Рабочая программа Литература. 9 класс. УМК Школа 2100
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебниками «История твоей литературы» для 9 класса, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.
Общая характеристика учебного предмета
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.Компетентность читателя предполагает:– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.Цель литературного образования определяет его задачи:1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интер-претации художественного текста.6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Структура и содержание программы
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;– эмоциональная ценность произведения;– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.Школьник, освоивший программу 5–8-го классов, имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы.В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением).В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).Программа продолжает философско-гуманистическую линию отбора содержания, заложенную в 5–8-м классах.
Задача курса – дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.Между основной и старшей школой материал распределен следующим образом: в 9-м классе в целях предупреждения перегрузки учащихся в полном объеме читаются и изучаются произведения XVIII в. и 1-й половины XIX в. Литература середины/конца XIX в. и XX в. в полном объеме изучается в 10–11-м классах. В программе для 9–11 классов не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5–8 классах. Вместе с тем в разворотах к темам осуществляется литературоведческий подход. В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения и изучения художественных произведениях.В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с «Обязательным минимумом...». Основная часть произведений зарубежной литературы читается в 5–8 классах. Однако авторы считают, что в целях реализации идеи предпрофильного обучения изучение русской литературы необходимо сопровождать параллельными спецкурсами по зарубежной литературе, мировой художественной культуре и пр. (по выбору образовательного учреждения).Программа рассчитана на 3 ч в неделю для 9-летней основной школы и предполагает возможность выделения дополнительных часов для изучения литературы на предпрофильном уровне.
Основные учебные цели:
1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;
2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы. Требования к уровню подготовки за курс литературы 9 кл.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;– воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;– давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;– соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Учебно-тематический план
Содержание Кол-во часов Творческие работы Заучиваний наизусть Домашних сочинений
Ведение 1 Путешествие 1. Путешествие к истокам 4 2 1 Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения 13 2 1 Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе 44 3 3 3
Путешествие 4. Художественные вершины литературы середины XIX века 16 1 1 1
Путешествие 5. Литература последних десятилетий Золотого века 4 Путешествие 6. Литература начала XX века 19 2 3 Повторение 1 1 итого 102 11 9 4
Содержание тематического учебного курса
Введение (1 ч).Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.
Путешествие к истокам. Древнерусская литература (4 ч)
Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе.«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы.«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова...». Переводы «Слова...». Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о поэтике древнерусской литературы.
Эпоха рассудка и ПросвещенияЛитература XVIII в. (13 ч)
От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков.Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе.М.В. Ломоносов.Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма.Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.Г.Р. Державин.Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи».Д.И. Фонвизин.Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.Н.М. Карамзин.Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.
Становление самосознания в русской литературеПисатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (44 ч)
Романтизм начала XIX в.Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.Д. Шиллер «Перчатка».Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь...».Два разных романтических мироощущения.Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в.В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова.Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский – переводчик. Оригинальность баллад Жуковского.Два «Я» лирического героя Батюшкова.Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в.А.С. Грибоедов.Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.История создания «Горе от ума».Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г. Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».А.С. Пушкин.Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь еще, быть может...», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму.Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта.Оценка творчества Пушкина В.Г. Белинским.М.Ю. Лермонтов.Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой.Н.В. Гоголь.Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.
Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч)
Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в.А.Н. Островский.Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко).Поэзия середины и второй половины XIX века: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин.Нравственные и философские искания в поэзии.Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид...», «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта...», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Еще весны душистой нега...» Фета). Поэтика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.Н.А. Некрасов.Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма.И.С. Тургенев.Обзор творчества И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму».Л.Н. Толстой.Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» – обобщение ранее прочитанного).Ф.М. Достоевский.Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.
Литература последних десятилетий XIX века (5 ч)
Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков).А.П. Чехов.Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного).«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.Обобщение.Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века.
