Классный час Честь имею

«Честь имею»
Классный час в 5 А классе, посвященный кадетским традициям, в рамках кадетского объединения «Юный кадет»
Цели: углубить знания обучающихся о российской истории;
формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как
благородство, честь, долг, верность
.Оформление: мультимедийная презентация, девизы кадетских корпусов, марш кадетов.
План
Вступительное слово классного руководителя.
Детство кадетства.
«Школа выживания».
Кадетская символика.
«Честь имею!» О кадетских традициях.
Заключительное слово классного руководителя. Презентация.
Подведение итогов.

Классный руководитель. Все помнят, как популярен был не так давно сериал «Кадетство». Причина его популярности – в героях, которые покорили всех своим благородством, искренностью, надежностью. Эти 15-летние ребята проходили настоящую «школу выживания», и мы видим, что на них действительно можно положиться. Но больше всего покорил всех тот дух кадетского братства, который объединил и этих ребят, и их воспитателей. Не случайно после этого сериала так выросли конкурсы в суворовские училища, в кадетские корпуса. Но современные кадеты – это наследники русских кадетских традиций, которые идут еще с 18 века. Истоки этих традиций мы сегодня и проследим в ходе нашего классного часа «Честь имею».
Ведущий. Традиции – это правила, взгляды, вкусы, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Кадетские традиции складывались на протяжении 18-19 веков, в первых кадетских корпусах. Годятся ли они для современной молодежи? Это мы обсудим сегодня. Представляю наших знатоков кадетских традиций . Для начала –краткая историческая справка об истоках кадетства.
1. Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных в военную службу, но еще не произведенных в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.
2. В России первые закрытые учебные заведения для кадетов появились при Петре 1. Навигационные, артиллерийские, инженерные школы, Морской корпус – это были учебные заведения интернатного типа, в которых готовились офицерские кадры для русской армии, а также чиновники для государственной службы. Но учебный процесс в этих заведениях был еще несовершенным, ученики часто совершали побеги, несмотря на жестокие наказания (вплоть до смертной казни в Морском корпусе). Многие выпускники не хотели служить по получению специальности. Армия и флот испытывали нехватку профессиональных офицеров. Нужна была новая система организации военного образования, которая сделала бы военную службу престижной и привлекательной. Так появилась идея создания новых закрытых школ – кадетских корпусов.
3. В 1732 г. В России был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В 1800 году он был переименован в Первый кадетский корпус. Это престижное учебное заведение располагалось в роскошном дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге. В его стенах учились генерал Петр Александрович Румянцев, многие герои русско-турецких войн, победители Наполеона. Второй кадетский корпус был открыт ровно через 30 лет, в 1762 году. Тогда он назывался Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус. В 1800 г его переименовали во Второй кадетский. В числе его выпускников был сам фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Он, кстати, впоследствии был руководителем Первого кадетского корпуса.
4. В 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны был образован Морской кадетский корпус, который стал центром подготовки офицеров для российского флота. Среди выпускников – адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, отважные мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и Ф.Ф.Беллинсгаузен.
Обсуждение
Ведущий. Какие современные кадетские школы вам известны?
( нахимовское училище, суворовские училища, кадетские гимназии, школы, училища и, конечно, называют наш центр образования ,на базе которого действует объединение «Юный кадет»).
«Школа жизни» - обучающиеся рассказывают о своем опыте посещения музея полиции, встречах с ветеранами ВОВ, ветеранами полиции.
Кадетская символика.
1. Кадеты – это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах. В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки. В кадетской форме отразилось национальное разнообразие России: у кадетов-казаков были шаровары с лампасами и шапки с красным шлыком, кадеты-горцы носили черкесские кафтаны, бешметы, мохнатые кавказские шапки. К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы надо заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадетов среди прочей учащейся молодежи. На кадетов смотрели как на представителей будущей военной элиты.
2. В каждом кадетском корпусе были свои нагрудные значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были дороги воспитанникам, преподавателям, воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке. У каждого корпуса было свое знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени.
«Честь имею!» О кадетских традициях.
Жетоны, значки, знамена – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи – это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству.
1. Самая главная традиция – Служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи раненными, не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй.
2. Еще одна традиция кадетов – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.
Кадетами были: (ПОКАЗ презентации).
Полководцы – фельдмаршал П.Румянцев и генерал А.Брусилов; адмиралы –Ф.Ушаков и П.Нахимов; декабристы –П.Пестель и К.Рылеев; писатели –В.Даль и А.Куприн; поэты – Ф.Тютчев и С.Надсон; композиторы – Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов и А.Скрябин; художник В.Верещагин; ученый-биолог И.Сеченов Много других талантливых людей России вышли из стен кадетских корпусов.
3. Еще одна традиция – порядочность и честь. Поясню ее на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал-лейтенанту А.Татищеву. И хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорбленный Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызывало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.
4. Доброй традицией кадетов стало передаваемое от одного поколения к другому особое отношение друг к другу. Об этом хорошо написал бывший кадет Федор Николаевич Глинка: «Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родныеМногие из товарищей наших уже полковники и в крестах, но обхождение их со мною точно то же, какое было 10 лет назад, несмотря на то, что я только бедный поручик! Как сладко напоминать то время, когда между богатыми и бедными, между детьми знатных отцов и простых дворян не было никакой разницы, когда пища, науки и резвости были общими, когда, не имея понятия о жизни и свете, мы так сладостно мечтали о том и другом!.. Помнишь, как, повторяя слова Екатерины, что корпус кадетский есть рассадник великих людей, мы любили воображать себе, что все до одного будем полезны Отечеству»
Ведущий. Итак, главные традиции кадетов записаны на доске (читает со слайда):
- служение Отечеству, верность воинскому долгу, патриотизм;
- глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция;
- преданность кадетскому братству, порядочность и честь.
Ведущий : Какую из этих традиций вы считаете главной?
Какие кадетские традиции кажутся вам самыми привлекательными?
Ведущий. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: Почему в современной России растет популярность кадетских корпусов?
Классный руководитель
Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям – это свидетельство того, мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым. В нашей речи появились, казалось бы, исчезнувшие навсегда слова: Отечество, кадеты, господа, русский офицер. Мы начинаем понимать, что нельзя разрушать вековые традиции, которые способствуют нашему духовному развитию, терять то богатство, которое нельзя купить ни за какие деньги.
Подведение итогов.
Классный руководитель
Какие впечатления остались у вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним словом чувства, которые вы испытали.
Спасибо за внимание!









Приложение
КОДЕКС ЧЕСТИ КАДЕТА

Первая и главная обязанность кадета это верность Отечеству.
Ставь выше всего долг перед Отечеством.
Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, не есть храбрость.
Кадет должен быть всегда благоразумным и обдумывать свои поступки.
Уважай преподавателей.
Не нарушай дисциплины: этим ты навсегда потеряешь своё имя.
Кадет должен быть верен и правдив.
Не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
Никогда не критикуй действий преподавателей.
Всякое распоряжение, в какой бы форме оно ни выражалось (предложение, просьба, совет), есть приказание.
Береги свою честь, честь кадета.
Строго относись к своим кадетским обязанностям.
Одевайся строго по форме, будь опрятным.
Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.
Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.
Помни всегда, что ты кадет.
Кадет обязан:
основывать своё поведение и поступки на нормах человеческой морали и нравственности.
беречь заветы кадетов.
хранить традиции военно-учебных заведений российских армии и флота;
почитать действующие российские законы и подчиняться им доброй волей;
уважать старших, заботиться о младших, уважать честь и достоинство товарищей.
повседневно закаливать себя, совершенствовать физическую подготовку, соблюдать правила личной гигиены;
выполнять правила ношения формы одежды.
бережно носить форму и хранить.
при нахождении вне расположении школы вести себя с достоинством и честью,
не нарушая общественного порядка.
беречь имущество класса и всячески охранять его от порчи.

15