Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов города Ставрополя
Методические рекомендации
Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологииСоставитель: Храмцова Оксана Вячеславовна – учитель технологии
Ставрополь
2014

Содержание
Введение
Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии
1 Характеристика групповых способов обучения
Классификационные параметры технологии
Акценты целей
1.3 Концептуальные позиции
2 Различные модели групповых форм обучения
2.1 Модель: групповая работа в классе
2.2 Модели коллективного творческого решения проблем
3.Практическое применение групповых форм организации учебной
деятельности на уроках дисциплины «Технология ведения дома»
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных вопросов, стоящих перед системой среднего школьного образования на, является вопрос: «Как подготовить выпускника, чтобы он был востребован на рынке труда?»
Рыночная экономика отличается подвижностью конъюнктуры, подвержена динамичным изменением соотношения спроса и предложения. Быть востребованным на рынке труда в наше время очень сложно. Это под силу только квалифицированным специалистам, которые умеют творчески и нестандартно мыслить и принимать оптимальные решения. Именно такими хочется видеть выпускников школы.
Поэтому понимание цели учебного процесса на уроках технологии только как подготовки конкурентно способного работника для рынка труда приведет к подготовке будущих безработных, даже при высоком уровне сформированности у них трудовых умений. Просто научить ремеслу сегодня уже недостаточно.
Каждому преподавателю специальных дисциплин среднего общеобразовательного учебного заведения приходится отвечать на очень важные вопросы: как разработать технологию преподавания на уровне современного развития науки и техники, как обеспечить формирование культуры учащихся на основе теоретических знаний, как содержание образования увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки.
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность, особенно трудовая. Многим преподавателям известна китайская пословица: «Скажите мне - я забуду. Покажите мне - я запомню. Вовлеките меня - я пойму». Мне кажется, в ней намечен путь, которым неминуемо проходит каждый из нас, стремящийся достигнуть активизации мыслительной деятельности учащихся. Как вовлечь ученика, как заинтересовать его?
Для решения этой задачи на занятиях по учебному предмету «Технология» я использую различные активные методы обучения, в том числе решение ситуационных и проблемных задач, выполнение тестовых заданий, применение нетрадиционных форм обучения, уроков - конкурсов и др.
Переход от традиционного информационного типа обучения к деятельному обучению неплохо удается при организации групповой работы на уроках. Данная форма организации урока позволяет разбудить мысль, интерес к изучаемому материалу, формирует профессиональные умения и навыки, учит работать с книгой, логически мыслить, делать выводы и обобщения, помогает выработать собственную позицию по учебному материалу.
Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии
1 Характеристика групповых способов обучения
Групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Кроме того, совместная деятельность опосредует межличностные отношения. При этом эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучающихся в пределах группы, оптимальной для данного типа учебной задачи. В совместной деятельности появляется групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции - соперничества по врожденным программам самоутверждения личности.
Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
классно - урочную организацию;
лекционно-семинарскую систему;
формы дифференциации учебного процесса;
дидактические игры;
белл-ланкастерскую систему;
бригадно-лабораторный метод;
метод проектов.
Современный уровень образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри классные групповые.
И. Б. Первин выделяет пять уровней групповой (коллективной) учебно-познавательной деятельности:
- фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение обшей цели - это традиционная классно - урочная организация ТО;
- работа в статичных парах - применяется как включенный прием (метод) в различных этапах урока (выполнение упражнения, лабораторной и практической работы, взаимопроверка и т д.);
- групповая организация учебных занятий (на принципах дифференциации);
- межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);
- фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех учеников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в педагогической практике называют лишь третий и четвертый уровни организации учебной работы в классе.
1.1 Классификационные параметры технологииУровень и характер применения: все уровни.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: групповой, синергетический, коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Научная концепция освоения опыта: приспосабливающаяся.
Ориентация на личностные сферы и структуры: приспосабливающаяся.
Характер содержания: проникающий.
Вид социально-педагогической деятельности: автоматизации, социального закаливания.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.
Преобладающие средства: вербальные +телекоммуникационные + программированные.
Подход к ученику и характер воспитательных взаимодействий: сотрудничество.
Направление модернизации: активизации интенсификации.
Категории объектов: все объекты.
Акценты целей
Обеспечение активности учебного процесса.
Достижения высокого уровня усвоения содержания.
Концептуальные позицииГипотеза: способ организации деятельности школьников - особая форма совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ученика. Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:
- эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание деятельности людей и благодаря которым планируется адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способамидействия – задается необходимостью построения различных способов для получениясовокупного продукта деятельности - решения проблемы;
- взаимопонимание (диктуется характером включения учеников в совместную деятельность);
- рефлексию (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия).
2 Различные модели групповых форм обучения
2.1 Модель: групповая работа в классе
Такая технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей школьников, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
Перечислим главные особенности организации групповой работы на уроке:
- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учеников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для них задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке значительно возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней как со стороны преподавателя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1.Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) деление на группы;
г) раздача дидактического материала по группам.
2.Групповая работа:
д) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
е) распределение заданий внутри группы;
ж) индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;
з) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения):
и) подведение итогов выполнения группового задания.
3. Заключительная часть:
к) сообщение о результатах работы в группах;
л) общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;
м) получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация преподавателя на группу.
На эти этапы рекомендуется, следующие соотношения времени; вводная часть - 1, групповая работа - 6, заключительная часть - 2 единицы времени.
Во время групповой работы преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных; при решении конструктивно-технологических задач; творческих заданий; при изучении текстов.
Групповой опрос.
Своеобразная разновидность группового занятия - групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного радела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель.
Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия. Правда, соотношение вводной, основной (опрос в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1 : 8 : 2. Такой опрос в классе ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности за свою учебу.
Общественный смотр знаний.
В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра сложности, уровня знаний и умений школьников. В период подготовки класс разбивается на группы по 4 - 6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах. Для полноценной подготовки преподаватель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Преподаватель в период подготовки работает в основном с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Общественный смотр знаний в торжественной обстановке открывает председатель жюри. Помещение украшают, делается выставка работ учеников и учебно-методических материалов и т.д. расстановка столов в помещении необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов остается свободным - для самостоятельно работающих школьниц. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия к своим обязанностям приступает ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием тем работ и список учеников.
Часть обучающихся выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре знаний может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий технологический диктант, простые задания, требующие немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всей аудиторией председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются на заседании цикловой комиссии и в педагогическом коллективе школы.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных учебных классов. Тему встречи намечает преподаватель (тема и время утверждаются на уроке).
Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу преподаватель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Ученики из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы Одновременно несколько учеников вызывают к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу, обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Нетрадиционные уроки.
К этой модели относят многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделения учебной группы на какие-либо подгруппы.
Модели коллективного творческого решения проблем
Метод «мозгового штурма» («мозговой атаки») был разработан американским исследователем А.Осборном это и сейчас один из наиболее распространенных методов активизации творческого мышления при коллективном поиске новых идей.
Мозговой штурм представляет собой метод поиска и получения новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Название связано с тем, что группа как единый мозг ищет творческое решение рассматриваемых проблем. Работа проводится в несколько этапов: подготовка, проведение штурма, оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных идей.
На этапе подготовки четко формулируется и записывается (в общих понятиях) задача. В подготовку входит также подбор фактического материала, аналогов объекта, данных о принципах действия, различного рода ограничениях и т.п.
В управленческих технологиях применяется следующая схема предварительного анализа за проблемы (SWOT - анализ):
а) сильные (положительные стороны имеющегося объекта);
б) слабые стороны;
в) имеющиеся возможности улучшения;
г) возможные препятствия.
Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах:
- сотворчество в процессе решения творческой задачи.
Руководитель группы, опираясь на демократический стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи;
- доверие к творческим силам и способностям друг друга.
Все участники выступают на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы;
- использование оптимального сочетания интуитивного и логического.
В условиях генерирования идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.
