Технологическая карта по теме Морфемный разбор слова

Тема
Морфемный разбор слова

Тип урока
Урок изучения нового материала


Цель



Планируемые результаты
Предметные результаты
Формировать УУД


научиться производить морфемный разбор слова; уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные



осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
умение определять учебные цели планировать и прогнозировать действия и работу по плану
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, планировать совместное сотрудничество с учителем и со сверстниками
-умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


Методы и формы обучения
Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная, индивидуальная формы работы

Межпредметные связи
Литература

Ресурсы:
Учебник, мультимедиа, презентация

Основные понятия
Морфема, морфемный разбор

Предмет: русский язык Класс: 5 Б учитель: Нургалиева А.И.

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I.Организационный момент.
Приветствие учителя:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем урок.
Создает эмоциональный настрой учащихся
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.


Мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово учителя
Академик Л.Щерба для своих учеников сочинил предложение
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
-Какие морфемы помогут вам догадаться, какие части речи использованы в этом странном предложении?
-Каков смысл предложения?
(Вариант смысла фразы: «Злобная корова резко боднула быка и учит теленка»).

Слушают учителя, участвуют в диалоге, высказывают предположения, планируют необходимые действия

II.Актуализация знаний.






Беседа по вопросам:
-Что такое морфема?
-Из чего может состоять основа слова?
-Для чего служат приставки и суффиксы?
Как вы думаете, для чего мы должны знать состав слова?


Принимают участие в игре, осваивают лингвистические термины, обдумывают ответы и приходят к выводу. Что знаний недостаточно


III. Определение темы урока.
Постановка учебной задачи.

Определите тему и цель нашего урока
Формулирует тему и цель урока вместе с учащимися
Формулируют тему урока и цель в диалоге с учителем, высказывают и обосновывают свою точку зрения

IV.Усвоение новых знаний.






Проводит игру с учащимися
1. Игра «Четвёртый лишний»
В каком ряду слово лишнее и почему?
1.Гора, гористый, горец, горевать
2.Водитель, водный, водить, заводить
3.Дом, домовой, о доме, домашний
Вывод: 1) у слов должен быть корень с общим лексическим значением
2) нужно различать формы одного и того же слова от однокоренных слов
Организует знакомство с порядком разбора слова стр.27)
Учащиеся высказывают предположения. Делают выводы
Работают с учебником, читают порядок устного и письменного разбора


V.Первичное закрепление знаний.












VI.Физминутка (пауза релаксации).
-Давайте потренируемся в морфемном разборе слов. Работать будем в группах.
Задание: разобрать слова по составу, составить известную пословицу
1группа. Горя, поведёшься, лодырем, наберёшься
Задание: разобрать слова по составу, составить известную пословицу
2группа. Дело, большого, лучше, безделья, маленькое
Задание: презентация - слайд
3 группа. Составить памятку «Как правильно разобрать слово по составу»

Гимнастика для плеч, рук, спины
Групповая работа.
Слушают, обсуждают ответы товарищей, выполняют задание, дают ответы.



3 группа представляет классу презентацию-слайд

VII.Закрепление изученного материала.

-Давайте разберём очень большое и сложное слово
ПЫЛЕВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ (часы)
Индивидуальная работа.
Выполняют работу, проводят морфемный разбор слова


VIII.Рефлексия деятельности



Скажите, когда и где мы можем использовать знания, полученные сегодня на уроке?

Определяют свое эмоциональное состояние, высказывают мнение по поводу применения знаний, полученных на данном уроке.



IX.Домашнее задание

П.82, упр.432 Разобрать слова в предложении «Сяпала капуша по напушке»

Записывают задание, задают вопросы











1группа.
Задание: разобрать слова по составу, составить известную пословицу
Горя, поведёшься, лодырем, наберёшься




2группа.
Задание: разобрать слова по составу, составить известную пословицу
Дело, большого, лучше, безделья, маленькое







3 группа.
Задание: презентация - слайд
Составить памятку «Как правильно разобрать слово по составу»

15