Карточки — тренажеры по русскому языку
Карточки - тренажёры
Повтори:
1.Спряжение глаголов.
1 спряжение
2спряжение
Все остальные глаголы +
Брить, стелить.
Глаголы с безударными личными окончаниями на – ить
+ 11 гл.: 7 на – еть и 4 на – ать:
Гнать, держать,
Дышать, обидеть,
Слышать, видеть
И зависеть,
И ещё терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.
,
Выполни упражнения:
№ 1. Просится ( на – ить, 2 спр.); прокатит, видит, дышит ( искл. ).
Спиши, подчеркни безударные е и и в окончаниях глаголов, обозначь спряжение.
Заунывный ветер гон_т
Стаю туч на край н_бес,
Ель надломленная стон_т,
Глухо шепч_т тёмный лес.
На ручей р_бой и пёстрый,
За л_стком лет_т л_сток,
И струёй, сухой и острой,
Набега_т холодок.
(Н. А. Некрасов)
№ 2.Проспрягайте глаголы просить, вырастать, вырасти и сказать. Объясните выбор букв е и и в окончаниях глаголов, пользуясь материалом таблицы " Два спряжения глагола "
2 спряжение
1 спряжение
1) Все на –ить, ( кроме брить, стелить );
2) 7 на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
3) 4 на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.
Все
остальные
глаголы
№ 3. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.
Образец: работать (1 спр.)-работает.
№ 4. Рассмотрите таблицу личных окончаний глаголов, затем проспрягайте глаголы веду, пою, говорю, молчу. Какое правило помогла вам вспомнить эта таблица ?
-ешь-
-ет-
-ем-
-ут(-ют)
-ете-
-ишь-
-
-ит-
-им-
-ат ( -ят)
-ите-
№5. Прочитайте. Какие глагольные формы использованы в тексте для выражения побуждения к действию? Спишите, обозначая вид глагола.
Советы юным велосипедистам.
Езде на велос_педе учитесь на ровной площадк_ в сторон_ от уличного дв_жения.
Научитесь самостоятельно с_диться на в_лосипед. Постав(?)те прав_ю педаль (в)верх и чуть (в)перёд, встан(?)те слева от в_лосипеда. Когда буд_те держаться за руль, перенесите правую ногу через седло и опустите её на педаль.
Не д_ржаться слишком сильно за руль! См_треть метров на пять-шесть (в)перёд, встан(?)те слева от велосипеда.
№6 Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы.
Какими членами предложения являются выделенные слова?
Составьте простой план, используя вопросительные предложения.
Корни дерева служ..т ему две службы. Они корм..т п..тают дерево пищ..й, которую сосут из земли. Они прикр..пляют дерево к матер..-земле и служ..т ему опорой против бурь и непогод. Отнимите у дерева его корни, и оно умрёт.
Ствол дерева служ..т ему также две службы. Он н..сёт на себе сучья с ветвями листьями и пл..дами и в то же время провод..т к ним пищу из земли.
Сучья и ветви н..сут на себе листья цветы и пл..ды и перед..ют те соки, которые получают через ствол от корней.
(Д.Н. Кайгородов)
№7 Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
поставить глагол в неопределённой форме, например: строите - строить;
определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко 2 спряжению относятся:
а) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
б) 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть:
в) 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на -еть, ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к 1 спряжению.
Борется (бороться) - 1спр.
Зависит (зависеть) - 2спр., искл.
№8 Способ применения правила:
Ход..м - образуя неопределённую форму: ходить. Глагол на -ить, значит, он 2 спр., нужно в окончании писать и - ходим.
Увид..шь - образуя неопределённую форму: увидеть, глагол-исключение, 2 спр., нужно писать и- увидишь
№9 Определите спряжение глаголов, поставьте их в 1-м лице мн. числа.
Образец. Тревожиться (на -ить, 2 спр.) - тревожимся.
Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, сеять, отпилить, бороться, ездить, стелить.
Повтори:
№10 ы и и после приставок
Приставка на согласную + ы: подыграть (играть);
исключения: сверх, меж; сверхинтересный;
после иноязычных приставок: контригра, дезинформация.
№11. Подыграть (играть); возыметь, безысходный, безымянный.
Запиши несколько однокоренных слов с данными приставками, обозначая условия выбора букв ы и и после приставок.
