Педагогический проект Городской физико-математический турнир
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
Городской
физико-математический турнир
Педагогический проект
Авторы проекта:
Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики МБОУ ООШ № 3;
Жгут Наталья Ивановна, учитель физики
МБОУ ООШ № 3
Ростовцева Юлия Викторовна, учитель информатики МБОУ ООШ № 3;
Солопова Антонина Михайловна, учитель математики МБОУ ООШ № 3;
Срок реализации проекта 1 год
Мыски 2013
Авторы-составители: Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики МБОУ ООШ № 3, Жгут Наталья Ивановна, учитель физики МБОУ ООШ № 3, Ростовцева Юлия Викторовна, учитель информатики МБОУ ООШ № 3, Солопова Антонина Михайловна, учитель математики МБОУ ООШ № 3
Городской физико-математический турнир: педагогический проект.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с реализацией небольших проектов – например, приготовление ужина, перепланировка дома, написание конспекта урока. Эти различные действия имеют некоторые общие признаки, которые превращают их выполнение в реализацию проектов.
В основе проекта лежит идея обращения к жизненному опыту детей, что всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Кроме того, обращение к опыту это не только прием для создания мотивации. Важно и то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.
Педагогический проект Городской физико-математический турнир
«Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».
П.Г. Щедровицкий
Паспорт проекта
Наименование проекта
Городской физико-математический турнир
Основные разработчики проекта
Аверьянова Наталья Борисовна, учитель математики МБОУ ООШ № 3
Жгут Наталья Ивановна, учитель физики МБОУ ООШ № 3
Солопова Антонина Михайловна, учитель математики МБОУ ООШ № 3
Ростовцева Юлия Викторовна, учитель информатики МОУ ООШ № 3
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
создание условий для творческой самореализации детей, создание условий для развития познавательной компетентности школьников
Задачи:
Способствовать психологической адаптации обучающихся к турнирному способу работы;
Способствовать общению обучающихся разных школ;
Способствовать обмену педагогическим опытом преподавателей;
Создавать учебно-методическую печатную продукцию;
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – организационный (сентябрь-ноябрь) выбор темы турнира, определение зон ответственности.
2 этап – подготовительный (ноябрь-январь) сбор и обработка задач для практической части турнира;
определение затрат на проведение турнира;
подготовка команды для турнира.
3 этап – практический (февраль-март)
изготовление брошюры с задачами;
работа с ОУ (приглашение команд);
подготовка презентационных пакетов для команд-участниц;
организация работы жюри;
проведение турнира.
4 этап – аналитический (апрель-май) анализ проведенных мероприятий, корректировка планов
Перечень основных мероприятий
Создание организационной группы;
Определение темы турнира;
Подбор задач для турнира, их дифференциация;
Создание сборника задач для участников турнира и задачника с решениями для преподавателей для дальнейшего использования в работе;
Организация и проведение турнира;
Отчет
Исполнители проекта и основных мероприятий
Педагоги МБОУ ООШ № 3
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
Мотивировать обучающихся на изучение физики и математики, показать как полезно использовать закономерности на практике.
Пробудить интерес к предметам, который поможет обучающимся успешно преодолеть все трудности их изучения и осознанно выбрать свой жизненный путь.
Целевые группы проекта
Педагоги школ города
Обучающиеся 10-11 классов
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Мы живем в маленьком провинциальном городе, в котором количество мест демонстрации успешности в обучении очень мало: предметные олимпиады, проходящие раз в год, городская научно-практическая конференция школьников и все!
Но где и как проверить уровень своей подготовки? Попасть на городскую олимпиаду по математике и физике могут единицы. Конечно, существует возможность участия в различных заочных предметных конкурсах, но результаты отсрочены во времени, да и важность общения со сверстниками в старшем подростковом возрасте никто не отменял.
Для участия в турнире, интеллектуальных играх приглашаются все обучающиеся 10-11 классов, желающие применить свои математические и физические знания на практике.
Для того чтобы успешно выступить на олимпиаде, турнире, принять участие в интеллектуальной игре, необходимо глубоко изучить предмет, решить большое число задач повышенной сложности и т.п.
Соревнование, азарт, результаты здесь и сейчас, возможность сравнить себя со сверстниками вот что привлекает ребят на нашем турнире.