Страницы литературы XX века (19 ч)
Особенности литературного процесса начала ХХ века.Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в.А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного).И.А. Бунин.Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина.М. Горький.Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»).Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии). Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов (на примере стихотворений А.А. Блока «О, я хочу безумно жить...», «Сумерки, сумерки вешние...»; С.А. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая...»; В.В. Маяковского «Вам ли понять...» (отрывок из трагедии «Владимир Маяковский») и ранее прочитанных стихотворений).Поэты о поэтах (В.В. Маяковский «Сергею Есенину», М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году».)Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века.Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цветаева. Судьбы. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс (на примере стихотворений А.А. Ахматовой «Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был...», «Вижу выцветший флаг над таможней...»; М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...», .«На развалинах счастья нашего...» (отрывок из «Поэмы Горы») и ранее прочитанных стихотворений).А.Т. Твардовский.Поэт о времени и о себе (автобиография). История поэмы «Василий Теркин» (главы). Традиции и новаторство в поэзии Твардовского.Поиск нового героя в прозе ХХ века.Обобщение ранее прочитанных произведений (герои М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, В.П. Шаламова, Ч.Т. Айтматова, В.Ф. Тендрякова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, Б.Л. Васильева).А.П. Платонов.Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования. Нравственность как основа характеров героев. Рассказ «Юшка». Язык эпохи в рассказе.Из литературы второй половины XX века (обзор и обобщение ранее прочитанного). Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований (А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и др.). Самобытность русской прозы, основные тенденции развития (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин, Т.Н. Толстая, Л. Петрушевская и др.).А.И. Солженицын.Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере.Обобщение.Развитие речи.1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы. Воссоздание текста по опоре.2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги.3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение–рассуждение на литературную тему.4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/пТема,
№ урока Коли-
чество часов Тип урока
(вид контроля) Характеристика деятельности учащихся Домашнее
задание
1 2 3 4 5 6
Введение 1час
1 Роль художественной литературы в жизни человека.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Отзыв о книге
Путешествие 1. Путешествие к истокам. 4 часа
2 Семь веков древнерусской литературы.
Общие особенности древнерусской литературы. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними Выполнить задание 5 (учебник с.19)
«Слово о полку Игореве» 3часа
3 «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров. Чтение стихотворного (прозаического) перевода «Слова...».
4 Композиция и основные сюжетные линии. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Заучивание наизусть.
5 Переводы «Слова...».
Художественный пересказ 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий,ДПРУметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Художественный пересказ
Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения 13 часов
6 От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы вXVI–XVII веках (обзор) 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров.
Составление таблицы, выписки и пр.
Классицизм как литературное направление 1час
7 Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,ДПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Подготовка доклада
Михаил Васильевич Ломоносов 3часа
8 Гений
М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов – филолог и поэт. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь самостоятельно организовать учебную деятельность
Уметь использовать различные виды пересказа Заучивание наизусть
9 9.«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.» М.В. Ломоносова. Ода как жанр классицизма. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Лингвистич анализ текста
10 Роль М.В. Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей. 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий,ДСРУметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей;
Уметь выразительно читать художественные тексты Подготовка высказывания
Гаврила Романович Державин 2 часа
11 Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Составление конспекта
12 Многообразие поэтических тем в творчестве
Г.Р. Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…». 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,ДПРУметь составлять план, тезисы, конспект;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Ответить на вопросы 1-3 (учебник с. 88)
Денис Иванович Фонвизин 4 часа
13 Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников
Чтение комедии. Индивидуальное задание (задание 4 с. 98 учебника)
14 Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Вопросы и задания 1-6 (учебник с. 101)
15 Идеи просветительства в комедии, идеалы
Д.И. Фонвизина. 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Вопросы и задания 7-9 (учебник с. 101)
16 Сочинение.
Речевая характеристика героя драматического произведения 1 Урок контроля
Итоговый, С Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Составление речевой характеристики героя
Николай Михайлович Карамзин 2 часа
17 Судьба Н.М. Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Подготовка устного сообщения
18 «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного).
. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь составлять план и писать отзыв о произведении. Вопросы и задания 1-5 (учебник с. 112)
Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе 43 часа
19 Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, СРУметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Подготовка сообщения об одном из поэтов начала века
Романтизм начала XIX века 1 час
20 Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь сравнивать и сопоставлять различные произведения
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Подготовка развернутого ответа на вопрос
Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в. 2 часа
21 21.Творческие судьбы
В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.
Элегия «Море». 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, СРУметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Подготовка развернутого ответа на вопрос
22 22.Место
В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в русской поэзии начала XIX в. 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Тематический, УО Уметь сравнивать и сопоставлять различные произведения
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Вопросы и задания 1-2 (учебник с. 139)
Александр Сергеевич Грибоедов 5 часов
23 Личность и судьба
А.С. Грибоедова в оценке современников.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Чтение комедии
24 История создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Заучивание наизусть
25 Трагическое
одиночество Чацкого. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ДСР Уметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Подготовить цитатный рассказ об одном из героев комедии
26 Сценическая судьба пьесы
А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ПРУметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Подготовка развернутого ответа на вопрос
27 Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков
(В.Г. Белинский)
Домашнее сочинение-рассуждение на литературную тему 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Итоговый, ДС Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Александр Сергеевич Пушкин 16 часов
28 Страницы биографии
А.С. Пушкина. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,УОУметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебник с. 181 – 193
29 29. А.С. Пушкин и его современники. Истоки творчества А.С. Пушкина. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария,
с творческим заданием). Задание 3 (или 4, на выбор) (учебник с. 194)
30 Основные темы лирики
А.С. Пушкина. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Уметь выразительно читать художественные тексты
Заучивание наизусть
31 Тема свободы в лирике
А.С. Пушкина
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты.
