Контрольная работа по географии в 6 классе для оценки метапредметных результатов обучения.


География, начальный курс 5-6 класс.
Задания для оценки метапредметных результатов по географии.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В программе по географии предусмотрено изучение своего края, области, района, региона. Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Главная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально – экономических и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные результаты обучения включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Для проверки сформированности метапредметных результатов обучения начальному курсу географии можно предложить ребятам выполнить следующие задания.
Тема урока: «Температура воздуха».

Среди овощей, которые мы выращиваем на школьном участке, есть холодостойкие, такие как капуста, морковь и теплолюбивые – это помидоры, огурцы. Холодостойкие – выдерживают небольшие заморозки, а теплолюбивые нужно высаживать в открытый грунт, когда минует угроза заморозков и среднесуточная температура будет выше + 10*. Используя наблюдения за погодой в мае и июне, рассчитайте среднесуточную температуру воздуха и определите, с какого числа можно высаживать огурцы и помидоры в открытый грунт. Постройте график хода температуры в последней декаде мая и первой декаде июня. Знаком «Х» на графике отметьте дату высадки теплолюбивых культур в открытый грунт.
Тема урока: «План местности».
Задание 1.
Площадь школьного учебно – опытного участка 300 квадратных метров. Отдел овощных культур занимает 75% площади участка и размещается с севера на юг, цветочно - декоративный отдел - 10% и размещается к западу от овощного отдела, отдел начальных классов – 10% и размещается к югу от овощного отдела, отдел полевых культур – 5% и размещается к востоку от овощного отдела. Вычертите план учебно - опытного участка, разделив его на отделы. Распределите предложенные в списке сельскохозяйственные культуры по отделам участка: пшеница, картофель, лук, свёкла, морковь, овёс, кукуруза, лён, георгины, астры, огурцы, клевер, репа, бархатцы. Информацию сверните в таблицу. Свой выбор обоснуйте.
Задание 2.
В нашей школе обучаются дети, проживающие не только в селе Шурма, но и в соседних населённых пунктах.
Рассмотрите фрагмент топографической карты нашей местности и определите, в каком направлении от Шурмы находятся деревни Максинерь, Тюм – Тюм, Верхняя Шурма.
Определите азимут, по которому дети из этих населённых пунктов идут в школу.
Какое расстояние преодолевают дети от дома до школы из каждого из перечисленных населённых пунктов? Из какой деревни детям дальше всех добираться до школы?
Какие меры предпринимает наше государство для обеспечения доступности образовательных учреждений детям, проживающим в удалённых от школы населённых пунктах?

Подобные задания можно использовать на уроке, так как
они имеют воспитательное значение: применяется краеведческий материал, что способствует формированию любви к своей малой родине;
позволяют самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Учитель: Бабина Ольга Васильевна.