Учебное занятие по риторике Сказка ложь да в ней намек
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»
муниципального образования г. Братска
Учебное занятие
по школьной риторике
«Сказка ложь, да в ней намек»
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ № 31»
им. А.П. Жданова
Шилина О.В.
г. Братск, 2014г.
Занятие школьной риторики по теме: «Сказка ложь, да в ней намек»
Цель: активизация имеющихся у детей знаний о сказках.
Задачи:
Обучающие: закрепить понятия: народная и литературная сказка, сказочные зачин и концовка; продолжить формировать у учащихся умение определять виды сказок; привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
Развивающие: продолжить развивать мышление и речь учащихся;
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к народным и литературным сказкам.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
К нам прилетела птица счастья, сегодня она будет нас сопровождать во время путешествия.
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
2. Вступительное слово учителя
Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие: мы отправимся в путешествие по стране сказок. Если в вас горит огонь сказочного путешественника- исследователя и живет желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны. Мы побываем в сказочной стране.
Такой страны нет на карте, но попасть туда может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных удачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения.
Наше путешествие будет проходить по загадочным островам, вы их видите на карте.
У нас сегодня 3 команды 5 б, 5в, 5г класс, , после выполнения задания на каждой станции вам предстоит выбирать одного представителя, который будет озвучивать ваше решение. Вы должны помнить о культуре поведения. Вы знаете, что необходимо уважать мнение каждого участника нашей игры, нельзя перебивать друг друга, громко кричать и критиковать ответы других. За нарушение дисциплины будут сниматься баллы.Итак, мы начинаем.
Представьте, что при помощи волшебной палочки вы оказались в сказочной стране.
Раз-два-три, в сказочную страну, палочка, неси!
Путешествие по островам:
1 остров «СКАЗОЧНЫЕ ЗАЧИНЫ»
Любая сказка имеет свое начало. Как оно называется в теории литературы? (Зачин)
1 ОСТРОВ, который мы посетим, называется «Сказочные зачины».
Предлагаю вам вспомнить сказочные зачины.
За каждый зачин вы получите один балл. На выполнение этого задание – 2 мин.(«В некотором царстве, в некотором государстве..»,
«В стародавние годы в неком государстве, в не в нашем государстве»,
«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был».
«За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был»
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
«Жили-были»
«В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве»
«В тридесятом царстве, небывалом государстве)Молодцы. Теперь мы отправляемся в путь, и следующий остров будет посвящен сказкам, с которыми каждый человек встречается в детские годы.
Ведущий:
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово СКАЗКА?
(Радость, восторг, волшебство, ложь, выдумка, неправда, учит жизни)
Молодцы, продолжаем.
Раз-два-три, палочка, дальше нас неси.
Остров «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
Итак, мы на острове «Русские народные сказки». Я уверена, что вы знаете очень много русских народных сказок. Вспомните, какие виды сказок существуют?
За правильный ответ команда получает 1 балл. Правильно, есть волшебные, бытовые и сказки о животных.
1 задание: Собери пословицу:
1 группа: Сказка- складка, а песня-быль
2 группа: Сказка складом, песня ладом красна.
3 группа: Из сказки слово не выкидывается.
2 задание «Викторина».
Ответьте на вопросы, по очереди. Каждая команда ответит на 6 вопросов.
1.Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»?(испечь каравай хлеба)
2. Что обозначают слова «кручиниться», «тужить»? (печалиться)
3. В чем на пир приехала Василиса Премудрая?(в коробчонке)
4. Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича?(сжег лягушечью кожу)
5. На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея?(дуб)
6. К какому виду сказок относитсят сказка «Царевна –лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»? (волшебные)
7. Что бросили братья в пасть старой змеихе? (по пуду соли)
8. Что всегда ценится в сказках всех народов мира? Ум.
9.Что в сказках, всегда побеждает зло? Добро.
10.Какими словами начинаются русские народные сказки?: «Жили-были...» «В некотором царстве, в некотором государстве...».
11.Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? Батюшка.
12.Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Пир.
13.Какое самое популярное число в русских народных сказках? Три.
14.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? В сказке «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо».
15. С помощью какого предмета можно убить самого страшного героя русских сказок? Ответ: Игла.
16.Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»? Вода.
17. Какой страшный предмет, надетый на палку, дала Василисе в качестве источника света Баба Яга? Череп.
18. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)
Молодцы, вы хорошо знаете русские народные сказки, а теперь мы приближаемся к острову «Волшебный сундучок», на которой мы проверим ваши знания.
Раз-два-три, палочка к волшебству нас неси.
Остров «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Ни одна волшебная сказка не обходится без волшебных предметов, которые помогают героям.Сейчас вы будете вынимать 1 предмет из волшебного сундучка. Вам надо отгадать, что за волшебный предмет перед вами, для чего он нужен, где и кем он использовался, из какой он сказки.За правильный ответ – 4 балла, если все названо.
Яблоко (Сказка А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Яйцо («Царевна – лягушка», русская народная)
Игла («Царевна – лягушка», русская народная)
Хлеб («Теплый хлеб», К.Г.Паустовский)
Веретено («Спящая царевна» В.Жуковский)
Рубль (серебро) ( «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)
Колечко ( «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)
Мука («Теплый хлеб», К.Г.Паустовский)
Подснежник ( «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)
Молодцы, а теперь вы снова отправляемся в путь и следующий остров, которую мы посетим, называется «Литературные сказки».
Раз-два-три, палочка, к литературе нас неси.
ОСТРОВ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»
Кроме народных, есть еще и литературные сказки. Ребята, а чем отличаются эти сказки? (у литературных сказок есть автор, а народные создал народ, конкретного автора назвать нельзя). Каких авторов литературных сказок вы можете назвать?
(А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Г.Х. Андерсен, А.К. Толстой и др.)Сейчас вам надо вспомнить содержание литературных сказок, которые вы читали в классе и самостоятельно.
Каждой команде по очереди будет предложено несколько вопросов с вариантами ответов, если команда дает неправильный ответ, то у соперников есть возможность заработать балл для своей команды. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл.
1 задание «Литературные сказки»
1.Кем на самом деле была Чернушка?
Министром
Учителем
кухаркой
2. Какая из этих сказок не принадлежит перу А.С.Пушкина?
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Конёк-горбунок»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
3. Какую сказку написал В.А. Жуковский?
«Маленький Мук»
«Спящая царевна»
«Волшебное кольцо»
4. Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане»?
«Во поле береза стояла»
«Калинка-малинка»
«Во саду ли, в огороде»
5. Какое прозвище было у Фильки?
«Ну, тебя»
«Иди, ты»
«Филин»
6. Как помирился Филька с конём?
свежего тёплого хлеба с солью принёс
просил прощения
напоил ключевой водой
7. Как решил искупить вину Филька?
собрал ребят лёд изрубить и воду открыть
таскал воду на мельницу
помогал бабушке печь хлеб
8. Как звали царя в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
ГВИДОН
АЛЕКСЕЙ
МАТВЕЙ
9. Что сгубило царевну в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
отравленный напиток
отравленная игла
отравленное яблоко
10. Как звали королевича в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»?
Гвидон
Елисей
Иван
11.Кто предсказал царице рождение дочери?
Рак
Сом
Щука
12. Сколько должен продлиться сон в царстве в сказке «Спящая царевна»?
100 лет
200 лет
300 лет
13. Назовите одну волшебную вещь из приданого новой жены царя?
Сундук
Зеркальце
Ковер
14. Кто явился волшебным помощником царевны и её защитником?
Корова Буренка
Чернушка
пёс Соколко
15. Куда положили они тело царевны?
в хрустальный гроб
в могилу
в покрывало
2 задание: «Литературоведческие термины» (Сказка, постоянные эпитеты, зачин, присказка, концовка).
СКАЗКА – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантасических событиях и приключениях.
Постоянные эпитеты – красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода», «добрый молодец»
Зачин – начало сказки, он бывает различным(коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке. Например: «Жили-были..»
Присказка – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается обычно словами: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди».
Концовка - после того «они жили долго и счастливо», «стали жить поживать и добра называть, «и я там был, мед -пиво пил»–последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но еще чаще и обращение к слушателю.
За каждый правильный ответ 1 балл. Молодцы!
Летим дальше.
Раз-два-три, палочка к сочинительству нас неси.
Остров «Лучший сказочник»
1 задание - Сочините сказку.
Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку.
Сказка про ________________ .
Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было _________________ , как вдруг _______________ из-за ________________ выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на ________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного ___________________ , и он отправился домой.
Проверка задания, оценивание ответов команд.
2 задание: отгадай сказку по иллюстрации: слайды
Раз-два-три, палочка, к завершению нас неси.
Остров «СКАЗОЧНЫЕ КОНЦОВКИ»
Последняя станция, которую мы посетим, посвящена окончанию сказок. Как оно называется в теории литературы? (Концовка) Предлагаю вам вспомнить сказочные концовки. За каждую концовку вы получите один балл. На
выполнение этого задание – 2 мин.(«На том пиру и я был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»,«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи»,«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец»,«Погостили они, попировали и поехали в свое царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать»)
Подводим итоги, считаем свои баллы, жетоны-яблоки. Выявляем победителя.
4. Подведение итогов
Наше путешествие в мир сказок подошло к концу.
Сегодня мы с вами вспомнили русские народные и литературные сказки, сказочные зачины и концовки.Что вам еще запомнилось из нашего путешествия?Итак, подведем итоги: на доске вы видите результаты нашей игры.
Выиграла команда, второе место у команды, третье – ..
Награждение.
Наше путешествие в страну Сказок закончилось, но я не думаю, что огонь путешественников-исследователей угаснет в вас.
Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Сказок.
Она ждет нас всегда, мои друзья! На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в город, который называется СКАЗКА, в которой добро всегда побеждает зло.
Всю игру по дороге нас сопровождала птица счастья, она летит на свой остров Лукоморье, на котором растет красивый большой дуб, по которому ходит ученый кот Баюн,
рассказывает сказки, налево пойдет в страну ЗЛА попадет, а направо пойдет ДОБРО принесет.
Так вот и Птица Счастья всегда несет только добро.
И у вас на столах лежат птицы счастья, а куда они полетят, решать Вам.
Что вы выбираете ДОБРО или ЗЛО?
Туда и прикрепите своих птиц, которые приносят счастье.
Чтобы сказки не обидеть – Надо их почаще видеть. Их читать и рисовать, Их любить и в них играть! Сказки всех отучат злиться, А научат веселиться, Быть добрее и скромнее, Терпеливее, мудрее, Пети, Саши, Тани, Леши, Кати, Вани. И другие ребятишки, Кто читать умеет книжки, Сказки чаще “проверяйте”, Ежедневно их читайте.
До новых встреч, дорогие друзья!
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»
муниципального образования г. Братска
Учебное занятие
по школьной риторике
«Сказка ложь, да в ней намек»
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ № 31»
им. А.П. Жданова
Шилина О.В.
г. Братск, 2014г.
Рисунок 10Рисунок 7Рисунок 1915