Рабочая программа Психологическая азбука















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год

ДО кружок «Психологическая азбука»


Возраст детей: 7-8лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов год: 38 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Составитель: М.В.Барышева
педагог-психолог





Москва, 2016 г.



Пояснительная записка
Личностное развитие школьников немыслимо без привлечения в школу новейших психолого – педагогических знаний, базирующихся на специальных экспериментальных исследованиях, а также новых психолого – педагогических технологий. Перспективным направлением представляется создание специальных условий для личностного развития детей в общеобразовательных школах. Как показывают проведенные нами исследования, одной из эффективных форм такого развития в начальной школе является экспериментальная программа «Психологическая азбука».
Научной основой программы стал полисубъектный подход, разработанный И.В. Вачковым применительно к развитию самосознания учителей и учащихся.
Что такое «полисубъект»? Это понятие можно определить следующим образом: полисубъект «учитель- учащиеся» есть целостное динамическое психологическое образование, состоящее из реальных субъектов образовательной среды – учителя и учеников, - основными характеристиками которого является способность к активности, действенности, интеграции; способность выступать единым целым в процессе саморазвития. Важнейшим признаком полисубъекта «учитель – учащиеся» является активность, сознательность, способность к взаимодействию.
Другими признаками полисубъекта является способность к осознанию системы взаимоотношений между субъектами, совместная творческая активность, нацеленность на саморазвитие, а также общее для всех субъектов семантическое пространство. В структуре полисубъекта «учитель – учащиеся» имеется два полюса – учитель и коллективный субъект «учащиеся».
Данный курс готовит учащихся к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми учащиеся встретятся в старших классах (например, «Этика и психология семейной жизни», «Психология общения» и другие), и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования, которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.
Важная особенность развивающих занятий по программе «Психологическая азбука» заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в прцессе специального организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу(или педагогу) лучше понять своих подопечных, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития (замечая возникающее психологическое неблагополучие), и , в конечном счете, предупреждать появление у них серьезных психологических проблем. Но есть и еще кое-что: в процессе работы по программе «Психологическая азбука» развивается и сам психолог, поскольку это открывает ему возможность для личностного роста.
Работа специалиста по сопровождению психического развития и обучения младших школьников требует постоянного содержательного контакта с учителями и родителями детей. Предметом для налаживания такого контакта может быть заинтересованное обсуждение полученных в ходе уроков «Психологической азбуки» сведений о психологических особенностях детей, которые безусловно, будут востребованы учителями и родителями. Это обсуждение можно провести на родительском собрании. Материалы для проведения одного из родительских собраний, посвященного теме «Самооценка наших детей», также приводится в программе.
Проведение уроков «Психологической азбуки» требует от психолога помимо профессионализма постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым, восприимчивым, принимающим и помогающим по отношению к детям.
В приводимых развивающих занятиях использованы как оригинальные разработки авторов, так и хорошо известные психологические упражнения и игры, этюды, психотехники.
Программа состоит из двух частей. Первая посвящена обсуждению тех концептуальных научных положений, которые легли в основу разработки программы. Кроме того, здесь объясняется принцип метафоризации психологических представлений, реализующийся в специально созданных психологических сказках, раскрываются организационные и содержательные аспекты ведения занятий по программе «Психологическая азбука», представлены методические рекомендации учителям. Во второй части предлагаются конспекты занятий по программе в первом классе.



