Конспект урока по ОБЖ для 10-11 классов. Брак, Семья, взаимоотношения в семье.
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2015 – 2016 учебный год)
«Педагогические идеи и технологии: среднее образование».
Методическая разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности
Брак и Семья. Семья в современном обществе.
Семья и здоровый образ жизни. Основы Семейного права в Российской Федерации.
Автор: Светлолобова Любовь Владимировна,
учитель по основам безопасности жизнедеятельности
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
г. Реутов Московской области
Брак и Семья. Семья в современном обществе.
Семья и здоровый образ жизни. Основы Семейного права в Российской Федерации.
Класс: 9 - 11 общеобразовательный.
Количество учебных часов: 2
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Тема познавательная: работа с информацией, анализ брачных отношений, семьи в современном обществе.
Тема ценностной и морально-этической ориентации: ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.
Тема по смыслообразованию: мотивация учебная и социальная, границы собственного знания и незнания.
Технология урока: комплексная, поэлементная (блочная и мелкопорционная подача материала)
Средства обучения: Информация в виде беседы или лекции и компьютерная презентация;
Цели урока:
1.Познавательные:
а) познакомить с особенностями брачных и семейных отношений, взаимоотношений полов в семье, законодательными актами, регулирующими семейные отношения в современном обществе в Российской Федерации;
Методы познавательные: беседа и лекция, способ познания: индуктивно-дедуктинный.
2. Практические:
а) закрепить умение анализировать взаимоотношения полов, ориентировать на выполнение морально-нравственных норм, иметь знания о нормах законодательных;
б) сформировать умение к решению моральных проблем на основе децентрации, самостоятельно делать выбор, принимать решения, умение дать оценку своих поступков, умение общаться.
а) воспитывать
- интерес к предмету в ходе освоения и размышления над содержанием материала;
- нравственные качества школьников (понимание семьи как общечеловеческой ценности, патриотическое отношение к национальным интересам (репродуктивная функция семьи, повышение демографической ситуации), способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним;
б) развивать: память, логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация); речь, способности, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, умение самому оценивать свою деятельность (рефлексия)
Конспект урока.
ОБЖ
9 -11 класс.
29.09.2015г.
Тема: Брак и Семья. Семья в современном обществе. Семья и здоровый образ жизни. Основы Семейного права в Российской Федерации.
Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные и нравственные потребности. Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. По эмоциям можно судить о том, что волнует человека в данный момент. Эмоции делятся на простейшие виды (чувства, настроения, страсти, желания, влечения) и высшие чувства (совесть, ирония, дружба, ненависть, вражда, любовь..). Высшие чувства несут в себе нравственное начало человека.
Любовь – это особое человеческое чувство, характеризующее его как личность. Настоящая любовь, по мнению Виктора Эмиля Франкла, австрийского психолога и психотерапевта, в его высшем духовном понимании, представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как духовным существом. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством. (В.Франкл. Человек в поисках смысла., М., 1990).
Дружба. Для людей старшего возраста, как и для представителей молодого поколения, наличие близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия. Существование таких отношений, которые мы называем интимными, является своего рода психологическим амортизатором деловых, бытовых и личных проблем и потрясений.
Толковый словарь русского языка трактует понятие «интимный» как содержательно характеризующее отношения, которым присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. Поэтому любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающие этому определению, мы называем интимными, например вражду и одиночество, поскольку они тоже содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми. Реальная современная жизнь такова, что в человеческих отношениях не менее часто, чем положительные, проявляются и отрицательные интимные отношения. (И здесь интимные не значит только половые отношения).
Дружбу можно определить, как положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба — это в основном отношения между людьми одного и того же пола.
Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, при помощи жестов, мимики и пантомимики, воспринимать и точно понимать друг друга на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими. Давние друзья могут заранее предсказывать реакции и поведение друг друга в различных жизненных ситуациях, вплоть до определения мыслей, которые друг другу придут в голову в том или ином эпизоде. Дружба занимает промежуточное положение между двумя другими видами человеческих отношений: знакомством и любовью. От первого дружба отличается тем, что носит более интимный характер, гораздо глубже знакомства или приятельства. От любви дружба отличается, напротив, меньшей интимностью и большей рассудочностью, более строгими, нормативно и ритуально определенными правилами поведения.
Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, — это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. (Друг не может обидеть друга.) Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.
Вначале дружеские отношения носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в подлинно интимные. Для того чтобы стать полноправным участником дружеских отношений, человек, как личность, должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 14—15 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном своем объеме. Затем, спустя год или два, они начинают дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам.
Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство — любовь, которая прочно и надолго связывает людей между собой.
Любовь. Если дружба — первый акт душевного сближения людей, то любовь — заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.
Любовь — это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Она требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом — самосовершенствование, т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь — это также искусство, которому надо учиться и в котором необходимо постоянно совершенствоваться.
Любовь — это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.
Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство. В любви человек отдает, чтобы получать, и получает, чтобы отдавать. Настоящая любовь вызывает в человеке взрыв ответной энергии, обратно направленные движения душевной щедрости. «Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь»
Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему.
Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей в условиях нашей идеологически искаженной культуры. Но поставим вопрос: может ли любить других человек, не способный любить себя?
Ответ на него при трезвом размышлении должен быть отрицательным. С немалым количеством фактических доказательств этого утверждения мы встретимся, прочтя материалы, посвященные одиночеству. Каждый человек такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же не должен любить самого себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть, или ее вовсе нет. Известное библейское выражение «Возлюби ближнего как самого себя» содержит в себе мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. «Любовь к другим и любовь к себе не составляют альтернативы. Напротив, установка на любовь к себе будет обнаружена у всех, кто способен любить других». (Э.Фромм. Искусство любить.)
От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви человек желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя.
Как утверждают некоторые психологи, в частности американский ученый Эрих Фромм существует всего 5 типов любви: Любовь материнская, Любовь братская, Любовь супружеская (эротическая), Любовь к самому себе и любовь к Богу.
Существующая форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком, социально-психологическом смысле слова является универсальной и всеобщей, вбирает в себя все другие виды любви, в том числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель. Невозможно верить в Бога и не любить человека — его главное творение, равно как и обратное: любить — значит верить в Высшую Добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей стараться на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости, истины и любви, поэтому понятно появление у человека аналогичного чувства к нему.
С середины текущего столетия идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины — примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств: скромностью и деловитостью.
Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии.
«Самозабвенное помешательство друг на друге — ...не доказательство силы... любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества» так говорит психолог Э.Фромм.
Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э.Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющей людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна.
Итак, рассматривая выше изложенное, можно сказать:
Качества, которыми должны обладать супруги для создания прочной семьи: умение общаться с лицами противоположного пола, умение находить взаимопонимание в любых ситуациях.
Если говорить о психологической загадке полов, мужчине не доступна женская логика и наоборот, а именно: логика чувств, эмоций. Женщины не понимают оторванности мужчин от повседневных забот, они в большей степени склонны к доверительному общению, более эмоциональны, менее сдержанны. У женщин и мужчин по отношению к любви свои особенности. У женщин на первом месте этика, психологическая привлекательность мужчины, поэтому им всегда хочется слышать в свой адрес ласковые слова, слова одобрения, и часто говорят «женщина любит ушами», а мужчины «любят глазами» - здесь наблюдается больше созерцательного.
Для каждого человека важно серьезно и обдуманно подходить к вопросу создания семьи, которая базировалась бы на основе взаимного влечения, уважения друг к другу и общности интересов. Немалую роль в крепости семьи играет одинаковый уровень образования, духовного развития партнеров, общность интересов.
Однако выбор партнера обычно происходит в молодости, когда жизненный опыт невелик.
Незнание основных условий семейных отношений, основ половой жизни и условий здорового зачатия и зарождения новой жизни юношами и девушками - молодыми супругами лишает их необходимой осторожности и нередко ведет к непоправимым ошибкам.
Очень важно иметь представление об анатомии и функциональных особенностях мужчины и женщины, их половых органов, знать механизм зачатия, зарождения новой жизни и также знать основы сохранения здоровья будущего человека - ребенка. Вступая в интимные добрачные отношения, особенно ранние, молодые люди не очень представляют их последствия, не задумываются о возможной беременности, о заражении инфекциями передающимися половым путем - венерической болезнью или СПИДом.
Бывает так, что зачатый и иногда уже рожденный ребенок – является поводом для создания семьи, а затем тот же ребенок оказывается причиной развода. Если молодые люди подошли к этому вопросу не осознанно, легкомысленно, не понимали всей тяжести забот по воспитанию и формированию нового человека, то в дальнейшем это рождение, содержание и воспитание ребенка становится «тяжелой ношей», обузой для таких молодых семей. Иногда молодые отцы не желают создавать семью и оставляют свою молодую партнершу с ребенком, иногда женятся, а потом оставляют семью. Заботы в семейной жизни, обязанность не только воспитывать, но обеспечивать семью -становятся испытанием для молодого человека. Случается так, что молодая мама оставшись одна и испугавшись ответственности – отказывается от маленького человечка. И это страшно! А теперь поставьте мысленно себя на место этого человечка! Хотите ли вы быть на его месте, хотите ли быть не нужным никому в этой жизни? Нет! Тогда не поступайте так никогда. Оценивайте свои поступки, задумывайтесь как можно чаще к чему может привести ранняя половая связь, половые отношения с незнакомым человеком, половые отношения в алкогольном состоянии.
Важно знать, что если ты не готов стать мамой или папой – тщательно контролируй себя и свои поступки! Это избавит тебя от многих проблем и даже бед!
Половая жизнь прямо влияет на формирование таких общественных сторон жизни, как семья и воспитание детей. Сексуальные отношения супругов конечно основаны на глубоком эмоциональном влечении, но не только они определяют прочность семьи. Повторяю, что прежде всего в семье необходимы общность интересов, примерно одинаковый уровень развития, образованности, духовности, серьезность и глубокое уважение, чувства любви и дружбы. Здоровый образ жизни должен быть связан с умелым планированием семьи, основанным на идее сохранения здоровья людей.Планирование семьи – это рождение ребенка в тот срок, когда для этого появились необходимые условия в семье. Когда молодые люди нравственно, психологически созрели и осознали важность создания семьи. Характер взаимоотношений супругов определяет рождаемость, сказывается на исходе беременности, влияет на различные показатели здоровья. Сейчас некоторые эксперты говорят о том, что у любящих супругов рождаются способные и счастливые дети. И это правда! Желанный ребенок – это спокойный, ласковый и уверенный человек в будущем. Ведь ребенок в утробе матери слышит и понимает все, если мама переживает, то переживает и не рожденное дитя, и этот ребенок уже находится в состоянии стресса. А это нежелательные последствия для формирующейся личности, его психоэмоционального состояния в будущем.
Также тяжело ребенок внутриутробно переносит и у него вырабатывается затем зависимость - при частом или регулярном состоянии матери в алкогольной, наркотической, никотиновой или лекарственной зависимости.
Напомню, что чрезмерно опасно зачатие ребенка в состояниях алкогольной, наркотической, никотиновой или лекарственной зависимости как одного, так и обоих партнеров. Ребенок может оказаться с генетическими изменениями - уродством или физически слабым, больным. Также опасно зачатие ребенка в состоянии, когда родители инфицированы болезнями, особенно болезнями передающимися половым путем. Ребенок не только будет ослаблен, но и получит аналогичное заболевание. Внутриутробная инфекция влияет на формирование и развитие плода (ребенка в утробе матери).
Вот почему важно контролировать себя, свои действия и подходить к вопросам половых отношений, создания семьи и рождения ребенка осознанно. Важно также понимать, что вступая в половые отношения, каждый из вас ответственен за другого человека.
Для сведения: По наблюдениям врачей наиболее здоровые дети рождаются от женщин в возрасте 25–35 лет и от мужчин в возрасте 24–40 лет.
Избавление от нежеланного ребенка посредством аборта приносит зачастую непоправимый вред здоровью женщины. Первый аборт в 15 случаях из 100 становится причиной вторичного бесплодия. Женщина оказывается лишенной иметь детей, лишена счастья материнства. Бездетные семьи часто распадаются – разводятся. Ведь жизнь человека не может считаться полноценной, если он не знает счастья материнства или отцовства.
Поскольку современный брак должен быть основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки. Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку. Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.
Гармония семьи во многом зависит от совместимости мужа и жены, на которую большое влияние имеют следующие факторы:
• ценностно идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений;
• согласованность функционально половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна;
• совместимость индивидуально психологических характеристик. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов.
В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.
Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические советы:
• никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях, не храните обиду – пытайтесь понять друг друга; при этом можно и уединиться, чтобы осмыслить происходящее, но не проявлять враждебности или агрессивности;
• если что-то не нравится, не ругайтесь, а помогите друг другу, разберитесь в ситуации;
• не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять себя, гармоничные отношения всегда основаны на уважении партнера, его мнения, его желаний, отношений с другими людьми и тд. Вносить изменения в сложившиеся привычки партнера нужно мирным путем, путем убеждений, диалога с близким человеком, практикуя взаимопонимание;
• не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
• научитесь ценить друг друга;
• оказывайте друг другу знаки внимания, не забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т.п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
• не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
В любой ситуации - успокойтесь, в гневе сложно принимать правильное решение и помните: Лучше промолчать, чем сказать лишнее!;• будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
• общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
• помните только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;
• берегите здоровье, свое и близких;
• предупредите других о своем плохом настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь, пройдитесь, постарайтесь на проблему посмотреть с позиции своей половинки), а не вымещайте усталость или раздражение на близких.
Семья — это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.
Важнейшая задача семьи — рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил.
Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.
В принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба участника конфликта.
Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влечения, от влюбленности. У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины. Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехватка денег скажется на всем (нет своего дома, возможности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.
Многие молодые супруги начинают совместную жизнь, ошибочно полагая, что регистрацией в загсе завершается создание семьи, не понимая, что это только начало непростого пути ее формирования.
Основы семейного права в Российской Федерации.
В большинстве современных государств Закон требует оформления (регистрации) брака в специальных органах. В некоторых государствах наряду с регистрацией брака правовое значение придается браку, заключенному по религиозным обрядам, традициям.
В РФ с 1995 года 29 декабря 1995 г. Федеральным законом № 223-ФЗ принят Семейный кодекс РФ, который вступил в действие с 1 марта 1996 года.
Семейный кодекс РФ признает брак заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Права и обязанности супругов возникают с даты заключения (регистрации) брака.
Заключение брака осуществляется при личном присутствии бракосочетающихся лиц после истечения 1 месяца с даты подачи заявления в ЗАГС по месту жительства. При наличии уважительных причин ЗАГС может сократить этот срок или наоборот его увеличить, но не более чем на 1 месяц.
При наличии беременности или уже рожденного ребенка брак может быть заключен в день подачи заявления.
Для заключения брака необходимы:
- добровольное согласие;
- достижение брачного возраста.
Брачный возраст в РФ установлен единый – это достижение 18 лет.
Снижение брачного возраста возможно при определенных обстоятельствах, но не более чем на 2 года, т.е. до 16 лет. И производится постановлением Главы администрации по месту регистрации брака при согласии законных представителей – родителей, опекунов, усыновителей и их просьбе (заявлении).
Существует прецедент, в Ростовской области брачный возраст был снижен более чем на 2 года - на 4 года по причине беременности вступающей в брак.
Ограничения на предельный возраст для вступления в брак Законом в РФ не установлены.
В брак не могут вступить лица, уже состоящие в браке, лица, имеющие кровное родство (близкие родственники).
Семейный кодекс РФ регламентирует:
- условия и порядок вступления в брак;
- возникновение и осуществление личных и имущественных отношений в семье между супругами, между родителями и детьми;
- определение нормы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей;
Согласно Международной Декларации, которая регламентирует права детей, ребенком считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста. И совершеннолетие в России наступает в точности по этой Декларации – полная ответственность, как и дееспособность, достигается с наступлением 18 лет. То есть, в первый же день, когда гражданину РФ исполнилось 18 лет, он уже смело может голосовать, обращаться в суд, заключать имущественные договора, отчуждать недвижимость и тому подобное.
Люди, младше 18 лет, говоря казенным языком, делятся на лиц малолетних (которым не исполнилось 14 лет) и лиц несовершеннолетних (это возраст от между 14 и 18 годами). Переход ребенка из малолетнего возраста в несовершеннолетний знаменуется получением им паспорта гражданина Российской Федерации. Это еще не делает его дееспособным, но все же какие-то сдвиги в этом направлении в его жизни наступают.
Родители обеспечивают полное содержание ребенку до достижения полной дееспособности - до 18 лет, если обучается, то могут и до 21-22 лет, например если ребенок студент и обучается в ВУЗе.
Брачный договор. Заключается добровольно. Оговариваются личные и имущественные права. Однако при разводе учитываются и нормы ГК РФ.
Для вступления в брачные отношения существует ряд факторов, определяющий взаимоотношения супругов:
Психологический фактор – характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви, на любви к детям, стремлении и готовности заботиться друг о друге, делить радость и горести, печаль. Здесь важны схожесть характеров, взглядов, привычек, темпераментов, принятие одинаковых ценностей, интересов, жизненных установок, а также одинаковый уровень образования.
Физический фактор – определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, речь, манера поведения, одежда и тд). Здесь важным является одинаковое отношение к спорту, физической культуре, что повлечет за собой интересное совместное проведение досуга, активного отдыха, приведет к совместимости темпераментов.
Физиологический фактор – это половая совместимость супругов, ведущая к обепечению интимного общения любящих друг друга людей, стимулирует радость семейного счастья и совместной жизни.
Культурный фактор - соответствие интеллектуально- культурных запросов супругов и напрямую зависит от уровня их образования, от вида работы, от стремления к познанию и самосовершенствованию.
Материальный фактор – определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того насколько для каждого из них важна эта сторона брака.
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - способность лица (гражданина, организации) своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. (т. н. деликтоспособность).
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ гражданина наступает по достижении определенного, установленного законом возраста - это возраст совершеннолетия. Никто не может быть ограничен в ДЕЕСПОСОБНОСТИ (равно как и в правоспособности) иначе, как в случае и в порядке, предусмотренных законом. Ограничение ДЕЕСПОСОБНОСТИ допускается лишь по решению суда в качестве основной или дополнительной меры наказания. По суду в ДЕЕСПОСОБНОСТИ могут быть также ограничены граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами. Такие лица могут совершать сделки по распоряжению имуществом, получать заработную плату, пенсию, иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя (за исключением совершения мелких бытовых сделок). При прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотиками суд отменяет ограничение его ДЕЕСПОСОБНОСТИ. Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан по суду недееспособным. Над ним устанавливается Опека. От его имени сделки совершает опекун. В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья такого гражданина суд признает его дееспособным. Опека отменяется на основании решения суда. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет ограничена. Они совершают сделки с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Самостоятельно они могут совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком или стипендией, осуществлять свои авторские и изобретательские права. Но при наличии достаточных оснований (неразумное расточительство, пьянство, употребление наркотиков) орган опеки или попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права распоряжаться заработком или стипендией.
НА ЗАМЕТКУ
Типы браков и их характеристика
Традиционный брак является наиболее общепринятой нормой. Мужчина и женщина регистрируются в загсе, вместе живут, ведут совместное хозяйство и воспитывают детей.
Незарегистрированный брак. Эта форма семьи получает сейчас все большее распространение во всех странах. Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы с сексом совместным проживанием и ведением хозяйства.
Ограниченная семья. Брак, заключенный на время, например на три года. Через три года брак считается автоматически расторгнутым, если супруги не решат продлить его.
Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но иногда разъезжаются на любой срок (год, месяц, неделя).
Встречающаяся семья. Брак зарегистрирован, но супруги живут отдельно, каждый у себя. Раз, два раза в неделю встречаются.
Мусульманская семья, полигамный брак. Мужчина может иметь несколько жен.
Шведская семья. Отличается от обычной тем, что в ней несколько мужчин и женщин. Их объединяет не только секс, но и совместное хозяйство.
Открытая семья. Форма брачных отношений, когда супруги допускают увлечения и связи вне семьи.
ЗАДАЧА
По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о проблемах семьи, ее значении в жизни человека и факторах, влияющих на гармонию совместной жизни.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Вопросы и ответы, обсуждение-дискуссия о характере взаимоотношений до семейной жизни, чувствах и эмоциях. Беседа о ранних браках и их последствиях. Дискуссия о супружеском счастье.
Беседа о психологических факторах совместимости супругов, вопросы и ответы.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Семья и ее значение.
2. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.
3. Психологические советы супругам по достижению взаимопонимания, сохранения любви и уважения друг к другу.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Понятие о семье.
2. Задачи и функции семьи.
3. Понятие о семейной жизни и семейных отношениях.
4. Характеристика взаимоотношений полов до семейной жизни.
5. Чувства и эмоции во взаимоотношениях.
6. Ранние браки, их причины и последствия.
7. Понятие о супружеском счастье.
8. Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни.
9. Психологическая совместимость супругов: ценностно-идеологическая совместимость, согласованность функционально-половых ожиданий, совместимость индивидуально-психологических характеристик.
10. Понятие о законе совместимости.
11. Психологические советы по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения друг к другу.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. В теме дано определение понятия «семья». Каково ваше мнение об этом определении? С чем вы согласны, а с чем нет? Поясните. 2. Могли бы вы высказать свое мнение о любви? Каковы, по вашему мнению, основы счастливого брака? 3. По каким причинам могут осложняться отношения после брака? 4. Почему ранние браки считаются неустойчивыми? 5, Какие факторы влияют на гармонию совместной жизни? 6. Как можно достичь взаимопонимания и уважения друг к другу в семейной жизни? 7. Назовите важнейшую, по вашему мнению, задачу семьи. 8. Какие качества характера наиболее необходимы супругам для обеспечения гармонии совместной жизни? 9. Расскажите о совместимости супругов с различными видами темперамента. 10. Какие личные качества считают главными в супруге женщины и мужчины? 11. По каким причинам чаще всего заключаются ранние браки?
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Раздел 4 параграф 15 стр.78
Беседа с родителями, друзьями, со старшими родственниками о семейных взаимоотношениях и самостоятельно сделать вывод о взаимоотношениях в семье, факторах, влияющих на гармонию семейной жизни и укрепление семьи.