Урок истории в 7 классе Народные восстания в 17 веке
Тема урока: – «Народные восстания XVII века».
Цель урока: повторить и обобщить знания полученные по теме « Народные восстания XVII века»
Задачи
1 Обучающие: знать даты, основные факты (причины , участники, ход восстаний, итоги по теме урока).
2. Развивающие: формировать умения работать самостоятельно и в группе. Развивать следующие умения и навыки учащихся: работать с историческим источниками, высказывать суждения, выделять причинно следственные связи, приводить аргументы в защиту своей позиции, уметь дать оценку историческим событиям, делать выводы.
3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, формировать уверенность в собственных силах, умение объективно оценивать свою работу на уроке .
Тип урока: Обобщение и закрепление, полученных знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, таблички с обозначением групп, раздаточный материал (план работы для каждой группы, документы, листы оценивания )
Основные понятия: Восстание Степана Разина 1670- 1671гг. Медный бунт- 1662г. Соляной бунт – 1648г.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся
2. Актуализация полученных знаний по теме «Правление первых Романовых»
Фронтальный опрос:
- Правление какого царя мы изучаем? (Алексея Михайловича Романова)
-Какое прозвище он получил, почему? ( «Тишайший» он был добрым, незлобливым, порой строгим, справедливым)
- Годы его правления? ( 1645- 1676)
- Какой это век? ( XVII в)
- Как современники называют время правления Алексея Михайловича, почему? («Бунташный век»)
3 Формулирование темы урока постановка цели. Правление Алексея Михайловича современники называют“Бунташный век”.
Почему его так называют? Давайте вспомним, какие выступления народных масс XVII века нам известны? ( Соляной, Медный бунты, Восстание под предводительсвом Степана Разина ).
Как вы думаете какая тема нашего урока? – «Народные восстания XVII века».
Ставится проблемное задание: Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?
4. Изучение нового материала.
Ребята, сегодня на уроке вы будете работать в группах. Ваша задача выполнить задания на рабочем листе, ответить на проблемный вопрос: Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение? У каждой группы план работы
Задание Каждой группе предлагается план изучения материала «Медный бунт - 1662г», «Соляной бунт – 1648г», «Восстание Степана Разина – 1670-1671гг» . (Раздаточный материал)
План
Дата восстания.
Причины восстания.
Участники .
Ход восстания.
Итоги восстания.
Результаты работы учащиеся заносят в таблицу. Время для работы 8-10мин
Физкультминутка: Игра. «Если вы со мной согласны- 3 хлопка».
Вы работали в группах дружно? Активно? Творчески? Вам было интересно? Вы справились с работой? Готовы отвечать?
В завершении работы выступление каждой группы по плану.
После самостоятельной работы групп, осуществляется проверка выполнения задания с уточнением вопросов, вызвавших затруднение. ( сопровождается показом слайдовой презентации).
- Как вы думаете, почему восстание 1648 г. получило название “Соляной бунт”, а восстание 1662 г. – “Медный бунт”?
Что общего между причинами “Соляного бунта” 1648 года и “Медного бунта” 1662 года?- Территория охваченная Восстанием под предводительством Степана Разина? (Поволжье, Царицин, Саратов, Самара, осада города Симбирска)
По ходу проверки самостоятельной работы групп, учитель показывает на слайде учащимся места распространения восстаний.
5.Закрепление
- Итак, давайте подведем итоги. Выделим общие черты
1) Каковы были причины восстаний XVII века?
Предположительные ответы учащихся:
-Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
-Усиление крепостного гнета.
-Попытка ограничения казачьей вольности.
-Повышение цен на хлеб и соль.
2) Каковы были цели у восставших?
Предположительные ответы учащихся:
-Захват Москвы.
-Уничтожение бояр и дворян.
-Ликвидация крепостного права.
-Облегчение жизни крестьян и ремесленников
4)Назовите причины поражения народных выступлений.
Предположительные ответы учащихся:
-Восставшие не имели четких целей.
-Имели плохое вооружение.
- Многие имели стихийный характер
-Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).
-Усиление царского самодержавия (царской власти)
-Отсутствие программы и единой организации.
