Обобщающий урок – беседа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (8 класс)
Урок литературы с использованием компьютерных технологий.
8 класс
Провела учитель русского языка и литературы
МБОУ КСОШ№2
Чамзинского района Сизова М.А.
Тема урока: Обобщающий урок – беседа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Цели: Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе- сатирике, дать понятие о драматическом произведении, раскрыть идейный замысел комедии. Развивать навыки анализа текста, характеристики героев, развивать творческие способности учеников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие учителя, сообщение темы и целей урока. (Слайд №1-2).
II.Работа с эпиграфом к уроку. (Слайд №3).
Эпиграф:
«Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья»
Н.А.Некрасов.
III.Вступительное слово учителя:
Николай Васильевич Гоголь - одна из значимых фигур в литературе первой половины19 века. Гоголь - одинокая "звезда" в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне", «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что - то новое и осознать, что творчество великого писателя- живое явление современности.
IV. Краткая хроника жизни Гоголя. (Слайд 4-7)
V.Сообщение учителя об истории создания «Ревизора» (Слайд №8-13)
Работу над «Ревизором» Гоголь начал в 1835 году. Известно, что сюжет комедии подсказал автору А.С.Пушкин. Над текстом комедии писатель работал 7 лет. Много времени уходило на «оттачивание» произведения. Окончательной редакцией считается текст 1842года.
-Что таит в себе комедия?
Комедия - особый вид драматических произведений (наряду с трагедией и драмой в узком смысле). Комедия высмеивает отрицательные черты характера и пороки общества. Как драматическое произведение, оно предназначено для постановки на сцене и написано в форме диалогов и монологов. Авторская речь в ней почти отсутствует. Убедитесь в этом.
Пьеса делится на части- действия (акты). Внутри действия могут быть картины или сцены. Каждый приход или уход действующего лица дает начало новому явлению. В театре после каждого акта обычно для зрителей бывает перерыв (антракт).
В тех случаях, когда нужно сообщить зрителю о тайных мыслях героев, появляются ремарки «в сторону»; предполагается, что другие действующие лица этих слов не слышат. Драматическому произведению предшествует афиша- перечень действующих лиц, где указывается, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны.
По своему объему пьеса не может быть большой, так как она рассчитана на сценическое исполнение (в продолжение 2-4 часов). Поэтому в пьесах изображаются наиболее значимые события, которые развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц.
Отсюда - конфликт.
Действие развивается, проходя ступени.
VI.Словарная работа
Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Афиша – 1) список действующих лиц, 2) объявление о спектакле, концерте.
Ремарка - пояснение автора к тексту.
Конфликт – столкновение, серьёзные разногласия, спор.
Мизансцена – размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы.
Экспозиция-предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
Завязка – исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия.
Кульминация - высшая точка напряжения.
Развязка- исход событий.
В ходе пьесы раскрываются характеры, мысли, отношения действующих лиц к окружающему.
- Запишите основные литературоведческие понятия в тетрадь. (Слайды14-16)
- Несколько вопросов на восприятие материала:
- Каково главное значение комедии?
- Из чего складывается пьеса?
- Как называется перечень действующих лиц?
-Как называются слова в сторону?
VII.Беседа. Поразмышляем над прочитанным
-Какова тема комедии «Ревизор»?
-Расскажите сюжет комедии, идейный замысел автора. (Слайды№17-18)
Сюжет, который использует Гоголь для своей комедии, был прост. История мелкого чиновника, которого городничий и другие чиновники маленького уездного городка приняли за ревизора.
«В комедии я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Н.В.Гоголь.
Каков образ города в «Ревизоре»? (Слайды№19-20)
Кто же знает город, как не Городничий? Он и определяет его в пьесе дважды. «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»
На второй случай критика давно обратила внимание: тюрьмы, которые Городничий предлагает осмотреть Хлестакову. Не сказано, сколько их, но даже две для такого города слишком. Уже в конце действия, когда Хлестаков, посватавшись, вдруг уезжает, Городничий спрашивает: «Как-с, изволите ехать?» Хлестаков: «Да, еду». Городничий: «А когда же, то есть... Вы изволили сами намекнуть насчет, кажется, свадьбы». Х л е с т а к о в: « На одну минуту только... на один день к дяде богатый старик, а завтра же и назад»
Странный город: то три года скачи, не доедешь, а то за минуту, за день в другую губернию и обратно. Что хотел сказать автор такою непостижимою топографией? Спустя десять лет после премьеры он сам приоткрыл тайну в «Развязке Ревизора»: «Ну, а что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас?».
-Где завязка (слайд№21-22) и развязка комедии?
VIII.Парад героев (характеристика персонажей).
Сообщения учеников. (Слайды№23-27)
IX.Работа с иллюстрациями к комедии.
Задание: озаглавьте иллюстрации словами из текста комедии. (Слайды№28-30)
-Можно ли назвать «сцену хвастовства» - кульминацией?
-Какой смысл заключён в «немой сцене»? Почему она так важна? (Слайд№31)
X.Заключительное слово учителя.
Ситуация из комической вырастает в трагическую, когда городничий произносит фразу: «Над кем смеётесь, господа, над собой смеётесь», он уже выглядит не смешным, а жалким.
Это вторая развязка может послужить завязкой для другой пьесы, действие которой выходит за рамки комедии.
XI.Сообщение ученика о последних годах жизни Н.В.Гоголя. (Слайды№32-35)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Написать сочинение «Что же могло произойти в уездном городе с приездом настоящего ревизора». (Слайд №36)
15