Урок русский язык Тема: ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ
Урок 5. ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ
Цели: учащиеся уточняют свои представления о тексте, его структуре; сопоставляют различные виды текстов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.
1. Постановка проблемного вопроса.
– Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что интересного заметили и что можете сказать?
1) Кит – огромное млекопитающее. Млекопитающее – это животное, которое вскармливает детенышей своим молоком. Молоко – полезный продукт. Многие продукты нужно хранить в холодильнике, иначе они испортятся. При отравлении продуктами обратись к врачу.
2) Самое большое животное в мире – кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям – китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом ее через ус процедит. Вода выльется, а рачки и мелкие рыбешки останутся. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. И дышат киты, как все звери, воздухом.
– Можете ли вы согласиться с утверждением, что перед вами два текста? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Текстом является только вторая запись, так как предложения там связаны по смыслу и имеют общую тему.)
2. Формулирование темы урока.
– А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.
– Теперь сопоставьте свои предположения с вопросами Почемучки на с. 10.
III. Актуализация и обобщение знаний учащимися о тексте.
1. Повторение изученного о тексте.
– Итак, мы повторяем то, что уже знаем о тексте. Вы уже упоминали, что предложения в тексте связаны по смыслу и имеют общую тему. Может ли текст состоять из одного предложения? Почему? Сколько предложений должно быть, чтобы они считались текстом? (Два и более.)
2. Составление схемы.
– Давайте попробуем составить схему, в которой отразим наши сведения о тексте.
3. Работа с учебником.
– Сравните свои выводы с правилами в учебнике (с. 10).
4. Выполнение упражнения 13, с. 10.
IV. Сопоставление текстов различных видов.
1. Самостоятельное чтение учащимися текстов из упражнений 14, 15, 16.
2. Выяснение в ходе коллективного обсуждения, какие виды текстов прочитаны.
3. Знакомство с выводом в учебнике (с. 10).
4. Дальнейшая работа над схемой.
– Чем еще необходимо дополнить схему, составленную в начале урока? (Видами текстов.)
– Как это сделать?
V. Самостоятельная работа с учебником (упр. 15, с. 11).
VI. Зрительный диктант с предварительной словарно-орфографической подготовкой (упр. 16, с. 12).
1. Коллективно разбираются орфограммы в тексте, выясняется вид текста, затем дети закрывают учебники и под диктовку учителя записывают текст в тетрадь.
2. Самопроверка по учебнику.
VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.
VIII. Домашнее задание: упражнение 14, с. 11.