Турнир практико-ориентированный. Темы состоявшихся турниров:
«Мыски цифры и факты», посвященный 50-летию города;
«Экологические задачи»;
«Экономика и жизнь»;
«Прикладная геометрия».
Разработчики подбирают и придумывают для турнира задачи из повседневной жизни, тем самым предлагая обратиться к жизненному опыту детей, что всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Кроме того, обращение к опыту это не только прием для создания мотивации. Важно и то, что обучающиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин характерно то, что ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.
Веселые вопросы и задания позволяют ребятам увидеть математику и физику с неожиданной стороны, повышают интерес и познавательную активность, а также могут оказать и некоторое воспитательное воздействие на них, ибо, по словам Л.Н.Толстого, «ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех». К тому же смех, как говорят врачи, полезен для здоровья.
Например:
Длина пути от Сашкиного дома до школы 1500 м. Время, оставшееся до начала занятий, 30 мин. С какой скоростью должен равномерно двигаться в школу Саша, чтобы наверняка не попасть на первый урок – контрольную по алгебре.
Мысковчанин весной, собрав колбу, продает ее на рынке. В первый день он продал 100 пучков колбы по цене 10 рублей за один пучок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пучков. В какой день он заработал больше денег?
Расстояние между городом Томазак (первое название города Мыски) до деревни Безруково 24 км крестьянин планировал пройти за некоторое время. Увеличив запланированную скорость движения на 2 км/ч, он преодолел намеченный путь на 1 ч быстрее. За какое время планировал крестьянин пройти 24 км?
Целевые группы проекта (или аудитория проекта)
Обучающиеся школ города, желающие успешно преодолеть все трудности изучения физики и математики, сделать изучение их увлекательным, использовать открытые эффекты и закономерности на практике и осознанно выбрать свой жизненный путь.
Педагоги, работающие в старшем звене, готовые повысить интерес к своему предмету и найти наиболее эффективные способы и приемы повышения мотивации обучающихся в процессе обучения физике и математике.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
создание условий для творческой самореализации детей, создание условий для развития познавательной компетентности школьников
Задачи:
Способствовать психологической адаптации обучающихся к турнирному способу работы;
Способствовать общению обучающихся разных школ;
Способствовать обмену педагогическим опытом преподавателей;
Создавать учебно-методическую печатную продукцию.
Краткое описание проекта по этапам
Сроки выполнения проекта: один учебный год
Этапы выполнения проекта:
1 этап – организационный (сентябрь-ноябрь)
выбор темы турнира, определение зон ответственности.
2 этап – подготовительный (ноябрь-январь)
сбор и обработка задач для практической части турнира;
определение затрат на проведение турнира, определение суммы оргвзноса;
подготовка команды для турнира.
3 этап – практический (февраль-март)
изготовление брошюры с задачами;
работа с ОУ (приглашение команд);
подготовка презентационных пакетов для команд-участниц;
организация работы жюри;
проведение турнира.
4 этап – аналитический (апрель-май)
Ожидаемые результаты
Повышение качества знаний;
Развитие личностной рефлексии каждого ребенка;
Становление активной субъективной позиции в учебной деятельности;
Развитие навыков общения;
Формирование навыков самоуправления процессом обучения.
Промежуточные результаты
Создание сборников задач для турнира;
Формы представления результатов
Представление проекта на конференции ММО учителей математики, распространение сборников задач.
SWOT - анализ
проекта «Городской физико-математический турнир»
Сильные стороны
Слабые стороны
Нормативно-правовая база:
Имеется Положение о турнире;
Разработаны Правила;
Результаты турнира не проходят по официальным каналам
Кадры:
В составе разработчиков турнира:
3 педагога высшей квалификационной категории;
1 педагог первой квалификационной категории;
Имеется опыт подготовки победителей и призеров городских олимпиад по математике
Дефицит времени для подготовки одаренных детей;
Интуитивное предубеждение учителя, что талантливым детям нужно не так много времени как остальным;
Материально-техническая база:
Все ресурсы МБОУ ООШ № 3
Нет средств для проведения турнира
Возможности
Риски
Обучающиеся школ города получают возможность участвовать в городском математическом турнире и проверить свои способности
Отказ команд от участия
Оценка результатов
Самый главный критерий количество участников следующего турнира (в нашем случае количество участников увеличивается, по просьбе коллег мы добавили возрастную категорию 8-9 классы).
