откройте стр. 50-51 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна?
Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?
Зависит ли плотность воды от её объёма?
Обратимся к рисункам 1, 2. Какое тело имеет наибольшую плотность; наименьшую плотность? Почему?
- Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.
- В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.
- Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.
- Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения
Отвечают на поставленный вопрос.
ПУУД: умения анализировать
ПУУД: умения делать выводы
РУУД: рефлексия содержания материала
7.
Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала:
Вставьте пропущенные слова:
«Чтобы (плотность) получить,
На (объем)
Надо (массу) разделить».
Заполните кроссворд, определите ключевое слово
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
По горизонтали:
1.»Маленькая масса»
2.Быстрота движения
3.Единица перемещения
4.Явление сохранения скорости тела или его покоя
5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки
6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах
7.Прибор для измерения температуры
По вертикали – ключевое слово:
Величина, численно равная массе единицы объема
Взаимопроверка:
п
м
о
л
е
к
у
л
а
с
к
о
р
о
с
т
ь
м
е
т
р
и
н
е
р
ц
и
я
о
б
ъ
ё
м
м
а
с
с
а
т
е
р
м
о
м
е
т
р
ь
Рефлексия деятельности:
Оцените свою деятельность на уроке, используя клише:
«Я»
«Мы»
«Дело»
Рефлексия чувств, настроения, эмоций:
Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему?
РУУД: рефлексия содержания материала
РУУД: умения контроля и оценки
РУУД: рефлексии
РУУД: рефлексии
8.
Домашнее задание
Домашнее задание разделено на три вида. Выбор типа д\з остается за учеником.
§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3)
§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»
§ 21, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.
Урок я хочу закончить притчей о полной банке:
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов:
- Полна ли банка? Ответили:
- Да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов:
- Полна ли банка?
Ответили:
-Да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов:
-Полна ли банка?
Ответили:
Да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, сотовый телефон. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: встречайтесь с друзьями, занимайтесь любимым делом. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Почему сегодня на уроке я рассказала вам притчу о полной банке. Как она может быть связана с темой урока? Спасибо за урок!
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы
РУУД: рефлексия содержания учебного материала
Тест: «Плотность вещества»
1. Выберите правильное утверждение. Плотность меди 8 900 кг/мі. Это означает, что
a. объём 8 900 кг меди будет равен 8 900 мі. b. объём 8 900 кг меди будет равен 100 смі. c. объём 1 кг меди будет равен 8 900 мі d. масса 1 м3 меди составляет 8 900 кг.
2. Какое из приведенных ниже выражений используется для вычисления плотности тела?
a. pV b. m/p c. m/V d. V/m
3. В баке вместимостью 0,2 мі содержится нефть массой 160 кг. Какова плотность нефти?
a. 800 кг/мі b. 32 кг/мі c. 200 кг/мі d. 320 кг/мі
4. Латунный шар имеет массу 850 г при объёме 140 см3. Сплошной шар или полый?
Плотность латуни 8500 кг/м3.
a. Полый, объём полости 40 смі. b. Полый, объём полости 20 смі. c. Сплошной. d. Невозможно определить.
5. Масса квадратной пластинки со стороной 5 см равна 35 г. Толщина пластинки 2 мм. Выберите правильное утверждение.
a. Плотность пластинки больше 8 г/смі. b. Плотность пластинки меньше 5 г/смі. c. Пластинка может быть изготовлена из меди. d. Пластинка может быть изготовлена из чугуна.
Карта самооценки ученика
Меня удивило
Мне понравилось
Я знаю хорошо
Разобрался не до конца
Должен повторить
Себе ставлю оценку
Приложение №2
Технологическая карта урока физики 7 класс
Тема урока: Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: научить складывать две силы, направленные по одной прямой, ввести понятие «равнодействующая всех сил, приложенных к одному телу».
Задачи урока:
а) формирование представления о равнодействующей сил, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор.
УМК: А.В. Пёрышкин Физика 7 класс, учебник. Дрофа. Москва 2013г. А. Е. Морон, Е.А. Морон Дидактические материалы Физика 7. Дрофа 2013г.
Цель урока: Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать понятие о равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело. Формирование у учащихся новых способов действия.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
Сформировать представление о равнодействующей всех сил как векторной суммы всех сил, действующих на тело. Уметь находить равнодействующую силу, преобразовывать знаки, модели сил. Формировать практические навыки.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Создать условия для положительной мотивации при изучении физики. Способствовать развитию творческого мышления, воспитание аккуратности, внимательности. Бережливого отношения к школьному имуществу. Формирование сознательной дисциплины.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученнные знания. Проводить анализ. Синтез. Сравнения. Делать необходимые выводы. Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности. Умения выделять главное. Способствовать развитию технологического мышления.
Тип урока:урок открытия нового знания
Методы обучения: 1. Словесный. 2. Наглядно-демонстрационный. 3.Практический. 4.Обощающий, 5.творческий.. 6. контроль-самоконтроль. Частично-поисковый .
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Приборы для демонстрации опытов. Презентация.
Технологическая карта урока (см. ниже)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Готовят рабочее место
осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
Умение слушать и вступать в диалог.
2
Постановка целей и задач урока
Учитель подводит к формулировке темы урока. Просит сформулировать и вопросы по данной теме.: прежде чем перейти к новой теме повторим:
Выделить существенную информацию из текста вопросов и ответов.
Показать действия сил на одно и то же тело.
Давайте отвечаем на следующие вопросы:
1.Заполните таблицу
Физическая величина
сила
Условное обозначение
Единица измерения
Способ измерения
Прибор для измерения силы
2.Закончите фразу:
А.Сила тяжести-это
Б.Вес тела-это..
В.Сила упругости-это..
3 Запишите формулы
Сила тяжести,
Вес тела,
Сила упругости.
4. Запишите единицы измерения
Сила тяжести,
Вес тела,
Сила упругости.
5. Как называются силы?
6. Изобразите силы на одном чертеже
Почему воз и ныне там?
Осуществляют актуализацию личного опыта. Выделяют существенную информацию
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы. Сотрудничать в паре и с учителем
3
Открытие новых знаний
Организует работу по определению результирующей силы на простых примерах и проводимых опытах по сложению сил. направленных вдоль одной прямой со направленно и противоположно направленных.
Показать на опытах действия сил
Выделить существенную информацию из проводимых опытов и объяснения темы.
Записать в тетради определение равнодействующей сил и правила сложение и разности сил
Учатся рисовать силы, действующие на одно тело. Находить результирующую силу с учетом направлений. Уметь приводить примеры движения тела под действием нескольких сил.
Составлять план и последовательность действий по нахождению результирующей силы на чертеже. Анализировать и фиксировать полученные результаты. Уметь преобразовывать знаки и модели по рисунку и смыслу задачи.
Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Рассуждать, делать предположения. Сотрудничать в паре и с учителем. Обсуждать и планировать способ представления изученного материала.
4
Первичное закрепление во внешней речи
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме
Структурировать знания, выделять существенную информацию.
Заполнить таблицу
Как найти равнодействующую силу?
Взаимодействовать с учителем и учащимися во время фронтального опроса. Получать необходимую информацию отстаивать свою точку зрения в диалоге.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Взаимодействовать с одноклассниками. при этом отстаивать свою точку зрения.
5
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону
На листочках
Выполняют самостоятельную работу
Взаимопроверка с последующей проверкой
Уметь представлять информацию в письменной форме, выстраивать поиск решения заданий
Уметь анализировать степень усвоения нового материала на основе сопоставления с решением по эталону. Уметь проводить коррекцию.
Осуществлять корректную взаимопроверку. Проверять работу напарника по эталону. Взаимодействовать с соседом по парте.
6.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итог урока.
Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке
Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали
Организует обсуждение результатов занятия
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Я научился
Меня удивило
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку
Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения
6
Домашнее задание
Объясняет домашнее задание
§31, Упр 12 (2)
Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию. Записывают в дневник.
Выделяют существенную информацию
Организация учащимися своей учебной деятельности
Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно
Карта самооценки ученика
Меня удивило
Мне понравилось
Я знаю хорошо
Разобрался не до конца
Должен повторить
Себе ставлю оценку
Приложение №3
Технологическая карта урока
Предмет: физика
Класс: 7
Базовый учебник: А.В. Перышкин «Физика 7»
Тема урока: Физические явления.
Цель урока: Создание условий для понимания и применения учащимися понятия «Физического явления»
Задачи урока:
Образовательные:
выяснить от чего зависит физические явления и ее физический смысл;
Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:
познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;
регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;
коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли
Воспитательные: Способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Уровень учебной цели
Планируемые результаты обучения
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Знание
Физика - одна из основных наук о природе
Физические явления-изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире
Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые
Физические термины: физическое тело, вещество, материя
Наблюдения и опыты- источники физических знаний
Может ли одна наука, как физика, изучить множество явлений?
Какие науки существуют и что они изучают?
Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.
Укажите, из каких веществ состоят следующие тела: ножницы, стакан, лопата , карандаш, футбольная камера?
Определите , какие из перечисленных слов относятся к физическим явлениям: свинец, гром, рельсы, пурга, рассвет, буран, Луна, кипение воды, метель, дождь, молния, выстрел, тает снег, звезды мерцают, эхо, сверкает молния, горит электрическая лампа, роса, туман, к магниту притягивается железный гвоздь.
Понимание
понимать смысл физических терминов: тело, вещество, физическое явление, закон.
Заполните таблицу:
Тело
Вещество
Физическое явление
Применение
Умения применять теоретические знания на практике
Умение выдвижения гипотезы для объяснения физического явления
Использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, опыт, эксперимент
Владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение
Опыты:
кипение воды
горение электрической лампочки
растяжение пружины под действием грузов
Изучение процесса в соответствии с алгоритмом:
Какими основными физическими явлениями сопровождаются опыты?
Какие физические объекты задействованы в эксперименте?
Что устанавливает или утверждает эксперимент?
Практическое применение физического явления
Тест №1, КИМы 2016
Анализ
задача физики в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. Другие науки применяют законы физики.
анализ связи физических явлений
анализ различных состояний вещества
анализ методов познания и получения знаний
1.Опишите процессы:
выстрел из охотничьего ружья
падение тел на Землю
образование бризов
2.Составьте перечень особенностей и свойств физических тел и веществ
3.Найдите причины наблюдаемых явлений
Синтез
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей
понимание практического значения науки физики.
1.Изложите в форме эссе своё мнение взаимосвязи между физикой и другими науками, всеми явлениями природы, причинно обусловленность каждого, важность знания физических законов для людей разных профессий .
2. Подготовьте сообщение о величайшем мыслителе древности-Аристотеле
3.Подготовьте сообщение о том, какие физические явления проявляются в процессе жизнедеятельности человека
Оценка
умение организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий
1.Обоснуйте важность физики как одной из основных наук, использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.
2.Оцените важность различных физических методов для научного познания мира
3.Оцените, что практика –источник знаний и критерий истины
Тип учебного занятия
Изучения нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель
Создать условия для осознания и осмысления места физики как науки в системе школьных дисциплин . Сформировать основную задачу физики. Познакомить с некоторыми физическими терминами. Объяснить, что является основным источником физических знаний. Заинтересовать учащихся в изучении нового предмета.
Структура занятия
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Актуализация.
Первичное усвоение материала.
Осознание и осмысление учебной информации.
Первичное закрепление учебного материала.
Анализ и синтез.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Личностные результаты
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, ученым;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Метапредметные результаты
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
физика - одна из основных наук о природе;
задача физики открывать и изучать законы, связывающие различные физические явления;
физическое тело, вещество, материя;
пути получения научных знаний о явлениях природы.
Обучающиеся должны уметь:
отличать тело от вещества;
различать физические явления;
применять приемы изучения физических явлений, теорий, законов на практике.
Ключевые понятия темы
физика, физическое явление, закон, физическое тело, материя, вещество, наблюдение, опыт.
Ход урока
Этапы урока и их содержание
Деятельность
педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
1.Организационный
момент
Цель этапа:
-настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
-создать условия для мотивации ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на урок
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
-эмоциональный настрой на урок
Формируемые способы деятельности:
-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
-активное слушание
-отвечают на приветствие учителя
Формируемые способы деятельности:
-формулирование собственных ожиданий
-выделение существенной информации из слов учителя
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
-взаимодействуют с учителем
-слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
-построение понятных для собеседника высказываний
- слушание учителя
Регулятивные универсальные
Учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
-целеполагание
Формируемые способы деятельности:
- умение настраиваться на занятие
2.Целеполагание и мотивация
Цель этапа:
-создание условий через проблемную ситуацию для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
-наметить шаги учебной деятельности.
Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса
Включение учащихся в познавательную деятельность, вызывание интереса к теме
Постановка проблемного опыта и анализ ответов учащихся
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
- внутренняя позиция
Формируемые способы деятельности:
-формирование положительного отношения к знаниям и процессу учения, к физике как элементу общечеловеческой культуры
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
- отвечают на вопросы учителя
-выдвигают предположения о теме урока «Что изучает физика. Физические термины. Опыты и наблюдения».
Формируемые способы деятельности:
- выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
-взаимодействуют с учителем
- вести дискуссию
Формируемые способы деятельности:
- слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Регулятивные универсальные
учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
- контроль правильности ответов обучающихся
Формируемые способы деятельности:
- умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
3.Актуализация
Цель этапа:
-зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность знаний
-предъявить задания, близкие жизненному опыту
-организовать актуализацию
изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
- эвристическая беседа
через сообщения
учащихся на темы:
«Аристотель-
мыслитель древности»
«Ломоносов и
первый учебник
физики»
- следит за ответами
учащихся
- акцентирует внимание важности науки физики в процессе познания мира
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
-активизация имевшихся ранее знаний
-активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности:
-умение слушать в соответствии с целевой установкой
-принимать и сохранять учебную цель и задачу
-дополнять, уточнять мнения - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-слушают выступления докладчиков
-слушают и отвечают на вопросы учителя
-осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения извлекать информацию из выступлений
-формирование умения находить ответы на вопросы
-формирование умения выявлять сущность, особенности объектов
-формирование умения делать выводы
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
-взаимодействуют с учителем во время опроса
-слушание собеседника
-участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности:
-построение понятных для собеседника высказываний
- формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности
-формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
Регулятивные универсальные
Учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
-контроль правильности ответов обучающихся
-осуществление самоконтроля
- корректирование деятельности
Формируемые способы деятельности:
- принимать и сохранять учебную цель и задачу
Практический этап
4. Первичное усвоение материала
Цель этапа:
-сформулировать и согласовать цели урока
-организовать уточнение и согласование темы урока
-организовать подводящий диалог по объяснению нового материала
-организовать фиксацию преодоления затруднения
- уточнение цели и задач урока, вывод ОК урока (прил.1)
-объяснение с использованием опорного конспекта с опорой на личные знания и опыт учащихся
- иллюстрация физических явлений (интерактивные модели и анимации)
-задает вопросы учащимся (совместное выделение главных объектов)
-заслушивание ответов учащихся
-коррекция ответов учащихся
- использование способов и вопросов для активации мыслительной активности, творческого осмысления материала
- обращение учителя с предложением дополнять, уточнять, исправлять
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
- поддержание познавательного интереса
Формируемые способы деятельности:
- формирование личностной мотивации учебной деятельности; - формирование интереса к себе и окружающему миру
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
-развитие умения получать информацию из опорного конспекта
-развитие умения проводить сравнение изученных объектов
-развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения осуществлять познавательную рефлексию
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
-совместное решение поставленных задач
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения учитывать мнение других
- формирование умения совместно принимать решения, делать выводы
-формирование умения групповой работы
Регулятивные универсальные
Учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
-осознание целей и задач обучения
-восприятие и запоминание учебного материала
-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения учиться высказывать свое предположение
-формирование умения прогнозировать предстоящую работу(составлять план)
-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
-формирование умения слушать и понимать других
Рефлексивно-оценочный этап
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Цель этапа:
- создание условия для осознания и осмысления учебной информации.
