Презентация к уроку в 6 классе Русь и Золотая Орда


Русь и Золотая Орда Как вы считаете: положительное или отрицательное влияние оказало монголо-татарское иго на Русь? Назовите отрицательное влияние.А положительные стороны можете назвать? Цель урока: Какое влияние ордынское иго оказало на жизнь русского народа? Задачи урока: 1. Выяснить как образовалась Золотая Орда.2. Узнать степень зависимости Руси от Золотой Орды.3. Выявить последствия ордынского владычества. Вошли земли: Волжская БулгарияПоловецкая степьКрымПриуральеЗападная СибирьЧасть Средней АзииСтолица Сарай (Дворец)Хан Батый -Основатель Золотой Орды




Познакомьтесь с историей Золотой Орды и определите, каковы основные особенности населения и хозяйства Золотой Орды XIII – XIV веков, которые отличают её от Древнерусского государства? Почему Золотая Орда так быстро стала цивилизованной страной? Разные земли, богатые своими достижениями хозяйства оказались объединены одной государственной властью, порядком, что способствовало процветанию торговли и городов. Документ №1 «Взаимодействие Руси и Золотой Орды»Русь не входила непосредственно в состав Золотой Орды, не была простым ордынским улусом. Но ее владычество простиралось на все земли Руси. В русских княжествах сохранялась власть своих князей, которые самостоятельно правили от имени верховной власти хана Золотой Орды, получая из его рук «ярлыки» на свои княжения. Центр Руси переместился из Киева во Владимир и самым привлекательным был ярлык на великое владимирское княжение, а владимирский князь имел право на старшинство. Поездки русских князей в Орду за ярлыком сопровождались унижениями и часто заканчивались их смертью. Во Владимир перенес свою резиденцию и митрополит. Повседневный контроль за их деятельностью и осуществляли ханские представители - баскаки (дословный перевод с татарского - «давители»).Вопросы к документу:1. Кто являлся главным князем в русских землях?2. Что давал хан князьям? Документ №2 «Взаимодействие Руси и Золотой Орды»Князья русских земель должны были поставлять воинов в монголо-татарские войска, для участия в военных походах.Баскаки были представителями хана в покоренных землях. По «доносам» баскаков за непокорность князя ордынскому владычеству хан посылал на него карательное войско или вызывал его на расправу в Орду. Итальянец Плано Карпини, побывавший в середине XIII века в Монгольской империи, достаточно определенно очерчивает круг обязанностей баскаков в тех землях, куда завоеватели позволили вернуться прежним правителям, сохранив за ними их владения: «как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению», и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они (баскаки) захотят, устраивают облавы...»Вопросы к документу:1. Что должны были предоставлять князья хану?2. Кто такие баскаки и чем они занимались? Баскаки собирают дань и уводят в полон людей Документ №3 «Взаимодействие Руси и Золотой Орды» Население русских земель должно было ежегодно отдавать "выход" завоевателям. В 1246 году Плано Карпини наблюдал за тем как один из баскаков, перечислив жителей, обязал каждого ежегодно сдавать 1 медвежью шкуру, 1 шкуру бобра, 1 шкуру соболя, 1 шкуру хорька, 1 шкуру черной лисицы. «И всякий, кто не даст этого, -писал итальянец, -должен быть отведен к татарам и обращен в их раба». От " выхода" освобождалось только духовенство. В обязанности баскаков было следить за сбором «выхода». Чиновники хана- численники, провели на Руси перепись населения, чтобы упорядочить сбор выхода. Кроме ежегодного выхода с населения взимались и другие платежи.Вопросы к документу:1.Что должно было отдавать население русских княжеств Золотой Орде? 2. Сколько раз в год? Ханский ярлык Материал — бумага. Лист (иногда несколько листов) приблизительно 20 см в ширину и до 1,5 м в длину. Писались чёрными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотыми.Ярлыки писались в Золотой Орде и поздних татарских ханствах на тюркском языке и, предположительно, сразу же делались переводы на языки получателя, а также составлялись самими «просителями».