Анализ стихотворения (на выбор)
32-33 Любовная лирика
А.С. Пушкина
2 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
34-35 Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 2 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь выразительно читать художественные тексты
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
36 Лирика А.С. Пушкина в оценке критиков. 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Тематический, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь выразительно читать художественные тексты
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Подготовиться к сочинению
37 Сочинение. Интерпретация лирического стихотворения 1 Урок контроля
Итоговый, С Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Интерпретация лирического стихотворения.
38 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поиск современного героя. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров. Чтение романа (1-2 главы), комментарий, вопросы (учебник с.223-229)
39 Духовные искания героя. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Чтение романа (3-5 главы), комментарий, вопросы (учебник с.229-234 40 Цельность характера Татьяны. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Чтение романа (6-8 главы), комментарий, вопросы (учебник с.234-238)
41 Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Учебник с. 239 – 242, задание 2 (учебник с. 242)
42 Оценка творчества
А.С. Пушкина
В.Г. Белинским.
1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, СРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Составление конспекта фрагмента статьи Белинского.
43 Сочинение. Вступление к сочинению- рассуждению
на литературную тему
1 Урок
контроля
Итоговый, С Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Сочинение рассуждение (письменное)
Михаил Юрьевич Лермонтов 11 часов
44 44. Личность и судьба
М.Ю. Лермонтова. Два взгляда на личность поэта. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебник с.250-260, задание1-3 (учебник с.260)
45 45. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Уметь выразительно читать художественные тексты
Заучивание наизусть
46 Размышления поэта о жизни, любви, творчестве 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий,УОУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
47 Пафос непокорности, вольности, бунтарства в лирике
М.Ю. Лермонтова («Пророк»). 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, СРУметь сравнивать и сопоставлять;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
48 Сочинение.
Анализ лирическогостихотворения. 1 Урок контроля
Тематический, С Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Задание 9 (учебник с.283)
49 Роман
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,УОУметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Чтение романа
50 Особенности композиции романа, её роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Вопросы и задания (учебник с. 284)
51 Личность и общество, «самопознание» героя
М.Ю. Лермонтова. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Характеристика Печорина
52 Художественные особенности романа
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», его многоплановость. 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Задание 11 (учебник с.295)
53 53.Оценка романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» русской критикой. 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, СРУметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Конспект фрагментов статьи Белинского
54 Сочинение. Заключение к сочинению- рассуждению на литературную тему 1 Урок контроля
Итоговый, С Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Сочинение рассуждение (письменное)
Николай Васильевич Гоголь 7 часов
55-56 Личность и судьба
Н.В. Гоголя. 2 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,
УО Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Задание 4 (учебник с.12, ч.2)
Чтение романа
57 Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Чтение романа
58 «Живая Русь» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Вопросы и задания с. 13 учебника
59 Проблема русского национального характера в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ДПР Уметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Составить маршрут странствий Чичикова по плану (учебник с.16)
60 Своеобразие языка поэмы
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, СРУметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение Задание 6 (с.22 учебника)
61 Оценка поэмы русской критикой.
Подготовка к домашнему сочинению 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Итоговый, С Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Сочинение-путешествие (устное или письменное)
Путешествие 4. Художественные вершины литературы середины XIX века 16. Часов
62 62.Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебник с. 32-36
63 Обзор творчества И.С. Тургенева.
1 Урок обобщения и систематизации знаний
Текущий, ПРУметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Мини-сочинение «Реальная и художественная правда в рассказе «Муму»
64 Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Л.Н. Толстого, их духовные искания. 1 Урок обобщения и систематизации знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Мини-сочинение «Нравственный выбор героев в произведениях Толстого»
Федор Михайлович Достоевский 4 часа
65 Противоречивость личности
Ф.М. Достоевского.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,
УО Уметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Чтение повести «Бедные люди».
66 Художественный мир
Ф.М. Достоевского. Повесть «Бедные люди».
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Задание 3 с. 125 учебника
67 Человек и обстоятельства в изображении
Ф.М. Достоевского.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Вопросы и задания с.125 учебника
68 Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве
Ф.М. Достоевского.
Подготовка к домашнему сочинению 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Итоговый, С
Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Сочинение в эпистолярном жанре
Александр Николаевич Островский 4 часа
69 А.Н. Островский - великий русский драматург.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Чтение комедии
70 Мир купечества в комедиях
А.Н. Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!».
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). Вопросы и задания с.60 учебника
71 Двуличие и метаморфозы героев комедии, особенности композиции комедии
А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!». 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, СРУметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение.
Вопросы и задания с.62 учебника
72 Сценическая судьба пьесы
А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!».
1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ДСР Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Воссоздание текста по опоре
Страницы поэзии середины – второй половины XIX века 5 часов
73 Нравственные и философские искания в поэзии середины – второй половины
XIX века.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,УОУметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Анализ стихотворений, заучивание наизусть
74 Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – два взгляда на мир 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Уметь выразительно читать художественные тексты
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Анализ стихотворений, заучивание наизусть
75 Поэтика А.А. Фета,
Ф.И. Тютчева.
1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ПРУметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Анализ стихотворений, заучивание наизусть
76 Н.А. Некрасов и его Муза. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь выразительно читать художественные тексты
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Анализ стихотворений, заучивание наизусть
77 Обличительный пафос поэзии
Н.А. Некрасова .
1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ДПР Уметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Лингвистический анализ стихотворений, заучивание наизусть
Путешествие 5. Литература последних десятилетий Золотого века 5часов
78 Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, СРУметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Сообщение об одном из писателей конца 19 века
Антон Павлович Чехов 3часа
79 Жизнь А.П. Чехова: создание самого себя.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров. Выразительное чтение художественной прозы.
80 Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова (обобщение ранее прочитанного).1 Урок обобщения и систематизации знаний
Текущий, УО Уметь осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
Уметь использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Вопросы и задания с. 155 учебника
81 «Маленькая трилогия». Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Тематический, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Задание 3 с. 156 учебника
82 Золотой век русской литературы. Обобщение.
1 Урок обобщения и систематизации знаний
Итоговый, Т Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
Уметь составлять план и писать отзыв о произведении.
Самостоятельное чтение текста «Путешествия 6»
Путешествие 6. Страницы литературы XX века 20 часов
83 Гуманистичес- кие традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в.
А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного). 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ДПР Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Учебник с. 160-1167
84 Творческая судьба И.А. Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве И.А. Бунина. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Выразительное чтение стихотворений Бунина
85 Традиции русской автобиографической прозы в повести М.Горького «Детство» (обобщение ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»). 1 Урок обобщения и систематизации знаний
Текущий, ПРУметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Задания с. 174 учебника
Поэтическое осмысление действительности в поэзии начала ХХ века 3часа
86 Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века: А.А. Блок, В.В. Маяковский,
С.А. Есенин. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, СРУметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей;
Уметь выразительно читать художественные тексты Сообщение о творчестве одного из поэтов
87 Особенности мироощущения и творческой манеры поэтов начала ХХ века. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речью,
Уметь выразительно читать художественные тексты
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
88 Поэты о поэтах.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы;
Уметь выразительно читать художественные тексты
Уметь заучивать наизусть стихотворные тексты. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века 4 часа.
89-90 Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цветаева и их судьбы. 2 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий,УОУметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Анализ стихотворения (на выбор), заучивание наизусть
Александр Трифонович Твардовский 3часа
91 Поэт о времени и о себе (автобиография А.Т. Твардовского). 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, СРУметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Художественная автобиография, задание 3 с. 214 учебника
92-93 История поэмы
А.Т. Твардовского
«Василий Теркин» (главы из поэмы). 2 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Заучивание наизусть
Поиск нового героя в литературе ХХ века 9 часов
94 Новый герой в литературе ХХ века (обобщение ранее прочитанных произведений).
1 Урок обобщения и систематизации знаний
Тематический, ПРУметь использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Вопросы и задания (с. 220 учебник)
Андрей Платонович Платонов 3 часа
95 Судьба
А.П. Платонова.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебник с. 221-222, задание 3 с.222
96 Странные герои рассказов
А.П. Платонова, смысл их существования.
1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Устная аннотация рассказа
97 Язык эпохи в рассказе
А.П. Платонова «Юшка». 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ПРУметь использовать монологическую и диалогическую речь,
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Задание 9 (учебник с. 229)
Александр Исаевич Солженицын 3 часа
98 А.И. Солженицын – общественный деятель, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, УО Уметь выделять характерные причинно-следственные связи;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Чтение рассказа
99 Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере. 1 Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Текущий, ДСР Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
Уметь отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Задание 1-4 (учебник с. 246)
100 А.И. Солженицын - публицист 1 Урок комплексного применения знаний, умений, навыков
Текущий, ПРУметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
Уметь писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле
Из литературы второй половины – конца ХХ века 2
101 Общая характеристика литературногопроцесса второй половины – конца ХХ века (обзор и обобщение ранее прочитанного). 1 Урок обобщения и систематизации знаний
Тематический, СРУметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. Письменная аннотация книги
102 Подведение итогов 1 Урок обобщения и систематизации знаний
Итоговый, Т Уметь самостоятельно организовать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
Уметь анализировать и интерпретировать произведение. Читаем летом…
Творческие задания с. 251- 255 учебника