Программа профилактики трудностей адаптации у первоклассников Психологическая азбука
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Киренска»
Утверждено
Приказом по МКОУ «Средняя школа №3
г. Киренска» № ______
от «___» ____ 20___г.
Директор МКОУ «Средняя школа №3 г. Киренска»
______________ /Н.В.Тюрнева/
Рекомендовано ШМО «Росток»
МКОУ «Средняя школа №3
г. Киренска , протокол №___
от«____»____20__ г.
Руководитель ШМО
______________ /О.В. Сосненко/
Программа
профилактики и психокоррекции
трудностей адаптации у первоклассников
«Психологическая азбука»
Автор:
педагог-психолог Швецова Е.Г.
Пояснительная записка
Начинается школьная жизнь. И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Программа профилактики и психокоррекции трудностей адаптации у первоклассников «Психологическая азбука» разработана в рамках Программы «Психологическая поддержка первоклассников в адаптационный период» с целью – развития личности ребенка, в частности развитие его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности».
Задачи:
1. коррекция и развитие у детей познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной школе;
2. коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
3. формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.
Данная программа ориентирована на групповую форму работы, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30-40 мин. В занятия включены элементы сказкотерапии, игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные упражнения, диагностические методики, направленные на изучение социально-психологической адаптации детей к школе; диагностика стартовой готовности к школе «Школьный старт» по программе Бегловой Т.В., Битяновой М.Р., Меркуловой Т.В.
Структура занятий включает в себя следующие этапы:
Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно - развивающего комплекса.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
Все занятия курса разбиты на 3 блока:
1 блок – «Я-школьник», направлен на осознание новой позиции школьника.
2 блок- «Вот такие чудеса», направлен на развитие психических процессов.
3 блок – «Радуга эмоций», направлен на развитие эмоционально-волевой сферы.
№ 1 блок «Я – школьник»
Цели: содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
1 Знакомство
2-4 Диагностика стартовой готовности «Школьный старт»
5 Я – школьник, правила школьной жизни
6 Я – школьник, я умею управлять собой
7 Я - школьник, я умею преодолевать трудности.
8 Я – школьник, я умею слушать других
9 Я – школьник, я умею учиться у ошибки
10 Я – школьник, я умею быть доброжелательным
2 блок «Вот такие чудеса».
Цели: развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики
1 Путешествие в страну снежинок
2 Поиграем в индейцев
3 В гостях у пчелки Майи
4 Сказка про манную кашу
5 Поиграем в разведчиков
6 День рождения ослика Иа7 В стране Вымышляндии8 Морские волки
9 Вот такие чудеса
10 В гостях у 12 месяцев
3 блок «Радуга эмоций».
Цель: развитие рефлексии, эмоционально-волевой сферы, осознание своих эмоциональных состояний.
1 Мир эмоций
2 Что такое радость
3 Радость можно передать прикосновением
4 Что такое страх
5 Что такое грусть
6 Гнев, с каким чувством он дружит?
7 Что такое обида
8 Очень разные чувства
итого 28 занятий
Тематическое планирование
Список использованной литературы
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей. - М.: Академия развития. - 32с.
Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.