ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Карнаева (Зарипова) Оксана Ураловна
МОБУ Башкирская гимназия имени Я. Хамматова г. Белорецк,
Научный руководитель – проф. Р.В. Альмухаметов
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:
- увеличивается скорость овладения учебным материалом;
- наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;
- в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
- модельное вариативное обучение, составной частью которого являются компьютерные игры, создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.
Если учесть, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной обучаемому, то становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется:
- учитель должен обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа;
- реальное достижение результатов при компьютерном обучении возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала;
Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определённой системе.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.
Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).
Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.
Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:
1. Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
2. Задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
3. Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка;
4. В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник";
5. Программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;
6. Помогают научиться делать фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы;
7. Программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-лингвистов;
8. Имеются различного рода демонстрации, которые можно применять в качестве наглядного материала при объяснении нового материала, при объяснении новой темы на уроках русского языка, для удобства их использования существует Альбом. Есть возможность распечатать данный материал;
9. В работе могут быть использованы поддерживающие "Учебник", "Словари примеров", собранные в "Справочных материалах", сами статьи "Учебника";
10. Имеются индивидуальные консультации по любой форме экзамена по русскому языку: сочинение, диктант, изложение, русский устный.
Учителю-словеснику прежде всего необходимо разработать методику изучения той или иной темы, того или иного раздела, а затем определить роль и место ПК в учебно-воспитательном процессе. При составлении плана работы с ПК надо стремиться к тому, чтобы были реализованы все взаимосвязанные функции обучения (образовательная, развивающая, воспитательная) и чтобы могли проявиться самостоятельность, инициатива, творчество учащихся. Создавать положительные мотивы учения и стимулировать познавательный интерес в учении помогают проблемные ситуации, которые следует предусматривать учителю.
При планировании необходимо также максимально использовать наглядно- иллюстративный материал, стремясь к тому, чтобы учащиеся, усваивая содержание новой темы или нового правила и способы оперирования новыми знаниями на практике, прежде всего уяснили принципы построения этого учебного материала. Тогда будет обеспечено глубоко осмысленное восприятие и запоминание учебной информации.
Необходимо также включать учебные задачи, которые обеспечивают необходимость практического применения знаний, формирование умений и навыков. Школьники должны не только правильно решать учебные задачи, но и усвоить способ их решения. Поэтому очень важно, подбирая учебные задачи, учитывать те типичные затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении упражнений.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Обучение родному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Кроме того, учитель может проверять усвоение учащимися новых теоретических знаний и степень отработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, вести дифференцированную работу с каждым учеником в его индивидуальном темпе. В практике применения компьютера в учебном процессе особо подчёркивается его обучающая функция, а также, компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы.
Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
- на зрительное восприятие;
- вставку букв;
- постановку знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов.
Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Роль учителя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие.
При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.
Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Литература:
1. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютеров. В вопросах и ответах. - СПб: Изд. «Союз», 2001. – 192 с.
2. Любичева Е.В. Персональные компьютеры и их использование в обучении русскому языку. – Л.: ЛГПИ, 1990. – 71 с.
15