Правила мозгового штурма
- любая критика и вынесение суждения - благоприятного или неблагоприятного - не допускается (поскольку люди имеют привычку все подвергать критике, такая отсрочка в вынесении суждения наиболее жесткое и важное правило);
генерирование возможно большего числа идей, независимо от их качества, так как иногда одна глупая идея может дать толчок для рождения весьма плодотворной идеи;
свободное высказывание каждым своих мыслей (при окончательном разборе, который состоится позднее, многие идеи могут оказаться бесполезными, однако сам процесс должен проходить таким образом, чтобы поток идей был бурным, и они следовали друг за другом как можно быстрее). При мозговом штурме коллективный разум должен генерировать непрерывную последовательность идей.
Это может быть сформулировано в следующей форме:
1. слушай внимательно все выступления;
2. не критикуй высказываемые идеи;
3. воспринимай все предложения положительно;
4. не перебивай выступающего, соблюдай тишину;
5. избегай дебатов и философских рассуждений;
6. не стесняйся высказывать свое мнение - самое простое предложение часто бывает гениальным;
7. не ошибается тот, кто ничего не делает;
8. соблюдай личные права членов группы:
- выдвигать;
- отстаивать свою точку зрения;
- на пересмотр, уточнение своей позиции, выдвижение нового предложения;
9. не обижайся;
10.будь доброжелательным;
11. не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими:
12. каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу делим поровну.
Командный штурм
Рекомендуемое количество участников для мозгового штурма от 4 до 15 человек. Длительность проведения прямой «мозговой атаки» от 15 минут до одного часа в зависимости от характера и сложности проблемы. Успех проведения мозгового штурма во многом зависит от руководителя. Весь материал идей передается группе экспертов, которые тщательно изучают высказывания участников и из предложенных идей отбирают и развивают наилучшие.
Массовая мозговая атака предназначена для генерирования новых идей при большом количестве участников. Всех присутствующих в большой аудитории разделяют на небольшие оперативные группы в 5-6 человек.
При этом назначаются руководитель всей сессии, а также руководители каждой оперативной группы. Руководителей оповещают об этом за несколько дней до предстоящей сессии. Оперативные для работы групп дают 15 минут. Сразу после генерирования идей участники проводят их оценку и выбирают
для сообщения большой аудитории одну или несколько оригинальных идей. При этом время для оценки идей не должно превышать времени, выделенного дня их генерирования. Затем собираются все участники и руководители оперативным групп поочередно докладывают о лучших идеях, которые фиксируются и оцениваются экспертами.
Метод обратной мозговой атаки
Основное внимание уделяется критике совершенствуемого объекта. Группа, проводящая обратную (от данной идеи) мозговую атаку, занимается анализом всех недостатков, ограничений, дефектов и противоречий конкретной идеи или определенной технического объекта, подлежащего усовершенствованию. При анализе допускается такая же свобода высказываний и суждений, как это принято в традиционном мозговом штурме. Результат работы группы - список возможных противоречий, ограничений и недостатков. Затем эксперты проводят предварительную оценку правильности составления списка, из которого исключают ошибочные утверждения. После уточнения недостатков и ограничений прямым мозговым штурмом осуществляют поиск решений по их устранению.
В этом методе основное значение придется психологическим факторам: уверенности в своих силах, оптимизму, созданию атмосферы непринужденности, творческого вдохновения.
Метод номинальной групповой техники
Построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. При этом, несмотря на совместную заботу членов группы, индивидуальное мышление не ограничивается и каждому участнику предоставляется возможность обосновать свой вариант решения.
Все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта; представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения.
Метод Дельфы
Используется в тех случаях, когда сбор группы невозможен. Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, чем обеспечивается независимость мнений. Им предлагают ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме.
Каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно. Результаты ответов собираются в центре и на их основании, составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений. Каждый член группы получает копию этого материала.
Ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения.
Предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
3.Практическое применение групповых форм организации учебной
деятельности на уроках дисциплины «Технология ведения дома»
В качестве иллюстрации применения групповой формы организации учебного процесса предлагаю разработанные материалы по выполнению самостоятельной творческой работы в группах.