Ярлык – ханская грамота на княжеские владения Зависимость Руси от Золотой Орды ВИД ЗАВИСИМОСТИПолитическаяВоеннаяЭкономическаяВыдача ярлыка на княжениеВоенная помощь князьямУплата выхода (или дани) – ежегодные платежиВмешательство в управление государствомПосылание баскаков для сбора дани и поддержания порядкаПерепись населения численниками – дань стала регулярной и повсеместнойИзменение границ княжествПоставка воинов в монгольские войскаВнеочередные платежиРазжигание соперничества и распрей между князьямиСодержание, кормление ордынских послов со свитойУвод людей в рабство 1262 г. – восстания в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире, Москве.Ордынцы подавили восстания, но передали право сбора дани русским князьям.1289 г. – жители Ростова изгнали из города всех ордынцев.1289 г. – ярославцы не пустили к себе ханского посла.Народные волнения Поездки русских князей в Золотую Орду сопровождались унижением и нередко заканчивались их смертью.За первые 100 лет монгольского владычества по приказаниям ханов в Орде было убито более 10 русских князей.Князь Михаил Черниговскийв Орде перед казнью в ставке Батыя. 1245 г. – поездка в Золотую Орду за ярлыком, заплатил большую дань. Вернувшись из орды, выступил против хана.1252 и 1254 гг. разорение Галицко – Волынского княжества монголами.1259 г. – подчинение Орде.Даниил Романович Галицкий Прочитайте текст учебника на с. 125 - 126 и ответьте на вопрос:Какую политику вел Александр Невский по отношению к Золотой Орде? 1. Удалось предотвратить разгром городов.2. Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям.3. В результате власть князей укрепилась. Какое влияние ордынское иго оказало на жизнь русского народа? ОтрицательныеПоложительныеРазрушение и разорение городовУсиление княжеской властиБольшие человеческие жертвыПоявление новых политических центровУтрата ремеселУкрепление центральной властиВыплата огромной даниНе было преследования русской церкви и духовенства, что позволило сохранить православную веруОтставание в развитии от Европы на 50-100 летПонимание необходимости объединения русских земельУгасание вечевых традицийВзаимное влияние Руси и Орды: заимствования в хозяйстве, быту, культуре.Последствия влияния Золотой Орды на Русь Рефлексия • Какую цель ставили?• Удалось решить поставленные задачи?• Какие выводы по теме нашего урока вы можете сделать? Параграф 14, вопросы после параграфа, задания на выбор: По одной из версий, русское слово «деньги» происходит от названия тюркской монеты «тенге». С помощью Интернета найдите информацию о появлении денег на Руси. Найдите слова и географические названия в нашей местности татарского происхождения, используя Интернет-ресурсы или топонимический, этимологический словари. Написать сочинение по высказыванию историка Б.А.Рыбакова «Русь – рабыня Орды».Домашнее задание В лихие времена РоссиюСпасала доблестная рать.Враги удары наносили,Мечтая Русь к рукам прибрать.Урал стал камнем преткновенья.На кряжистый страны костякДавно направлены стремленьяВосточных, западных вояк.Своих земель всегда им мало,Их помыслы не изменить;Владенья наши до УралаНе перестанут их манить.Нам улыбаются учтивоИ предлагают мирно жить,Пока достоинство в нас живоИ силы есть Руси служить.Всем истины известны эти,Но мы должны их повторять,Чтоб не забыли наши детиНауку в битвах побеждать. http://history.sgu.ru/?wid=649http://files.school-collection.edu.ruhttp://files.school-collection.edu.ruhttp://files.school-collection.edu.ru http://www.mirznaniy.com/http://www.art11.ru/smirnov/1b.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&uinfo=sw-990-sh-648-fw-765-fh-448-pd-1&p=2&text=монголо- Учебник по истории авторы: Данилов А.А. Косулина Л.Г. “История России с древнейших времён до конца XVI века”. М. 2010 г.Хрестоматия “История России с древнейших времён до XVI в.”. Москва. 2008.История России под ред. В.В. Керова. Москва. 2004.Энциклопедия по истории России. Москва. 2008.История Отечества ч.1 под ред. Б.Г. Якеменко Москва. 2007.6 класс Зверева Л.И. и Тувельман А.Е . “Мир и Росссия в средние века”.Краткие конспекты уроков для учителя истории 6 класс). Москва. 2003.Симонова Е.В. Методическре пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной “История государства и народов России” учебнику 6 класс. Москва. 2004. Серов Б.Н. Соловьёв К.А. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Москва. 2006 год. Использованные ресурсы: