Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
(образовательная область
«Обществознание и естествознание»)
для 4 Г класса
на 2015 – 2016 учебный год
(программа разработана на основе ФГОС второго поколения (2009), примерной основной образовательной программы начального общего образования (2011) и авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова (2013) УМК «Начальная школа XXI века»)
Составитель:
Клочкова Л. П.,
учитель начальных классов.
Новоалтайск, 2015
Содержание стр.
1.Пояснительная записка 3-4
2. Планируемые результаты 4-5
3.Содержание учебного курса 5-6
4.Календарно-тематическое планирование 6-11
5.Учебно - методическое обеспечение 11 -12
6. Лист внесения изменений и дополнений 12
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» (предметная область «Естествознание») разработана для 4 класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
Статья 32 пункт 7 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»
Закона РФ « Об образовании» (1996).
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011.
Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Базисный учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» от 23.05.2013 .
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол№180 от 27.05.2013 .
Авторская программа «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. (Сборник программ по системе учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2012г.).
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Данный курс носи интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями. Интегрированный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В авторскую программу изменения не внесены. 3 резервных часа направлены на организацию контроля.
Согласно учебному плану ОУ, на изучение предмета отводится 34 учебных недели, 68 часов. На основании вышеизложенного, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской отсутствуют.
Сроки реализации программы 1 год.
9 учебных недель первой четверти (18 часов);
7 учебных недель второй четверти (14 часов);
11 учебных недель третьей четверти (22 часа);
7 учебных недель четвёртой четверти (14 часов);
Всего – 68 часов в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
2.Планируемые результаты
Личностные результаты:
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
-высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
-формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
-воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира
( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
- способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
-владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;
-владение рассуждением, описанием, повествованием.
-овладение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
3. Содержание курса
1.Человек— живое существо (организм) 16 ч
Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система. Пищеварительная система. Дыхательная система.
Кровеносная система. Её органы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения).
Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
2 .Твоё здоровье 12ч.
Знание своего организма. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
3.Человек — часть природы 2ч.
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Условия роста и развития ребёнка.
4.Человек среди людей 5ч.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
5.Родная страна: от края до края 10 ч.
Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи.
6.Человек-творец культурных ценностей 12ч.
Что такое культура. Ценности культуры.
Первые школы на Руси. Искусство России в разные времена (исторические эпохи).
Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.
Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов. Искусство России XX века
7.Человек-защитник своего Отечества 5ч.
Человек — воин. Героические страницы истории. Борьба славян с половцами. Отечественная война 1812 г. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
8.Гражданин и государство.3ч.Россия— наша Родина. Русский язык- государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Резервное время 3 часа распределено учителем на контрольные уроки.
№ п/п Виды контроля Периоды проведения
1 Проверка знаний (тест) по теме «Человек-живое существо» Урок 17, 9 неделя
2 Контрольная работа по теме «Родная страна: от края до края» Урок 47, 24 неделя
3 Комплексная контрольная работа. Урок 68, 34 неделя
Календарно – тематическое планирование
Период
(неделя) № п/п Тема Кол.час. Характеристика деятельности учащихся
Человек-живое существо (организм) 17 часов
1
(1 чет
верть) 1
Организм человека. Нервная система 2 Характеризовать функции разных
систем органов. Конструирование
ситуаций, раскрывающих правила
охраны здоровья. Характеристика
правил поведения во время болезни.
Сравнение: организм человека и животного . Построение предложений, составление плана пересказа,
пересказ, «чтение» схем-рисунков.
Выделение признаков различия, анализ,
наблюдение, презентация ответа, совместная деятельность. Чтение и
обсуждение текста, опыт-измерение давления.
Работа в парах. Учебный
диалог, наблюдение: работа с
микроскопом, самоконтроль, самооценка своего участия в диалоге. Опыт,
самооценка эмоциональных реакций на
житейские ситуации.
Самоконтроль
выполнения учебных задач.
2 2 3 Двигательная система организма человека 1 4 Пищеварительная система 2 3 5 6 Дыхательная система 1 4 7 Кровеносная система 1 8 Как организм удаляет ненужные ему вещества 1 5 9 Кожа 1 10 Как человек воспринимает окружающий мир 4 6 11 12 7 13 14 Мир чувств 8 15 Внимание 16 Память 9 17 Проверка знаний (тест)
резерв Самостоятельное выполнение заданий. Контроль за собственными действиями, проверка полноты выполнения заданий
Твоё здоровье (12ч)
18 Режим дня 2 Высказывание предположений и
оценивание физического развития.
Составление режима дня. Работа в
парах.
Составление таблицы «Продукты
питания».
Правила закаливания, работа
с фотографиями. Правила здорового
образа жизни. Составление плана
поведения при пожаре.
Практическая
работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление
памятки «Признаки ядовитых
растений»
Самооценка жизненных
ситуаций.
Контроль выполнения учебных задач.
10
(2 чет
верть) 19 20 Правила закаливания 1 11 21 Можно ли снять усталость? 1 22 Поговорим о вредных привычках 2 12 23 24 Когда дом становится опасным 2 13 25 26 Улица полна неожиданнос
тей 2 14 27 28 Если случилась беда 2 15 29 Человек — часть природы 2ч.
30 Чем человек отличается от животного? 1 Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»
16 31 От рождения до старости 1 Человек среди людей - 5ч.
32 Поговорим о доброте 1 Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении.
Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах.
Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей.
17
январь 33 Что такое справедливость 1 34 О смелости 1 18
35 Умеешь ли ты общаться? 2 36 19 Родная страна: от края до края 11 часов
37 Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра
1 Характеристика основных природных
зон России.
Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон.
Работа с картой: выполнение учебных задач.
Различение: кремлёвские города и их
достопримечательности.
Личностная позиция: уважение к
народам других стран и людям разных
национальностей
Самостоятельное выполнение заданий. Контроль за собственными действиями, проверка полноты выполнения заданий
38 Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. 1 20 39 Природные зоны России. Степи и пустыни 1 40 Почвы России 1 21 41 Рельеф России 2 42 22 43 Как возникали и строились города. 1 44 Россия и её соседи. Япония 1 23 45 Россия и её соседи. Китай. 1 46 Россия и её соседи. Королевство Дания 1 24 47
резерв Контрольная работа по теме «Родная страна: от края до края» 1 Человек — творец культурных ценностей - 12часов
48 Что такое культура 1 Соотнесение произведения искусства с
его автором.
Называние имён
выдающихся деятелей литературы и
искусства разных исторических эпох и их
произведений.
Личностная позиция: интерес и уважение к произведениям искусства
Рассказ-описание ответов.
Работа в группах.
Идентификация себя с культурой родного народа.
25 49 Из истории письменности 1 50 О первых школах и книгах 2 26 51 52 Чему и как учились при Петре 1 1 27 53 Русское искусство до 18 века 2 54 28 55 Искусство России 18 века 2 56 29 57 Золотой век русской культуры 2 58 30 59 Искусство России 20 века 1 Человек — защитник своего Отечества 5ч.
60 Как Русь боролась с половцами. 2 Коммуникативная деятельность:
повествовательные рассказы на темы
«Войны в Древней Руси», «Великие
войны России». Установление
последовательности важнейших
исторических событий. Осознание долга человечества защищать своё Отечество, гордости за героическую историю России работа в группах по созданию летописи ВОВ
31 61 62 Отечественная война 1812 года 1 32 63 Великая Отечественная война. 2 64 33 Гражданин и государство 4 часа
65 Гражданин и государство 3 Характеристика прав и обязанностей гражданина России. Идентификация себя с принадлежностью к российскому государству, уважение к символике государства
66 34 67 68
Ре-
зерв Комплексная контрольная работа. 1 Самостоятельное выполнение заданий. Контроль собственных действий, проверка полноты выполнения заданий
5. Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
2. Окружающий мир: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
Учебно-методическая литература для учителя
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. (+CD). – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
Технические средства обучения:
Компьютер.
Проектор.
Цифровой фотоаппарат.
Видеокамера.
Диктофон.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс». (DVD)
WEB-ресурсы для реализации ФГОС
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://mon.gov.ru/pro/fgos/Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://standart.edu.ru/Портал "Начальная школа"http://nachalka.edu.ru/
Портал "Введение ФГОС НОО"http://nachalka.seminfo.ru/Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование. Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Сайт Инновационной образовательной сети "Эврика". Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС. Путеводитель по ресурсам ФГОС. УМК "Начальная школа ХХI века"
6. Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения