Проект Взаимодействие учителя — логопеда и родителей по развитию речи учащихся 1 класса
АННОТАЦИЯ: Данный проект по организации взаимодействия учителя-логопеда и семьи разрабатывается для повышения педагогической грамотности родителей в вопросах развития речи.
ТИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: информационный, практико- ориентированный.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный (август 2015 - май 2016 г.)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учитель - логопед, учащиеся 1 класса (8 детей) и их родители (законные представители).
ВВЕДЕНИЕ: В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
ПРОБЛЕМА: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития учащихся 1 класса.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития речи ребёнка, дать определённые знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения.
ЗАДАЧИ:
Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и речевых расстройств; обучить основным приёмам коррекционно – развивающей работы.
Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию речи, которые можно использовать в домашних условиях.
Совершенствовать межличностные отношения учителя - логопеда, обучающихся и их родителей путём организации совместных мероприятий, праздников.
Формировать положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ (МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ).
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы взаимодействия:
- информационно – практические (родительские собрания, тематические консультации, открытые просмотры индивидуальных занятий, семинары – практикумы с участием детей, совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках, конкурсах, домашние задания)
- наглядно - информационные (информационные проспекты: памятки, буклеты, стенды);
- индивидуальные (беседы, консультации, рекомендации, «телефонная линия»);
- информационно – аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик);
- досуговые (праздники, развлечения, конкурсы).
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между учителем - логопедом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в преодолении речевых нарушений и развитии речи детей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап, подготовительный (август 2015 г. – сентябрь 2015 г.)
Задачи этапа:
Разработка проекта.
Подготовка педагогического коллектива начальной школы, коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного проекта.
II этап, основной (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.)
Задачи этапа:
Реализация основных ключевых мероприятий проекта.
Презентация проекта: творческий отчёт перед родителями, обучающимися, учителями – логопедами (праздник).
III этап, обобщающий (или контрольно – диагностический) -май 2016 г.
Задачи этапа:
Обработка данных, описание результатов деятельности.
Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Оценка эффективности внедрения проекта.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Месяц
Формы и методы работы
Тема
Цель и содержание работы
1 этап. Подготовительный этап
Сентябрь
Родительская встреча.
«Давайте знакомиться!»
-Познакомиться с родителями;
-собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка; -изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту; -изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития.
Анкетирование родителей.
«Я и мой ребёнок».
2 этап. Основной
Сентябрь
Классное родительское собрание.
«Результаты диагностики речи учащихся 1 класса».
-Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся, наметить пути преодоления речевого дефекта;
-рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.
Публикация на сайте школы «Страница логопеда".
«Организация работы учителя -логопеда на школьном логопункте».
Познакомить родителей с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.
Оформление информационного стенда.
«Советы логопеда».
Наглядная агитация для родителей с целью повышения педагогической культуры родителей.
Октябрь
Индивидуальные консультации.
«План коррекционно-развивающей работы с ребёнком».
Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
Обучающий семинар – практикум с элементами тренинга для родителей.
Буклет.
«Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук».
«Пальчики играют – нам говорить помогают».
Познакомить родителей с понятием мелкая моторика, приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития.
Педагогическое просвещение родителей.
Совместная работа с родителями.
Подготовка к конкурсу чтецов.
Разучивание стихотворений.
Оформление почтового ящика.
«Почта доверия».
Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны.
Ноябрь
Индивидуальные консультации.
«Разное».
Ответить на вопросы, волнующие родителей.
Обучающий семинар- практикум с участием детей.
«Наш веселый язычок».
Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», видами упражнений и формами проведения. Обзор литературы.
Декабрь
Открытые индивидуальные занятия.
«Готовимся к шипящим (свистящим, сонорным)».
«В гости к сонорным».
Познакомить родителей со способами постановки звуков.
Родительское собрание.
«Подведение итогов первого полугодия».
Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие.
Январь
Индивидуальные консультации.
«Разное».
Ответить на вопросы, волнующие родителей.
Обучающие индивидуальные занятия (занятия – практикумы).
«Учимся произносить звуки».
Формирование некоторых приёмов коррекционной работы, необходимых для закрепления и автоматизации знаний, умений и навыков, выработанных на логопедических занятиях с детьми. Знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения, наблюдение за своим ребёнком «со стороны», за его успехами.
Домашнее визитирование:
-беседа
-тренинг
«Автоматизация звука на разных этапах работы».
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребёнка;
-повысить уровень знаний родителей по автоматизации звука в домашних условиях;
- обучить способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи;
-обеспечить единство требований к речи ребёнка в семье и в образовательной организации.
Февраль
Индивидуальные беседы.
«Спрашивали – отвечаем».
Ответить на полученные вопросы в почтовом ящике.
Тематическая консультация.
«Фонематическое восприятие. Как его развивать».
Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию фонематического восприятия.
Март
Совместная работа с родителями.
Подготовка к празднику.
Изготовление костюмов, разучивание стихов.
Организация и проведение практического семинара в рамках муниципального МО учителей – логопедов.
Презентация проекта
Логопедический праздник с участием детей и родителей.
«Пути осуществления продуктивного взаимодействия учителя – логопеда и родителей по развитию речи».
«Взаимодействие учителя - логопеда и родителей по развитию речи учащихся 1 класса».
«Международный женский день 8 марта».
Обмен опытом с педагогами города.
Обмен опытом с педагогами города.
Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений.
Апрель
Индивидуальные консультации (по инициативе родителей или учителя - логопеда по графику специалиста).
«Родительские пятиминутки».
Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Опросник.
«Удовлетворенность родителей деятельностью, организацией и содержанием образовательного процесса».
Выявить степень удовлетворённости родителей деятельностью педагога.
Май
Индивидуальные консультации.
«Итоги года. Вопрос-ответ».
Ответить на вопросы, волнующие родителей.
Родительское собрание.
«Итоги коррекционной работы за год. Рекомендации по работе с детьми в летний период».
- Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми;
- поощрить активных родителей благодарностями;- обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников; - продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Ежемесячно
Оформление информационно-методического стенда.
«Логопед советует!»
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии и совершенствовании речи детей.
Заключительный этап
Май
Мониторинг детей.
«Логопедическое обследование».
Выявление уровня речевого развития детей.
Публикация проекта на учительском сайте «Инфоурок.ру».
«Взаимодействие учителя – логопеда и родителей по развитию речи учащихся 1 класса».
Распространение опыта работы на Всероссийском уровне.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети:
- совершенствование звуковой культуры речи;
- самостоятельное выполнение основных средств коррекции речи: артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики;
- развитие творческих, коммуникативных способностей.
Родители:
- повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей;
- формирование эмоционального контакта родителей с детьми;
- повышение заинтересованности родителей в совместной игровой
деятельности с детьми и желания сотрудничать с учителем - логопедом.
ОЦЕНКА РИСКОВ И МЕРЫ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА:
Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода: почтовый ящик, тренинг, обучающие индивидуальные логопедические занятия).
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:
публикация проекта;
разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННОГО ПРОЕКТА:
в работе с вновь прибывающими детьми;
внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
обмен опытом с педагогами города.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Результат работы по проекту:
повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка; родители активно включились в коррекционно – развивающий процесс по устранению недостатков речи детей в домашних условиях;
проведение диагностического (частичного) обследования речи учащихся 1 класса выявило положительную динамику в развитии речи;
разработана и апробирована система методических мероприятий для родителей по развитию речи учащихся 1 класса через организацию и проведение собраний, тематических консультаций, обучающих занятий – практикумов;
выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к речи учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
Бабинова Н.В. Клуб общения для родителей «Речевичок» // Логопед, 2011, № 8. С. 81-89.
Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.
Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.
Османова Г.А. Логопед – родителям. – СПб.: КАРО, 2009. – 192 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.
Некрылова Л.В. Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи (консультация для родителей) // Логопед, 2013, № 7. С. 82-84.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
15