Методический семинар-практикум: «Использование современных педагогических технологий в системе дополнительного образования»
Методический день
1. Методический семинар-практикум: «Использование современных педагогических технологий в системе дополнительного образования».
2. Деловая игра «Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе».
3. Тематическая консультация: «Планирование деятельности и разработка программ дополнительного образования».
4. Семинар-практикум «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования».
Методический семинар-практикум:
«Использование современных педагогических технологий
в системе дополнительного образования»
Цели семинара-практикума:
1. Анализ влияния применяемых технологий ТРКМ, ТРИЗ, ИКТ и др. на различные аспекты деятельности учащихся.
2. Систематизация приемов и методов, способствующих повышению качества знаний учащихся.
План
№ п/п Мероприятия Дата Время Ответственный
1 Доклад методиста по теме семинара-практикума 10.30. – 11.00. Савина Т.А. – методист
2 Работа в группах по обсуждению вопросов:
Какие из известных технологий позволяют успешно педагогам организовать учебно-познавательную деятельность?
Какие методы и приемы технологий обеспечивают развитие мышления, творческой активности и самостоятельности учащихся? 11.00-11.30
Савина Т.А. – методист, педагоги-совместители
3 Обмен мнениями и впечатлениями о результатах работы групп 11.30. -11.40. Педагоги-совместители
4 Рефлексия. Оценка работы и своего самочувствия. 11.40. -11.45. Все желающие
Оформление аудитории:
Эпиграф: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться». (В.Сухомлинский)
Плакаты с названиями различных педагогических технологий и кратким их описанием (Плакат №1), плакаты, отражающие мероприятия по методической деятельности, направленные на повышение уровня образованности и воспитанности (плакат №2, плакат №3).
Плакат №1
Адаптивная система обучения – обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава). Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно.
Технология полного усвоения знаний – уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого ученика различны. (спортивные объединения, группы театрального, хореографического коллективов)
Технология разноуровневого обучения – для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения. Педагог – дирижер, а у каждого ученика своя партия.
Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.
Технология игрового обучения – готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: «Выборы в России», «Кораблекрушение»…Технология модульного обучения – Самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках. Максимум самостоятельной работы.
ТРИЗ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Вызов - Осмысление - Рефлексия
Рис.1 Схема технологического построения учебного процесса
INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "E:\\педсовет 1.files\\img1.gif" \* MERGEFORMATINET
1 слайд
2 слайд
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться». (В.Сухомлинский)
3 слайд
I. Психологический тест.
Посмотрите на плакат. Прислушайтесь к себе и выберите тот цвет, который ассоциируется у Вас с работой в дополнительном образовании в данный момент. (Демонстрируется плакат с набором цветов: красный, синий, зеленый, черный, серый, желтый, фиолетовый, коричневый. Выбрать свой цвет и приклеить на другой плакат.)
Обработка данных для сравнения с окончанием педсовета.
Красный – цвет тревоги, напряженности, неуверенности.
Желтый – цвет общения, человек пришел пообщаться.
Синий – цвет спокойствия, может равнодушия.
Зеленый – цвет интереса, любопытства.
Черный – человек закрыт от восприятия, ничего не приемлет, ему ничего не хочется.
Серый – человек не может определить свое отношение.
Розовый – цвет волнения.
Коричневый – принятие всех правил.
Белый – человек имеет свое мнение, не расположен на разговор.
II. Притча
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные! - обратился к ним падишах, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. «Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем», - сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и - о чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».
Если провести аналогию с данной притчей, то дверь мы уже с вами приоткрыли, осталось нам ее распахнуть, ведь мы полагаемся не только на то, что видишь и слышишь, но верим в собственные силы.
III. Работа в группах.
4 слайд
(Прием «Ключевые слова»). Методология, современные технологии, образовательный процесс. Педагогам предлагается дать определение словам из темы педагогического совета (работа каждого отдельно), обменяться мнениями в парах, обсудить и по желанию зачитать написанные определения.
(Прием «Продвинутая лекция»). Доклад методиста по теме педагогического совета заранее разделен на две части к каждой части прописываются проблемные вопросы: 5 слайд
Насколько оправдано введение инновации, связанной с внедрением современных образовательных технологий в образовательный процесс, если они связаны с реальным риском недостижения на первых порах желаемого результата? 6 слайд
Каковы критерии диагностики результатов использования педагогических технологий, необходим ли для диагностики новый инструментарий?
Предлагается педагогам прописать варианты ответов на вопрос к первой части (3-5 минут) в столбик. Далее работа в парах и обмениваются информацией (учимся выслушивать аргументы друг друга, приходить к единому мнению (5-7 минут)). Предлагается некоторым парам поделиться своими записями с остальными педагогами. Докладчик фиксирует варианты, предположенные педагогами на доске в виде кластера. Во время лекции один ставит плюсики у тех вариантов, которые совпали с содержанием лекции, минусы, около тех, которые в лекции не были высказаны. Второй участник записывает ту информацию, которая не прозвучала при обсуждении вариантов.
7 слайд
«…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который бы обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования». Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии».
8 слайд
Педагогическая технология – это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой организацией на определенную цель. Попытки внедрения педагогических технологий были и раньше.
9 слайд
Факторы, которые препятствуют внедрению технологий в учебный процесс:
- технологии «используются только некоторыми педагогами, не став инструментом широкого применения»;
- использование технологий «имеет своей целью оптимизацию процесса обучения, путем жестокого проектирования последовательности педагогических действий»;
- «невозможность исключения из процесса обучения, таких факторов, как педагогическая техника педагога, его педагогическая этика, мотивация к учению у школьников».
10 слайд
Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала педагогов, в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся.
Ключевой идеей является идея развития ученика и педагога.
11 слайд
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
12 слайд
Технология обучения должна:
1. Обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.
2. Быть посильной для осуществления в любом учебном заведении педагогом.3. Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование образовательного процесса от ученика, т.е. психологически ориентированное обучение. (По определению ЮНЕСКО (1961)).
Таким образом, основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы в наибольшей степени отвечала бы принципам соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимся.
Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.
Развитие личности идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
13 слайд
Вспомним, что говорил король с одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из книги, пересказать его, можем показать фильм или играть целое занятие. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Пример: занятие объединения. При объяснении темы использовались различные приемы из технологии критического мышления (такие приемы как инсерт, дерево предсказаний, составление кластера, чтение и суммирование в парах…). А при изучении следующей темы, учащимся были предложены вопросы, на которые они должны ответить, просмотрев фильм по данной теме. В фильме объясняется всё на доступном уровне, показываются опыты, казалось бы, что ученики, просмотрев фильм, все должны понять, принять и усвоить (в данном случае фильм заменил рассказ учителя). Но, произошло обратное: все предыдущие темы, где знания добывались самостоятельно, усвоены довольно хорошо, а по этой теме у учащихся возникли вопросы, мало того, тему пришлось разбирать на следующем занятии. На предыдущих занятиях просмотр фильма только как бы закреплял приобретенные знания, и мыслительная деятельность учащихся не прекращалась…
14 слайд
Подводим итоги:
Что совпало с вашими предположениями?
Какие гипотезы не подтвердились?
Какие новые сведения вы добавили при работе над лекцией?
15 слайд
Высказываются несколько пар. Выступающим парам и присутствующим педагогам задаются уточняющие вопросы:
С чем вы не согласны?
Чем отличаются точки зрения предыдущих ораторов?
Есть ли другое мнение на этот счет?
В течение 5 минут каждый должен индивидуально ответить на вопрос:
Насколько же оправдано введение инновации, связанной с внедрением современных образовательных технологий в учебный процесс, если они связаны с реальным риском недостижения на первых порах желаемого результата?
После этой работы предлагается желающим высказаться.
16 слайд
Спасибо. От чего зависит успех внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс? Поделитесь своими вариантами.