К тому же, при проведении турниров всегда наблюдается активность обучающихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации к обучению.
За 5 лет работы в данном направлении заметно повысился рост заинтересованности обучающихся предметами (значительно сократилось число «равнодушных»), прослеживаются межпредметные связи, появилась «привязка» к реальной жизни. Изготовлено 4 сборника задач.
Бюджет проекта
Дипломы для победителей и участников (1 на команду)
13*10=130
Обложки для сборников (плотная цветная бумага, покупается листами)
100*2=200
Бумага
190*2=380
Благодарственные письма для жюри
5*12=60
Печать буклетов
10*22=220
Итого:
990
В основном, все делается самостоятельно: набираются и форматируются задачники, придумываются и делаются обложки, создаются буклеты. Для распечатки сборников используется школьная оргтехника.
Буклеты распечатываются на профессиональной технике (в школе нет хорошего цветного принтера).
На каждую команду печатается сборник задач. Задачи с решениями выдаются в конце турнира каждому участнику.
Желаем удачи!
Приложение 1
Правила турнира
Команда участница выбирает себе название и назначает капитана, который принимает окончательное решение по всем вопросам и ситуациям, возникшим на турнире.
Стартовый капитал каждой команды составляет 30
·.
Каждая команда (в порядке очереди) выбирает задание для себя стоимостью от 5 до 20
·.
Любая команда, выполнившая задание правильно, увеличивает свой капитал на стоимость задания.
Если команда, выбравшая задание, дает неправильный ответ, то капитал уменьшается на:
а) 50% стоимости задания, если другие команды также не смогут ответить верно;
б) на 100% стоимости задания, если хотя бы одна из команд дает правильный ответ (в этом случае ответившая команда получает 100% надбавку к стоимости задания).
Время на обдумывание зависит от стоимости задания:
Стоимость задания
5
·
10
·
15
·
20
·
Время
3 мин
5 мин
7 мин
10 мин
Команда объявляется банкротом, если на ее счету осталось менее 5
·.
Банкрот имеет право на бонусные задачи стоимостью 2
· (время обдумывания не ограничено). Как только сумма на счету команды превышает 5
·, теряется право на выбор бонусных задач.
Команда не имеет право на решение задания, если сумма на её счету менее, чем стоимость выбранного задания (не зависимо от того, кто выбирает задание).
Победителем считается команда, имеющая по итогам турнира наибольшую сумму на своем счету.
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ О ТУРНИРЕ
«Практическая геометрия»
Физико-математический турнир проводится среди учеников 10-11 классов школ города.
Цели и задачи турнира:
· способствовать психологической адаптации обучающихся к турнирному способу работы;
· способствовать общению обучающихся разных школ;
· способствовать обмену педагогическим опытом преподавателей.
Формы проведения и участники:
· турнир проводится в один командный тур.
· школа, принимающая участие в турнире, может заявить 1-2 команды по 5 участников.
· сумма организационного взноса 100 рублей с команды.
Сроки проведения: Турнир состоится 3 апреля 2010 года. Начало в 10 00.
Место проведения: МБОУ ООШ № 3
Оценка результатов, судейство и награждение:
· команды, занявшие призовые места, награждаются дипломами I, II и III степени;
· каждый участник турнира получает брошюру с задачами, предлагаемыми на турнире и решениями к ним;
· жюри имеет право вводить дополнительные специальные номинации;
· судейская бригада формируется из учителей математики и физики школ города, чьи дети являются участниками турнира.
Общие положения:
Заявки списки участников и деньги за участие подаются до 1 апреля 2010 г. в школу № 3 Ростовцевой Ю.В.
По организационным вопросам обращаться по телефону 3-10-38. Спросить Ростовцеву Юлию Викторовну.
Примечание: В случае отказа от участия или неявки команды деньги не возвращаются.
Порядок проведения турнира:
930 до 1000 регистрация прибывших команд
1000 до 1010 организационный момент
1010 до 1140 выполнение заданий
1140 до 1200 подведение итогов
1200 награждение.
Все замечания и предложения просим сообщать по указанному телефону.
Оргкомитет
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
Заголовок 1НђЗаголовок 215