Выделив общее и различия в восстаниях, необходимо вернуться к проблемной задаче, поставленной в начале урока: “Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?”. Во время ответов учащихся на доске выстраивается кластер:
«Почему народные восстания XVII века были обречены на поражение?»
Отсутствие программы и единой организации
Восставшие не имели четких целей.
Восставшие имели плохое вооружение
Стихийный характер
Усиление царского самодержавия
Разнородный состав восставших
Вывод: таким образом, усиление феодального гнета, закрепощение крестьян, попытки ликвидировать остатки казачьего самоуправления, вели к массовым народным выступлениям, которые были обречены на поражения, жестоко подавлены.
- С поставленной задачей вы справились?
-Получили ответ на проблемный вопрос?
( Резерв :приложение№1 )
6.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
Выберите стикер розового цвета ,если вы активно работали на уроке, справились с поставленным заданием. Вам было интересно и все понятно на уроке.
Выберите стикер синего цвета , если вы активно работали на уроке, но некоторые задания вызвали у вас затруднения. На уроке вам было интересно и понятно.
Выберите стикер зеленого цвета , если вы не проявляли инициативу на уроке. Многие задания вызвали у вас трудности в выполнении. На уроке вам было неинтересно и непонятно
Подведение итогов работы команд.
5.Домашнее задание § 22 составить кроссворд «Народные волнения17в».
.
Тема урока: «Народные восстания 17 века».
Соляной бунт.
Рабочий лист 1
Задание 1. Заполните таблицу, используя исторические документы, текст учебника п16 стр 110-113
План
1.Дата восстания.
2. Причины восстания.
3.Участники .
4.Ход восстания.
5.Итог восстания
Дата восстания. Причины восстания. Участники . Ход восстания. Итог восстания.
Тема урока: «Народные восстания 17 века».
Рабочий лист 2 «Медный бунт».
Задание 1. Заполните таблицу, используя исторические документы, текст учебника п22 стр 159 - 160
План
1.Дата восстания.
2. Причины восстания.
3.Участники .
4.Ход восстания.
5.Итог восстания
Дата восстания. Причины восстания. Участники . Ход восстания. Итог восстания.
Тема урока: «Народные восстания 17 века».
Рабочий лист 3 « Восстание под предводительством Степана Разина».
Задание 1. Заполните таблицу, используя исторические документы, текст учебника п22 стр 160-- 165
План
1.Дата восстания.
2. Причины восстания.
3.Участники .
4.Ход восстания: 1этап - « Поход за зипунами» 2 этап -
5.Итог восстания
Дата восстания. Причины восстания. Участники . Ход восстания. Итог восстания.
1 этап»Поход за зипунами»
2 этап Дайте определение что такое «Прелесные письма» -
Оценочный лист
Ф.И Оценка за работу на уроке
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Закрепление изученного материала. Чтобы закрепить новый материал выполните тестовые задание на рабочем листе
1. Что было причиной народных выступлений XVII в.?
1) усиление закрепощения крестьянства
2) увеличение числа приказов
3) снижение роли Боярской думы
2. Кто в середине XVII в. выдвигал требование снизить налоги?
1)дворяне
2) священники
3) крестьяне, посадские люди
3.Установите верное соответствие
1) Медный бунт — а)1668 г.
2) Соляной бунт — б)1670-1671 г.
4) восстание Степана Разина — в) 1648 г.
4. Главной целью восставших было
1) дать свободу «черным людям»
2) бесплатная раздача соли
3) повысить налоги
Оцените свою работу на уроке на рабочем листе.
5.Задание на дом: § 22 выучить даты.. Задание на выбор поготовить синквейн «Степан Разин» или кроссворд «Народные волнения в 1660-1679годы»
6Рефлексия д.з.
В царствование Алексея Михайловича произошло ряд народных выступлений. Это медный (1648 г.) и соляной (1662 г.) бунты, серия городских восстаний 1650–1652 гг. Приведите синонимы к слову «бунт» (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске) Правление А.М. Романова современники называют? «бунташный век» .Почему?
Сегодня мы рассмотрим крупное восстание под руководством Степана Разина (1670–1671 гг.).Когда мы рассматриваем любое историческое событие на какие вопросы мы отвечаем?
