Здоровьесбережение студентов в институтах и колледжах
Выполнила: Варабулайнен Е.М. Цель: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью человека, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья Задачи: 1. овладение и использование педагогами в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;2. поддержание в коллективе благоприятного психологического микроклимита;3. организация оптимального двигательного режима, сбалансированного питания;4. создание рационального режима организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических требований к нему;5. формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развития навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам Механизмы реализации образовательных целей и задач 1. обеспечение качества гигиенических условий, которые в сущности носят объективный характер (тепловой режим, размеры учебных помещений, освещённость, дизайн и качество мебели, качество питания, состояние сантехники, экологическое состояние территории) 2. обеспечение учебно-организационных условий, которые носят субъективный характер и зависят от качества управленческой деятельности (стиль управления в школе, уклад школьной жизни, психологический микроклимат, объём нагрузки, качество расписания, объём и качество физических нагрузок в течение учебного дня, недели, медицинское и психологическое сопровождение образовательного процесса) 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ НОСЯТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, НО ЗАВИСЯТ ОТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА) Здоровьесберегательные технологии реализуются через: 1. обучение элементам культуры здоровья;2. приобщение к нормам здорового образа жизни;3. создание здоровых условий организации учебно-воспитательного процесса;4. использование активных методов и форм личностно-ориентированного обучения и воспитания;5. организация комплексного мониторинга: а) динамика состояния физического здоровья; б) динамика психо-физиологических показателей; в) социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса Воспитание культуры здоровья воспитание личностных качеств, способствующих сохранению и укрепления здоровья; формирование мотивации на ведение ЗОЖ; воспитание ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи. Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. СократГимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, но и от комплекса природных и социально-экономических условий жизни. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому здоровьесбережение – актуальная тема современной педагогики. Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма человека, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня должно быть отведено: время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье студента. Нельзя перегружать его парами, жертвуя сном и отдыхом. После активного дня, когда сердце студента работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для человека – сон. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион в достаточном количестве и правильном соотношении, - это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым. Таким образом, для детей и подростков основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. Принципы здоровьесберегающей педагогики Принцип не нанесения вреда. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов (то есть все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение пар, перемен, организацию внеурочной деятельности студента, подготовку педагогических кадров. Оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье студентов и учителей. Проводится мониторинг здоровья студентов физического, психологического, духовно-нравственного). Принципы ФЗОЖ(Формирование здорового образа жизни) Партнерство Посредничество Приспособление Механизмы формирования ЗОЖ способность положительно влиять на проблемы, связанные со здоровьемответственно делать выбор собственного поведения (инициатив, решений, действий) 3 основные момента в изменении поведения ИнформированиеМотивацияИзменение поведения Принципы подачи информации АдресностьДозированностьДоступностьСистематичностьСвоевременностьНепрерывностьПоследовательностьСоответствие возрасту и возрастной мотивации, профессиональной и т.п. Причины, условия и последствия потребления алкоголя, наркотиков, табака Откровенный разговор (о половом воспитании).Ранние признаки приобщения ребенка к наркотикам, роль семьи в формировании здорового образа жизни детей.Альтернативы вредным привычкам.Здоровые родители – здоровое потомство. Пагубное влияние наркотиков (алкоголя, табака) на здоровье подростков и молодежи.Обмен опытом по организации досуга в семье. ы Система здоровье-сбережения в школе СанПиН Питание Профилактика заболеваний Здоровье-сберегающий урок Внеурочная деятельность Служба здоровья Здоровье – это состояние полного благополучия физического, душевного и социального. (из Устава Всемирной организации здравоохранения) Смена позы уч-ся, видов и способов деятельности питание питьё тепловой режим расписание уроков и др. Санитарным правилам и нормам соответствуют: Калорийность обеденной пищи: ? ккал. Стоимость питания ? руб. в день Питаются ? % уч-ся беседы, инструктажи по ТБ ( ? в год) Используются здоровьесберегающие технологии просмотры фильмов, диспуты, конкурсы и др. рейды по проверке веса сумок (сумки должны весить 10% от веса ученика) Медсестра: делает прививки, организовывает медосмотр, оказывает медпомощь. Проводятся физминутки (разминки, зрительная и дыхательная гимнастика, игры, антистрессовые тренинги) Работают ? спортивных секций Посещают секции ? уч-ся Психолог: проводит мониторинги, даёт консультации Проводятся: Осенний кросс, лыжные гонки, турнир по теннису, соревнование по баскетболу, футболу, волейболу, лёгкой атлетике и др. Проводятся: В виде рисунка проект выглядел так: Медсестра: делает прививки);организовывает медосмотры;регулярно проводит беседы, даёт консультации;оказывает первую медпомощь. Психолог: проводит мониторинги; даёт консультации. Служба Здоровья По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья). Принцип непрерывности и преемственности (здоровьесберегающая работа проводится каждый день с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в учебно-воспитательной работе). Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися (вопросы здоровья включены в содержание учебных программ, обеспечен здоровьесберегающий характер (результат) проведения процесса обучения). Педагоги обеспечивают здоровьесберегающие условия образовательного процесса и сам студент помогает им в решении этой общей задачи. У студента воспитана ответственность за свое здоровье. К каждому студенту осуществляется индивидуальный подход. Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям студента. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям студентам. В институте соблюдается комплексный междисциплинарный подход как основа эффективной работы по охране здоровья человека. Между педагогами, психологами, медицинскими работниками согласованное взаимодействие. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами). Приоритет активных методов обучения. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Таким образом создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента) соответствует тренирующему режиму, таким образом является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого студента составлен оптимальный уровень нагрузки.