17 слайд
Никакие их усилия не имеют смысла.
Поскольку знанием становится только та часть
информации, которая принята ребенком.
А этот процесс зависит только от него.
К. РоджерсIV. Работа в группах.
Необходимо подготовить карточки для групп, музыку, фломастеры, листы.
Предлагаем вам поработать в группах и выбрать 5 наиболее важных, с вашей точки зрения, характеристик. 18 слайд
Карточка «Группа №1»
right36830Отберите 5 черт, которые наиболее точно, по Вашему мнению, отражают современного «хорошего обучающегося» в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
00Отберите 5 черт, которые наиболее точно, по Вашему мнению, отражают современного «хорошего обучающегося» в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
right903606Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
00Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
left15240Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
00Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
Карточка «Группа №2»
1333528576Отберите 5 характеристик, которые Вы считаете наиболее важными для описания «хорошего педагога» дополнительного образования, в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
00Отберите 5 характеристик, которые Вы считаете наиболее важными для описания «хорошего педагога» дополнительного образования, в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
right7620Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
00Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
left7620Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
00Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
Карточка «Группа №3»
right903606Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
00Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
left893445Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
00Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
1333527305Отберите 5 характеристик, которые Вы считаете наиболее важными для описания «педагога-инноватора» дополнительного образования, в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
00Отберите 5 характеристик, которые Вы считаете наиболее важными для описания «педагога-инноватора» дополнительного образования, в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
Карточка «Группа №4»
right8255Отберите 5 индивидуальных характеристик, которые Вы считаете наиболее важными для описания выпускника дополнительного образования, в будущем «преуспевающего взрослого» в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
00Отберите 5 индивидуальных характеристик, которые Вы считаете наиболее важными для описания выпускника дополнительного образования, в будущем «преуспевающего взрослого» в современных непростых условиях существования и расположите их по степени значимости (отранжируйте). Выработайте единое мнение в группе.
right111124Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
00Интеллектуальная развитость
Послушание
Предприимчивость
Открытость
Наличие собственных убеждений
Уравновешенность
Организованность
Чувство юмора
Эмоциональность
Искренность
Социальная адаптабельность Воспитанность
left111125Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
00Дух сотрудничества
Чувство товарищества
Креативность (способность к творчеству)
Способность критически мыслить
Любознательность
Озабоченность материальным успехом
Порядочность
Честность
Доброта
Независимость
V. Отчет групп. Вывод.
19 слайд
Группа №1: «Хороший ученик» - по нашему убеждению обладает набором характеристик: …………….
20 слайд
Группа №2: Наиболее важными для описания «хорошего педагога» являются следующие характеристики: …………..
21 слайд
Группа №3: Характеристики, которые мы считаем наиболее важными для описания «педагога-инноватора»: ……………………
22 слайд
Группа №4: Индивидуальные характеристики, которые мы считаем наиболее важными для описания выпускника ДО, в будущем «преуспевающего взрослого»: ….
23 слайд
Требования к профессиональному труду
на основе нормативных документов
Должностные обязанности педагога дополнительного образования Педагог дополнительного образования должен знать
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучаю-щихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, исполь-зуя современные образовательные техноло-гии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающих-ся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанни-ками актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образова-тельной программой, в организации и проведении методической и консульта-тивной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию;
физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов;
содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;
методы развития мастерства;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
24 слайд
Требования к педагогу на этапе вхождения в
инновационную деятельность
Педагог должен знать Педагог должен уметь работать Педагог должен уметь правильно действовать на практике
Проблемы, которые могут быть решены с помощью новой технологии.
Результаты, которые могут быть получены после применения новой технологи на практике.
Сущность новой техноло-гии, теоретическое обос-нование получения новых результатов.
Методы и приемы, которые используются педагогом в новой технологии.
Методы работы с обучаю- щимися.
Методы общения с обучающимися при работе в новой технологии.
