Выступление на методическом объединении по теме «Изучение личности воспитанника»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
«Изучение личности воспитанника»
Выступление
на методическом объединении
МБОУ ДОД ЦДТ
п.д.о. Нацвина Елена Владимировна
«Творчество – способ существования личности;только в творчестве осуществляется личность.»А.А. Никифоров
Что же такое личность? До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение займёт очень много времени и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Педагоги, психологи, врачи используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания.
Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн... Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.
Личность проявляется в отношениях к трём основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе. И эти отношения могут быть ценностными (позитивными), не ценностными (равнодушными) и анти ценностными (негативными). Однако, на мой взгляд, для полноценного изучения личностного роста ребёнка недостаточно этих трёх сфер бытия.
Каждый ребенок представляет собой неповторимую в своем своеобразии человеческую личность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, особенностям личной биографии, в процессе которой у него накапливается собственный опыт поведения и отношений с окружающими людьми, у этого ребенка формируются индивидуальные, только ему одному присущие особенности личности. Например, специфические в каждом отдельном случае соотношения между возможностями и потребностями ребенка, особенности его эмоциональной сферы, свойственные ему черты характера, а также то особое сочетание всех сторон личности ребенка, которое и создает его индивидуальный облик и делает его непохожим ни на кого из других детей.
Чтобы проводить воспитательную работу, мы педагоги должны хорошо знать своих воспитанников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Мы должны изучать самого ребёнка, его семью (членов семьи, социально-демографические условия, материальные и жилищно-бытовые условия, характер взаимоотношения родителей и других членов семьи с ребёнком) его окружение, группу в которой он занимается (статус, занимаемый им в группе, наличие близких друзей, его отношение к учёбе, к труду). В постановке целей воспитания мы должны соблюдать уважительное отношение к личности воспитанника. На мой взгляд, недоступно определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок ( некоторые дети не могут достичь этого стандарта, и не по своей вине, а в силу сложившихся семейных обстоятельств). Не стоит забывать о том, что сравнивать ребёнка нужно не с другим ребёнком, а с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные и негативные изменения, произошедшие с ним.
Как изучить воспитанников в группе? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики педагогам, это и наблюдение, и анкетирование, и тестирование, и беседа. Всё это используется нами, педагогами в большей или в меньшей степени, однако при выборе методики мы в первую очередь рассматриваем её простоту, не трудоёмкость и главное, чтобы она была интересной для детей и в тоже время надёжной. Приведу примеры наиболее приемлемых для меня методов диагностики.
Наблюдение – это самый доступный, на мой взгляд, метод, который даёт много сведений о воспитаннике. Ведь, в сущности, любые наши контакты с детьми дают возможность наблюдать. Однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описании фактов, случаев особенностей поведения воспитанников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, я стараюсь записывать свои наблюдения в ходе занятий или сразу после них. Я обращаю внимание на то, как ведут себя дети во время объяснения материала, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки своего рабочего места или на мероприятиях, проводимых в Центре творчества. Наблюдение даёт возможность видеть ученика в естественных условиях.
Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности воспитанников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Выбор анкеты непростое дело и требует от нас, педагогов определения перечня качеств или других сведений, которые мы хотим получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Этот метод хорош тем, что анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако здесь есть и отрицательные стороны, ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Беседа – более гибкий метод изучения воспитанников. Она может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определённой последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развёрнутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развёрнутые ответы. Например, мы задаём открытый вопрос: «Как обычно проходит твой вечер?», вместо закрытого «Любишь ли ты вязать?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения учащегося. Для достижения наиболее высоких результатов, следует не забывать о том, что мы хотим узнать о воспитаннике, как лучше спросить его об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринуждённо, внимательно, уважительно относиться к ребёнку любого возраста. Воспитанник должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.
Тест – стандартизованное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определённые свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на само описании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа, проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом он сам того не осознавая, рассказывает о себе.
Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять и педагог. К таким тестам относят: методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации. Эти тесты обнаруживают понимание воспитанником определённых ситуаций, отношения, оценку учебного заведения, себя, его моральные позиции. Полученные данные можно использовать для корректировки собственной работы, внесения изменений в учебно – воспитательный процесс.
Применяя на практике методы диагностики, я получаю целостное представление о различных сторонах развития личности учащегося, определяю задачи его развития по заданным параметрам, оцениваю сформированность конкретных качеств на определённом возрастном этапе развития личности воспитанника.
Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от нас педагогов большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.
Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.
15