Открытый урок по истории Казахстана тема: Массовое освоение целины: подвиг поколения, победы и неудачи
Теректинский колледж
«Утверждаю»
Директор
Теректинского колледжа: Юрьев А.В.
Подготовила: преподаватель Мацкевич О.И.
Подстепное - 2015 г.
«Массовое освоение целины: подвиг поколения, победы и неудачи»
Преподаватель ГККП «Теректинский колледж»,
Западно-Казахстанская область
Мацкевич О.И
«В годы освоения целины было совершено немало ошибок экологического и экономического характера, допущен ряд перегибов в национальных вопросах. Но бесспорно одно: плюсы и минусы целинной эпопей несопоставимы.
Самое главное политическое достояние нашей страны – межнациональный мир и общественное согласие, то один из истоков этого мира и согласия – Целина, славная страница в истории государства».
Н.А. Назарбаев.
Целина – это степь,
Превращённая в хлебное поле,
Степь, распахнутая,
Как ладонь материнской руки.
Олжас Сулейменов
Цель урока:
обучение – добиться понимания учащимися значения освоения целины и последствий этого;
развитие умений анализировать, выражать собственную позицию, навыков участия в дискуссии, умения работы с документами, материалами периодической печати;
воспитание интернационализма, чувства гордости за свою страну и народ.
Тип урока: применение знаний, умений, навыков.
Методы: словесный, интерактивный, исследовательский.
Оборудование: карта Казахстана, документы.
Вступительное слово преподавателя
Об освоении целины написано много статей, репортажей, книг.
Самая известная из них –книга Л.И. Брежнева «Целина». В далекие 70-е годы ее заставляли читать и изучать, что часто приводило к противоположному результату, хотя книга на самом деле была интересной. Ее реальный автор талантливый журналист – аграрник Александр Павлович Мурзин. Он не раз бывал на целине и основательно работал над книгой. Она начинается словами: «Будет хлеб – будет и песня». И действительно, люди жили в суровых условиях, работали, не жалея сил и пели прекрасные, душевные песни.
(песня «Едем мы, друзья, в дальние края»).
Прошло более 60 лет с начала освоения целинных и залежных земель, но споры о целесообразности, последствиях, значении целины не утихают до сих пор. Целина вызывает у людей противоречивую оценку и мнения. Сегодня мы попытаемся выяснить «плюсы» и «минусы» целины.
У нас на уроке будут работать три группы: эксперты, сторонники и противники целины. Вы, на основе документов и текста учебника, обсудите в группах вопросы о положительных и отрицательных последствиях освоения целины и выступите с презентацией от группы.
(работа учащихся с документами и учебником.)
Защита презентаций
Выводы.
Несмотря на все трудности, целина дала большой положительный эффект. Итогом освоения целины стало создание производства товарного зерна, что позволяет и сегодня Казахстану быть крупнейшим экспортером зерна в мире. А основа этого закладывалась в далеком 1954 году.
Вопросы дискуссии:
Можно ли было в 50-е годы по-другому решить проблему обеспечения страны зерном?
Как бы развивался Казахстан, если бы не было целины?
Подведение итогов урока:
Положительные стороны:
отмена хлебных карточек;
увеличение объема заготовок зерна;
зерно высокого качества (много клейковины), отличные хлебопекарные качества;
трудовой подвиг, энтузиазм;
15 новых городов, столица целины Целиноград;
подъем экономики Казахстана;
дружба и сопричастность общему делу
огромный вклад в развитие сельского хозяйства представителей многих народов.
Отрицательные стороны:
экстенсивный способ хозяйствования;
негативные экологические последствия: пыльные бури, эрозия почв;
нарушение демографического баланса;
уничтожение пастбищ, служивших кормовой базой скотоводства;
непростые испытания, выпавшие на долю первопроходцев;
непродуманность, расточительство (затраты на технику и стройматериалы);
использование дармовой рабочей силы (солдат, студентов);
перегибы в национальных вопросах – снижение роли казахского языка, обычаев и традиций, сокращение количества школ.
15