Этапы усвоения новой технологии педагогом и учащимися. 1. Модифицированный вариант учебной программы:
- развивающей направлен-ности;
- социализирующей направ-ленности;
- для модульного курса;
- для метода проектов.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Поурочное планирование.
4. Планы уроков различных типов.
5. Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся.
6. Задания для групповой работы учащихся.
7. Содержание учебных проектов.
8. Дифференцированные самостоятельные задания для учащихся.
9. Тестовые материалы для текущего и итогового контроля.
10. Показатели для словесной оценки учебной деятельности учащихся. Применять различные приемы и методы работы, характерные для данной методики.
Проводить занятия различных типов.
Анализировать проведенные занятия и выявлять достоин-ства и недостатки.
Обучать воспитанников приемам учебной деятельности.
Оценивать результативность использования технологии посредством различных методов диагностики.
VI. Выступление методиста.
Семинар-практикум
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования»
26 слайд
Для педагога ДО программа – это нормативный документ, который регламентирует содержание и методику деятельности, устанавливает правила взаимоотношений детей и педагога, определяет результат, который будет получен.
Дополнительные общеразвивающие программы.
Типовых программ в ДО нет.
Адаптированные программы (составитель).
Авторская, модифицированная программа (автор-составитель).
Логотипы (МКОУ ДОД «ДДТ»).
Титульный лист (по ГОСТу).
Лист адаптации (обновления).
Внутренняя или внешняя рецензия.
«Содержание», а не «Оглавление».
Указывать страницы.
Пояснительная записка. Нельзя писать от первого лица.
Актуальность (формальные фразы, нужно статистику, факты, педагогическую обоснованность).
Отличительные особенности программы.
Принципы, методы, формы обучения.
Используемые современные образовательные технологии.
Направления деятельности.
Организационно-педагогические основы обучения.
Диагностики результативности работы.
Формы и методы контроля (начальный или входной контроль, текущий контроль, промежуточный или рубежный контроль, итоговый контроль).
Критерии и показатели уровней усвоения программы (низкий (репродуктивный) уровень, средний (продуктивный) уровень, высокий (творческий) уровень).
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы.
Получение результатов (личностный рост).
Указывать САНПИНы (соответствие режима занятий).
Цели и задачи должны соответствовать планируемым результатам. Реализация целей и задач через содержание должно проходить.
Не «ожидаемые», а «планируемые» результаты.
Учебно-тематический план на каждый год. Если на 2, 3 и т.д. года обучения, то должен быть сводный учебно-тематический план с указанием часов.
Содержание программы на каждый год. Содержание пишется в телеграфном стиле.
Оценивание работы учащихся: учащиеся должны знать, учащиеся должны уметь.
Методическое обеспечение программы.
Воспитательная работа в объединении.
Методы изучения эффективности воспитательной работы.
Критерии и показатели эффективности воспитательной работы.
Материально-техническое обеспечение.
Список литературы по ГОСТу.
Можно глоссарий (термины).
27 слайд
Направления деятельности:
художественное
спортивно-техническое
техническое
спортивное
экологическое
краеведческое
социально педагогическое
28 слайд
Структура общеразвивающей программы
160401059690Основные блоки программы
0Основные блоки программы
35661611606540023564851416050053435252857500774700273050045377102730577533536830
44386506985Справочный
0Справочный
308991010160Контрольно-методический
00Контрольно-методический
4191010160Концептуальный
0Концептуальный
172783610160Учебно-методический
00Учебно-методический
5334000119380794385139700
234695910731500356235010795
511873613970Литература
Приложение
0Литература
Приложение
3156585109220Планируемые результаты реализации программы ( формы и методы диагностики, контроля)
00Планируемые результаты реализации программы ( формы и методы диагностики, контроля)
4191099695Лист адаптации
Пояснительная записка
0Лист адаптации
Пояснительная записка
170878510160Учебно-тематический план
Содержание программы
00Учебно-тематический план
Содержание программы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методсоветеметодист
Т.А.СавинаДиректор ДДТ
В.В. Сединкина
протокол №____от_______20__г. ___________________ __________________________
Председатель М/С «_____»____________
2013 г. «_____»______________
2013 г.
Дополнительная общеразвивающая
программа «Школьное лесничество»
Программа профессионально-прикладной ориентации
для обучающихся 12-18 лет
Продолжительность реализации программы – 2 года
Автор-составитель: Савина Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Мокроусово
2832735238125002012-2013 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
(информационная карта)
Наименование программы «Школьное лесничество»
Детское объединение Школьное лесничество «Лесной щит»
Тип программы Адаптированная
Направленность деятельности Программа профессионально-прикладной ориентации
Образовательная область Естественнонаучная
Возраст обучающихся 14-18 лет
Методы освоения содержания образования Исследовательский, творческий, проектный, поисковый
Уровень освоения содержания образования Профессионально-ориентированный
Уровень реализации программы Дополнительное образование детей
Организация деятельности обучающихся Групповая, коллективная, индивидуальная
Продолжительность реализации программы 2 года
С какого года реализуется программа 2012 г.
Рецензент ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рецензент ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рассмотрена на методическом совете МКОУ ДОД «ДДТ»
Протокол № __ от «___» ______________20__г.
Председатель МС _____________________________________________________
Рассмотрена на методическом совете МКОУ ДОД «ДДТ»
Протокол № __ от «___» ______________20__г.
Председатель МС _____________________________________________________
Рассмотрена на методическом совете МКОУ ДОД «ДДТ»
Протокол № __ от «___» ______________20__г.
Председатель МС _____________________________________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Паспорт программы (информационная карта) ……………………………..4
2. Пояснительная записка ……………………………………………………...5-7
Актуальность программы………………………………………………….…….5
Отличительные особенности программы……………………………………….5
Цель и задачи программы……………………………………………..…………6
Области применения программы……………………………………………..…6
Новизна программы………………………………………………………………6
Ожидаемые педагогические результаты………………………………………..6
Принципы, методы, формы обучения…………………………………………6-8
Используемые современные образовательные технологии…………………...8
Направления работы…………………………..………………………………9-10
Организационно-педагогические основы обучения…………………………..10
Диагностика результативности работы………………………………………...10
Формы и методы контроля…………………………………………..………….11
Критерии и показатели уровней усвоения программы…………………....12-13
Формы подведения итогов реализации образовательной программы………13
3. Учебно-тематический план. 1-й год………………………………...……14-19
4. Учебно-тематический план. 2-й год…………………………………...…20-23
5. Содержание программы. 1-й год………………………………………….24-27
6. Содержание программы. 2-й год………………………………………….28-31
7. Примерный календарь работ в школьном лесничестве…………………32
V. Рефлексия.
29 слайд
Психологический тест.
Прислушайтесь к себе и выберите тот цвет, который ассоциируется у Вас с работой в дополнительном образовании после семинара-практикума. (Демонстрируется плакат с набором цветов: красный, синий, зеленый, черный, серый, желтый, фиолетовый, коричневый. Выбрать свой цвет и приклеить на другой плакат.)
Обработка данных для сравнения с окончанием педсовета.
Красный – цвет тревоги, напряженности, неуверенности.
Желтый – цвет общения, человек пришел пообщаться.
Синий – цвет спокойствия, может равнодушия.
Зеленый – цвет интереса, любопытства.
Черный – человек закрыт от восприятия, ничего не приемлет, ему ничего не хочется.
Серый – человек не может определить свое отношение.
Розовый – цвет волнения.
Коричневый – принятие всех правил.
Белый – человек имеет свое мнение, не расположен на разговор.
Можно предложить:
Упражнение. Совместное рисование
Участники группы рисуют на одном листе бумаги. Темы для рисования:
- Будущее или абстрактные понятия («Три желания»).
30 слайд
Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джавани Руффини
итальянский писатель XIX века
31 слайд
Учитель – маяк ответственности.
Елена Рерих
32 слайд
Успехов в инновационной деятельности!