Что произошло? Где произошло? Когда? Почему? Последствия? мы можем сформулировать план по которому будем работать (задачи которые следует решить в течении урока). Задачи урока будем решать работая в группах с историческими документами, заполняя рабочий лист.
План урока
Участники восстания
Территория охваченная восстанием
Хронологические рамки
Причины
Требования восставших
Итог
Вспомним итог восстаний 1648г - соляной бунт
По Уложению 1649 г., крестьяне окончательно прикреплялись к земле, установлена наследственность крепостного состояния , была отменена исковая давность и урочные лета. Феодалам было предоставлено право распоряжаться имуществом крепостного. Государство и землевладельцы пошли на взаимные уступки, в результате которых проиграли только крестьяне. Помещики обрели безмерную власть над крестьянами. Уложение 1649 г. запрещало свободное перемещение всего податного населения. Этот запрет распространялся и на посадских людей, и на черносошных крестьян.
и 1662 – медный бунт
Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. (
Кто же принял участие в Медном бунте? (посадские люди, стрельцы, рейтары
Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Чем же они закончились?
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
Положение народа не улучшилось. Как они могли сопротивляться создавшемуся положению. Многие бежали бежали на юг. Что там происходило? Беглые крестьяне и посадские находили на Дону у казаков надежное пристанище. Здесь действовало правило: 2 СДону выдачи нет» Казаки занимались охотой и рыбным промыслом. Они хорошо знали военное дело, владели оружием . Казачьи отряды вызывали тревогу у в Москве. (Почему? К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.) ). Царь пытался привлечь казаков на службу. За охрану южных рубежей России казакам платили жалование. Но основной источник дохода для них это грабительские походы совершали походы на Волгу и Каспий, грабили торговые суда ; на южных соседей. - стр128-129 карта это крымцы и турки. Такие походы назывались у казаков походами «за зипунами» В казачьем войске существоало самоуправление . Руководили атаманы, которых выбирали.
Задание 1обратитесь к документу и ответьте на вопрос что такое казачья голыдьба? (беднота – казачья голыдьба,) Кто такие домовитые казаки? Сделайте запись в рабочем листе . ( зажиточные– домовитые казаки к ним принадлежал Степан Разин.
Задание 2 пользуясь документом прил 2 составьте краткую биографию Степана Разина (сообщение отвечающего)
Задание 3 работаем в группах по плану урока : заполняем рабочий лист
Участники восстания (Крепостные крестьяне, бурлаки, служилые люди по прибору, представители низшего духовенства, «вольные люди».)
Территория охваченная восстанием - Какую территорию охватило восстание? (показ на карте) (Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды, Слободскую Украину, Дон.)
Хронологические рамки 1670- 1671гг
Причины
Требования восставших «прелестные письма»?
Итог
Восстания не принесли крестьянам облегчения их положения, напротив, помещики продолжали увеличивать повинности в свою пользу. Тем не менее, крестьянская война под предводительством Степана Разина оставила заметный след в истории России. Главными причинами народных выступлений были:
– закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
– усиление налогового гнета;
– ограничение казачьей вольности.
Все это объясняло участие в выступлениях против власти представителей крестьянства, казачества, городских низов и стрельцов. Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к социальной борьбе, которая характеризует XVII век как «бунташный».
Закрепление изученного материала. Чтобы закрепить новый материал выполните тестовые задание на рабочем листе
1. Что было причиной народных выступлений XVII в.?
1) усиление закрепощения крестьянства
2) увеличение числа приказов
3) снижение роли Боярской думы
2. Кто в середине XVII в. выдвигал требование снизить налоги?
1)дворяне
2) священники
3) крестьяне, посадские люди
3.Установите верное соответствие
1) Медный бунт — а)1668 г.
2) Соляной бунт — б)1670-1671 г.
4) восстание Степана Разина — в) 1648 г.
4. Главной целью восставших было
1) дать свободу «черным людям»
2) бесплатная раздача соли
3) повысить налоги
Оцените свою работу на уроке на рабочем листе.
5.Задание на дом: § 22 выучить даты.. Задание на выбор поготовить синквейн «Степан Разин» или кроссворд «Народные волнения в 1660-1679годы»