ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Колпащикова Марина Валентиновна
учитель первой категории МАОУ СОШ № 42
г. Тюмень
Е-mail: kolpashchikova_marina@mail.ru
В связи с высоким ростом информационных потоков современной цивилизации существенно изменяются функции и целевые установки школьного обучения. От ученика требуются не столько усвоение больших объемов материала, сколько метакогнитивные умения, составляющие основу познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся, осознание первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим предполагает существенное изменение как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности. Необходимо формировать в процессе обучения эмоциональных, когнитивных, и смысловых аспектов личности. Этот процесс требует пересмотра построения системы обучения и разработки более совершенных её форм. При этом конструирование новых специализированных форм учебной деятельности следует проводить на основе исследования естественных её форм, связанных с формированием смысловой сферы личности. Отсюда следует, что перспектива гуманистического обучения – это автоматизация плюс игра. [4]
Игра стимулирует познавательную деятельность учеников, вызывает у учащихся положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Поэтому на уроках математики в начальной школе использование элементов занимательности и применение различных игр, формирует сам творческий процесс, становления творческой стороны разума, становятся потребностью [2].
Цель данной статьи: разработка научно-методических основ формирования познавательных интересов у учеников начальных классов в процессе игры и на материале занимательной математики.
Давно установлено, что отдельные упражнения по «Занимательной математике» могут доставлять детям такое же удовольствие, также служить средством разумного отдыха, как и элементы занимательного материала, связанные со спортом, с литературой. Необходимо только умело выбрать формы проведения занятий и приемы, используемые на этих занятиях. Они должны быть разнообразными и рассчитаны на различные категории учеников: на интересующихся математикой и одаренных учеников и на детей, не проявивших пока интереса к предмету. Необходимо, чтобы математические задания увлекали младших школьников, ибо возбудить интерес детей к математике – это главная цель, к которой должен стремиться каждый учитель. [5]
Занимательная математика для малышей – это и загадки, и игры, и кроссворды, и задачи в стихах, и головоломки, и ребусы, и все то, что может побуждать в ребенке желание думать, искать пути решения той или иной проблемы самостоятельно.
В загадках могут встретиться числа и математические отношения («больше», «равенство», «меньше»), либо в ответе может быть термин, связанный с математикой. [3]
Как в первом, так и во втором классах, с целью развития мышления используются различные несложные логические упражнения и задачи: на продолжение ряда знаков, фигур, на нахождение пропущенной фигуры, на поиск недостающей в ряду фигуры и др. В процессе решения подобных задач ребята учатся рассуждать, доказывать верность и опровергать неправильные решения.
Для развития у детей умения сосредотачиваться и настойчивости можно предложить лабиринты, для разгадывания которых необходимо разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке – выйти из леса, накормить животных и т.д. Лабиринты представляют переплетение нескольких линий, которое постепенно усложняется. В дальнейшем возможно использование и более сложных бессюжетных лабиринтов, в которых требуется продвинуть предмет, прокатить шарик, выбирая ходы, то есть разгадать геометрическую закономерность ходов. [6]
С большим интересом ребята начинают отгадывать простые ребусы, которые имеют вполне определенную связь с таким предметом, как математика: в их изображении встречаются или математические знаки, или математический термин, или есть оба эти признака.
Занимательность в учебном процессе является одним из доступных способов приблизить процесс изучения учебного материала к возможностям детей, с учётом их возраста, обеспечить преемственность периода дошкольного развития ребенка, к школьному периоду. Занимательность сводится к всевозможному разнообразию форм и навыков работы, которыми он уже овладел (на другом материале), которые интересны ему, и которые его привлекают, [2].В жизни приходится изо дня в день делать много неинтересного, но нужного и полезного. Поэтому дети должны с раннего возраста приучаться к повседневной, и даже неинтересной, но нужной работе. Но это не значит, что при учении детей выполнять повседневные дела возможно только тогда, когда не будет ничего особенно интересного. Наоборот, как раз на интересном возможно привить прочную привычку делать необходимую работу. При помощи интересного и занимательного любое дело начинает приобретать иной смысл, всякая повседневная работа будет радостной и привлекательной – и всё это может обогатить жизнь ребёнка, и сделать её более содержательной.
Именно поэтому игру можно назвать самым действенным методом в воспитании положительного и правильного отношения к учению. Это происходит потому, что в игре ребенок становится более свободным, он не боится получить плохую отметку, за которую его отругают.
Особым успехом у ребят пользуются игры, связанные с путешествиями. Работая с первоклассниками, надо много творить, думать, искать. В результате появились игры – путешествия: «Веселые старты», «В цирке», «Путешествие по морю», «В зоопарке», «В магазине», «В лесной школе», «В стране сказок», «Полет в космос» и много других игр.
Наблюдения в процессе обучения детей показали, что школьники, особенно младшего возраста с большим интересом охотно обращаются к умственным играм, головоломкам, задачам. В своей совокупности все развивающие игры способствуют развитию у детей внимания, мышления, памяти, способностей к анализу, творческого воображения, умению выделить общие и частные признаки, уметь сравнивать эти признаки, восприятию пространства, развитию конструктивного умения и творчества, воспитанию у детей наблюдательности, обоснованности своих суждений, привычки к самоанализу, учить детей к подчинению своих действий поставленной задаче, всегда доводить до конца начатое дело.И как раз этому могут оказать помощь логические задачи, ребусы, замысловатые головоломки. Но что считать критерием для выбора игры? Если какая-то головоломка или игра, которая предназначена, например, для первоклассников, и что каждый первоклассник должен с ней справиться? Конечно же, нет. Для одних она может оказаться слишком сложной, для других – слишком лёгкой. Индивидуальные различия детей, их способности и уровень в их развитии бывают часто очень большими. Поэтому определить для какого возраста развивающая игра должна подходить, очень трудно, а в некоторых случаях и не возможно. Подбирать для детей игры надо конкретно к каждому ребёнку строго индивидуально. Однако это может относиться не ко всем играм, а это может относиться только к тем, которые подразумевают сообразительность, наблюдательность, память, пространственное воображение.
Из личного опыта обучения, изучение активизации, изучение познавательной деятельности детей на уроках математики, с помощью нестандартных, занимательных, игровых заданий, можно увидеть, что построение уроков математики на такой основе разумной увлекательности позволяет повысить уровень обучения, научить детей не только эмпирическим знаниям, но и высоким формам общественного сознания, научным понятиям, наглядным представлениям, понятийным обобщениям. Отсюда можно сделать вывод, работа учителей в начальных классах, при помощи игровых ситуаций направлена на уроках математики на организацию развития как познавательной, так и мыслительной деятельности детей. При определенных условиях воплощение данного метода может дать самые эффективные положительные результаты. Условиями в обеспечении эффективности применения разных игровых ситуаций в начальной школе, на уроках математики могут быть:
Уровень соответствия обучаемости данной группы учеников структуре и содержанию программы образования. Навык учителя поддержать необходимый темп в работе с учениками. [5]
Возможность применения этого метода к содержанию образования в нынешних условиях;
Умение учителя грамотно сочетать программный материал с игровым, и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Применяя игровые ситуации в учебном процессе позволяет в начальной школе делать следующие выводы:
1. Применяя функциональные возможности игровых ситуаций для формирования интереса в познавательных целях, определяются тем, что игра может обеспечить: эмоциональную вовлеченность детей в процесс познавательной деятельности, глубокого осмысливания и понимания предмета изучения, в процесс познавательной активности учеников и познавательной самостоятельности.
2. Использование игровых ситуаций в учебном процессе требует анализа учителями предметных программ с целью выявления объема и содержания учебного материала.
3. Реализация применения игры в учебном процессе предполагает последовательное прохождение рефлексивно-моделирующего, ориентационно-практического и коррекционно-аналитического этапов.
4. Основным критерием отбора применения игровых технологий в учебном процессе следует считать их направленность на решение различных дидактических задач: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; формирование опыта творческой деятельности; закрепления и проверку знаний, умений навыков учеников.
И в заключении, наша работа предназначена в помощь учителям начальных классов по совершенствованию методов обучения, приведение их в соответствии с возросшими требованиями современности, умения использовать возможности применения игровых ситуаций в процессе обучения как важнейшего средства интенсификации учебной деятельности младших школьников.
Библиографический список:
Библиотека по педагогике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st012. shtmlКозлова О. А. – Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва: Просвещение, 1985 - с.96
Сингапурская математика: секрет успеха | Родители по-умному [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiseparents.ru/singapurskaya-matematika-sekret-uspexa/Шатилова, А. – Занимательная математика. КВНы, викторины [Текст] / А. Шатилова, Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.
Электронное сетевое СМИ "Математика в школе, 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mathematics-tests.com/matematika-detsad1/zanimatelnaya-matematika