Организационные и содержательные аспекты ведения занятий по программе «Психологическая азбука»
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшее отличие предлагаемого курса от других, изучаемых в начальной школе, состоит в смещении акцентов с обучения на развитие (даже точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, являющееся целью обучения).
Гуманистические идеи современного образования связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности учащихся, постоянно подпитывать их познавательные интересы и высокий уровень мотивации к учению и , самое главное, - способствовать полноценному личностному развитию. Реальное воплощение в жизнь этих целей гуманистически ориентированной школы возможно только на пути создания адекватных им условий обучения. Важнейшим условием личностного развития является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей.
Именно на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих развитию самосознания и рефлексивных процессов, ориентирована программа «Психологическая азбука».
Содержанием программы является знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии.
Главной целью этой программы должно выступить развитие личности ребенка и, в частности, его самосознание и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Основной принцип, который положен в основу обучения новому курсу – принцип метафоризации психологических представлений.
Напомним, что метафора – это употребление слова или выражения в переносном значении, перенесение свойств одного предмета (или класса предметов) на другой предмет (класс) по принципу сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях.
При знакомстве детей младшего школьного возраста (да и более старших возрастов тоже), а также учителей с психологическим материалом требуется глубокая переработка и трансформация этого материала в приемлемые и понятные учащимся и педагогам формы. Поскольку метафоричность присутствует даже в научных текстах (можно предположить, что это связано с самой спецификой психологической науки, имеющей дело с идеальными проявлениями материальной субстанции), представлялось целесообразным и естественным максимально эффективно использовать принцип метафоризации психологических представлений.
Этот подход при проведении психологических занятий с детьми казался тем более оправданным, что перед нами не стояла задача обучать детей психологии как науке (такая задача в принципе не приемлема на данном этапе); мы стремились лишь познакомить детей с базовыми психологическими понятиями. Введение системы этих понятий потребовало поиска «ключевой» метафоры, которая позволила бы выстроить тот сценарий, в контексте которого можно изучать психологические объекты. Такой метафорой стало Королевство Внутреннего Мира, на образ которого переносится представление о психическом мире человека: со своими законами, «волшебными» правилами и «обычными» чудесами.
Ключевая метафора реализуется в цепочке «психологических» сказок, объединенных общим сюжетом. Заложенные в сказках метафоры оказываются волшебным инструментом, помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя, свой внутренний мир.
Дети слушают чтение сказок на занятиях, обсуждают их по вопросам, задаваемым педагогом, предлагают собственные модели понимания. Для метафорического изложения психологического материала не случайно была выбрана именно форма сказок: дело не только в том, что она наиболее соответствует возрастным особенностям младших школьников, но и в том, что сказка является одним из самых сильных развивающих и психотерапевтических средств – прежде всего за счет своей метафоричности.
При таком подходе логика обучения строится в зависимости от разнообразных ситуаций урока, уровня развития класса и конкретных учеников, возникающих на занятиях вопросов и других условий. Ученик должен проявить себя в качестве «соавтора» учителя в создании этого курса, опираясь на свой личный психологический опыт. Программа «Психологическая азбука» обучает детей замечать психологические факты, явления, закономерности в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Структура занятия, не будучи строго определенной, может включать в себя следующие типы работы: рассказ учителя, игру, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседу, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепку из пластилина, изобразительную деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Предполагается использование «Психологических альбомов» для выполнения творческих заданий и рабочих записей. Вместе с тем, в структуру занятия обычно входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «Времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки из «Психологии для малышей» и «Королевства Разорванных Связей» (автор – И.В. Вачков).
На занятиях дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. Таким образом, ученик, с одной стороны, знакомится с психологией через осознание собственных психологических феноменов а, с другой стороны, он может осмысливать и понимать явления своей психической жизни благодаря уяснению объективных психологических законов.
Занятие проводятся 1 раз в неделю по часу с группой из 10-14 человек (как правило, полкласса), желательно в специально оборудованном помещении , где столы расставлены полукругом и свободно передвигаются, где есть доска, магнитофон, развивающие игрушки, ковровое покрытие.
Программа «Психологическая азбука» может быть включена в систему 1-3 (для 1-го класса) или в систему 1-4 (для 1-го или 2-го класса) начальной школы. Этот курс предполагает один час в неделю. В то же время занятия по этой программе можно вести в форме дополнительной – кружковой или факультативной работы.
Особенности содержания программы «Психологическая азбука» в разных классах начальной школы можно обозначить следующим образом.
В 1 классе программа призвана решить следующие основные задачи:
Помочь детям быстро и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии и ее предметом;
Учить методам и приемам познания себя;
Учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания;
Помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
Познакомить детей с основами индивидуально-психологических особенностей человека с целью осознания ими собственных характеристик;
Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
Научить детей осознавать и называть собственные переживания;
Помочь детям осознать в себе задатки и способности;
Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Программа «Пихологическая азбука» в свете ФГОС НОО
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации для всех поступающих в первые классы провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, коммуникативного гражданина России.
В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом школы вступают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. С помощью программы «Психологическая азбука» педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО: - содействие благополучной адаптации учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения - психологический мониторинг ( оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов - участие в формировании УУД (в первую очередь коммуникативных и личностных) - психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга
В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования УУД в программе « Психологическая азбука» делается акцент на этом.












Тематическое планирование
по программе «Психологическая азбука» 1 класс

Наименование тем
Всего часов

1
Я школьник


1.1
Знакомство
1

1.2
Знакомство продолжается
1

1.3
Я теперь школьник
1

1.4
Что значит быть школьником
1

1.5
Знакомство с Пси-магом
1

2
Введение в мир психологии


2.1
Королевство Внутреннего мира
1

2.2
Сказка о волшебных зеркалах-1
1

2.3
Сказка о волшебных зеркалах-2
1

2.4
Что я знаю о себе?
2

2.5
Что я знаю о себе и о других?
2

2.6
Я – это кто?
1

2.7
Итоговое занятие по теме «Введение в мир психологии»
1

3
Психика и познание мира


3.1
Мои ощущения
1

3.2
Мое восприятие мира
1

3.3
Мое внимание
2

3.4
Как быть внимательным
1

3.5
Развиваем свое внимание
1

3.6
Я умею быть внимательным
1

4
Психологические особенности человека (темперамент и характер)


4.1
Что такое темперамент
1

4.2
Типы темперамента
2

4.3
Разные люди – разные типы темперамента
2

4.4
Разные люди – разные характеры
1

4.5
Какой у меня характер?
1

4.6
Какой характер у других
1

4.7
Мой характер: оценим недостатки
1

4.8
Итоговое занятие по теме «Психологические особенности человека (темперамент и характер)»
1

5
Я и мои эмоции


5.1
Что такое эмоции?
1

5.2
Какие бывают эмоции?
1

5.3
Конкурс чувствоведов
1

5.4
Что я знаю о своих эмоциях?
1

5.5
Королевство Внутреннего мира
2

5.6
Итоговое занятие по теме «Я и мои эмоции»
1


Итого
38
























15