Без-, пред-, из-, об-, сверх-, под-,
искать, играть, изобразительный, искусственный, идущий, имя, идейный.
№12 ы или и? Письменно объясните условия употребления этих букв (см. образец в рамке). Какие способы использованы при образовании этих слов? В каком значении взято слово искусственный при образовании выделенного слова?
Раз_скивать, без_идейный, с_играть, сверх_нициативный, без_сходный, пред_дущий, под_тожить,сверх_нтересный, небез_нтересный, без_скусный, без_скуственный, небез_звестный, под_тоживать.
Повтори:
№13 Дефисное написание
а) кое-кто, кто-нибудь, чей-либо, как-то;
б) во-первых, по-моему;
в) светло-голубой, юго-восточный;
г) кисло-сладкий (=и кислый и сладкий);
д) все-таки, возьми-ка.
№13а. Повтори: Кому-либо, что-либо, кто-либо.
Запиши исправленные варианты предложений. Подчеркни неопределённые местоимения
Я хочу сказать вам кое(чего).
Я принёс вам чего (то).
Чего (нибудь) придумаем. Кто (то) из женщин вошла сюда
№13б. Во-первых, во-вторых, в-третьих, в-пятых.
Графически объясни диаграмму.
(Кое) как, (по) товарищески, (в) третьих, где (нибудь), (кое) когда, (по) своему, (в) десятых, (по) зимнему, куда (то), куда (либо), (по) дружески, куда (нибудь), (по) лисьи, откуда (то), (кое) где, (в) седьмых, (по) прежнему, где (либо).
№13г. Опять-таки, взял-таки, принеси-ка, все-таки.
Составь предложения, употребив частицы - таки, -ка.
№13 д. Кисло-сладкий (и кислый и сладкий); англо-французский, шахматно-шашечный, журнально-газетное.
Раскрыв скобки, запиши сложные прилагательные. Опираясь на графическое объяснение орфограмм, докажи правильность написания.
(Вагоно) ремонтный, (бледно) голубой, (северо) западный, (народно) хозяйственный, (Восточно) Европейская равнина, (юго) восточный.
№13в. Светло-голубой (оттенки цвета); тускло-стальной, зелёно-золотистый, темно-голубой.
Спиши, расставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки, обозначающие различные цвета.
Дорога пошла веселее. (Бело) розовую гречиху см..няло голубое озеро льна с белыми берёзами на берегу голубизне на смену шло (густо) розовое, красное, почти мохнатое буйство клевера.
№14ктант. Укажите разряды местоимений. Объясните условия
выбора ни нн в суффиксах прилагательных.
1. Какой (нибудь) (не) большой подарок, с кем (нибудь) пос..
ветоваться, на кожа..ом (темно) коричнев..м перепет.., на внутр..-
ей сторон.. крышк.., чья (то) стари..ая вышивка, (бледно) розовая
с-.лфетка для телевизион,.го столика, какие (либо) комнатные
р..стения, шерст-.ая пряжа для в..зания, (не)сложные контуры
рисунка для вышивания, деревя..ый и кост..ой крюч..к, (ни) чего
(ни) у кого (не)ок-.залось, (не)чем отблагодарить за вн..мание.
Пят..сот семьдесят восемь рублей шестьдесят семь копеек.
№15. Слитно или через дефис?
Обозначьте условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных (см. образец в рамке на с. 117). К какому разряду
относятся эти прилагательные?
(Сельско) хозяйственный, (физико) математический, (русско)-
английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго) плавкий,
(зеленовато) серый, (десяти) этажный, (паровозе) ремонтный,
(юго) восточный, (изжелта) красный, (трёх) метровый, (садово)-
огородный, (рельсо)прокатный, (севере)западный, (сорока)-
километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлоп
чато) бумажный, (двух) комнатный, (чугу но) литейный.
№16.Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора слитных
и дефисных написаний слов.
Юго (запад), кое (что), севере (западный), светло (синий),
древне (русский), железо (бетонный), кто (нибудь), кое (с) чем, сине (зелёный), вагоно (ремонтный), почтово (телеграфный), сельско (хозяйственный), изжелта (зелёный).
Повтори:
№ 16. Склонение числительных
а) 11-19: р., д., пр. п. - и;