Самостоятельная творческая работа в группах
Темы:
Приемы моделирования поясной одежды.
Моделирование юбки с расширением книзу.
Моделирование юбки со складками.
Приемы изготовления выкроек дополнительных деталей плечевого изделия.
Подкройная обтачка горловины спинки.
Подкройная обтачка горловины переда.
Изготовление подборта.
Условия
Группа разбивается на подгруппы по 3 человека.
Выбирается руководитель группы.
Определяется объем работы, планируется порядок и сроки выполнения.
Распределяются обязанности самостоятельно в группе между ее членами.
Защиту творческой работы может выполнять любой член группы, вызванный преподавателем.
Оценку работы группы выполняют экспертное жюри (из учеников, незанятых в этот день защитой своих работ).
Оценивается работа группы в целом (т.е оценка ставится одна на всю группу).
План выполнения работы
1.Выбрать особенности технологической обработки данного вида одежды.
2.Изучить направление Моды на текущий период.
3.Подобрать 2-3 модели, руководствуясь журналами мод, или выполнить авторскую разработку моделей.
4.Выполнить эскизы этих моделей на листах ватмана размером А4 (в цвете или в черно-белом варианте).
5.Подобрать образцы, рекомендуемых материалов для выбранных моделей.
6.Разработать методы обработки основных узлов изделия на основе изученного материала.
7.Представить их графическоеизображение с указанием последовательности их выполнения. Указать параметры применяемых швов.
8.Разработать контрольные вопросы по данной теме.
9.Оформить работу в папку:
-Титульный лист
-Особенности обработки данного вида одежды
-Эскиз модели
-Рекомендуемые методы обработки основных узлов данной модели
-Контрольные вопросы
10.Подготовить защиту творческой работы (доклад на 15 -20 минут).
Критерии оценки работы
Оформление
Аккуратность выполнения работы.
Четкое выполнение графического изображения узлов в разрезе.
Эстетическое оформление эскизов.
Содержание
Полнота раскрытия темы.
Четкое, грамотное изложение текста.
Оригинальность выбранных моделей.
Соответствие предложенныхобразцов материалов выбранным моделям.
Творческий поход к выбору способов обработки:
-выбор способов обработки по степени сложности
-выбор способов обработки по степени оригинальности
-прогрессивность выбранных методов с точки зрения технологичности конструкции, применения новых материалов.
Правильное выполнение узлов
Правильный подбор технических условий на выполнение применяемых машинных швов
Четкая формулировка вопросов
Защита
- логическое построение доклада
- полнота освещения темы
- грамотность речи
- доступность изложения материала
- исчерпывающие ответы на заданные вопросы.
Оценка работы
По всем критериям максимальное количество баллов - 5.
85-90 баллов - «отлично»
81 -84 баллов - «хорошо»
76-80 баллов - «удовлетворительно»
72-75 баллов - «неудовлетворительно»
Группы учащихся формируются преподавателем, с учетом психологической совместимости. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, в некоторых случаях преподаватель может дать рекомендации).
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия обучающихся (у каждого своя планка).
Преподаватель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В некоторых случаях это бывает слабый ученик. Если слабый ученик может обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Аналогичную методику работы в группах я применяю при выполнении творческих, практических работ. Эта методика позволяет получить высокие результаты в усвоении знаний и практических навыков всеми учениками.
Заключение
Практика применения групповой формы организации учебного процесса при изучении дисциплины «Технология ведения дома» формирует у учащихся следующие положительные качества:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения;
- готовность принять на себя ответственность за деятельность группы;
- способность устанавливать контакты с людьми, правильно распределять и организовывать работу;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать повторения ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
- способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов, действий.
Список использованной литературы
1. Новые педагогические исследования. Приложение №4. М.: Академия профессионального образования, 2010г.
2. Педагогические технологии. № 1 2012г.
3.Среднее профессиональное образование. Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. № 1 2013 г.
4. Школьные технологии. № 1 2013г.