-оценка степени понимания и сознания учебной информации
- организация парной деятельности
- разъяснение учащимся задач (прил.2)
- консультации
- организация самопроверки по ключу
- разбор ошибок учащихся и вскрытие причин
- предварительная оценка этапа работы учащихся
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
- выражение положительного отношения к процессу познания - оценка собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность
Формируемые способы деятельности:
- формирование внимания, желание больше узнать
-формирование делового сотрудничества, уважения мнения другого
-формирование доверия к собеседнику деятельности
- формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
- выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения)
-различать методы познания физических явлений
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов
- применять таблицы
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения классифицировать объекты
- формирование умения сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам
- формирование умения высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения
- самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме
- учет позиции собеседника
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
- формирование умения работать в парах
- формирование вербальных способов коммуникации
Регулятивные универсальные
Учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
- самоконтроль понимания заданий
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
-формирования умения оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности
-формирование умения уточнять и дополнять высказывания обучающихся.
6. Первичное закрепление учебного материала.
Цель этапа:
- организация усвоения учащимися нового учебного материала
-включение нового способа действий в систему знаний учащихся (изучение физического явления по алгоритму)
-использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала
- применение метода эмпатии (вживания)
для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира - "вчувствование" человека в состояние другого объекта: вода, электрическая лампочка, пружина с грузом, падающее на Землю тело, бризы, пуля
- организация изучения физичес-кого опыта по алгоритму (прил.3)
- организация индивидуальной деятельности учащихся с использованием заданий различной степени сложности
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
-применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения высказывать свое отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
-формирование умения оценить поступки в соответствии с определенной ситуацией
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
- наблюдение за физическим экспериментом учителя
- выделение существенной информации
- логические умозаключения.
построение речевого высказывания в устной форме.
-обсуждение, структурирование фиксация результатов, установка причинно- следственных связей
Формируемые способы деятельности:
- формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
-обсуждение эксперимента
-совместная деятельность
Формируемые способы деятельности:
-формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- формирование умения учитывать позицию
собеседника, осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Регулятивные универсальные
учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
- контроль правильности ответов обучающихся
-самоконтроль понимания заданий.
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения слушать. принимать и сохранять учебные цели и задачи
-формирование умений уточнения и дополнения высказываний обучающихся.
-формирование умения
осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
7. Анализ и синтез
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания
-тренировать способность к самоконтролю и самооценке
-организовать выявление и исправление допущенных ошибок
-организовать ситуацию успеха по результатам деятельности учащихся
- учащимся на свой выбор предлагаются разноуровневые задания на карточках (прил.4)
- контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД)
Осуществляемые действия:
- мотивировать свои действия
- оценка собственной учебной деятельности
Формируемые способы деятельности:
-самооценка и самоконтроль
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
- построение самостоятельного процесса деятельности
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения
систематизации и обобщения полученных знаний
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
- самовыражение
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения объяснять свой выбор
Регулятивные универсальные
Учебные действия
(РУУД)
Осуществляемые действия:
- планировать выбор и решение учебной задачи - анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать ее влияние на настроение
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в выполнение задания.
- формирование умения предвидеть возможные результаты своих действий, уверенности в своих силах
8. Информация о домашнем задании
Цель этапа:
- отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала, подбор материала по теме, чтение и заучивание и пр.
- практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач - закрепление и расширение разнообразных умений, необходимых для самостоятельной работы.
- обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания: обязательный уро-вень, повышенный уровень, творческий уровень (прил.5)
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД)
Осуществляемые действия:
- воспринимают информацию, выбирают уровень
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения осознанно фиксировать информацию
9. Рефлексия
Цель этапа:
-организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
-организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
- самооценка учениками работы на уроке
-по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
- рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
- объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
- организация заполнения карты самооценки (прил.6)
- выставление отметок в электронный журнал и в дневники учащихся
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД)
Осуществляемые действия:
-оценка и самооценка учебной деятельности
-обобщение и систематизация знаний
-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности:
- формирование умений полно и точно выражать свои мысли
Карта самооценки ученика
Меня удивило
Мне понравилось
Я знаю хорошо
Разобрался не до конца
Должен повторить
Себе ставлю оценку
Рисунок 1D:\Документы кабинета воспитательной работы\Рисунки\Mmedia\Image\Анимашки\Писарь.gifРисунок 2D:\Документы кабинета воспитательной работы\Рисунки\Mmedia\Image\Анимашки\Лупа.gifРисунок 3D:\Документы кабинета воспитательной работы\Рисунки\Mmedia\Image\Анимашки\Думает.gifРисунок 10