Урок Голоса весны.Прилет птиц

I. Организация урока.
Попевка: «Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок».
Проверка у учащихся наличия красок, фломастеров, тетрадей по музыке.
II. Вступительная часть (Слайд № 1).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Март»
Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад.
Ну, когда же, ну, когда же,
Гости наши прилетят.
Ну, когда же, звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
Беседа.
- О чем идет речь в стихотворении?
III. Формирование знаний и умений.
1.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами проведем урок, посвященный весне, прилету птиц. Прочитайте, как называется тема нашего урока.
(На доске тема урока «Голоса весны. Прилет птиц»)
2. Запись в тетрадях по музыке темы урока и проблемного вопроса: «Можем ли мы услышать живопись?»
3. Рассказ учителя.
- Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, все равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней и яркое теплое солнышко. А с приходом весны слетаются на родину пернатые перелетные птицы. В пути их настигают метели, непогода, долетают только самые сильные. Они рассаживаются на деревья, отдыхают. Давайте закроем глаза и послушаем. (Слайд № 2. Щебет птиц.)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Что представили?
- Птицы очень радуются встрече с весной, с родной землей, теплу, солнышку.
- Какие птицы прилетают к нам из теплых краев первыми?
- Давайте вспомним, какой художник изобразил картину про этих птиц. Как она называется? (Слайд № 3. Картина Саврасова А.К. «Грачи прилетели»)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4. Беседа по картине.
- Что видим на переднем плане?
- Какое время года изображено на картине?
- Какими красками художник передал весну и птиц?
- Какое настроение вызывает картина?
- Какие еще птицы прилетают к нам из теплых стран?
5. Рассказ учителя о русских традициях. (Слайд № 4)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Каждый народ по-своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай «Весну закликать». Что же это за обычай? В конце марта – 22 числа, отмечается на Руси праздник встречи весны. По народным наблюдениям с этого числа начинаются утренники – утренние заморозки, которые продолжаются 40 дней. 22 марта день с ночью равняется. Народная поговорка гласит, что в этот день 40 пичуг на Русь пробираются. Поэтому к празднику исстари пекли из теста «жаворонки», чтобы они весну кликали. (Слайд № 5)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- С раннего утра их продавали на торгах, около церквей, и все выходили кликать весну. Этот обычай пришел из Древнего Рима. (Слайд № 6)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- В это время все пели заклички. Давайте и мы с вами послушаем некоторые из них. (Звучат заклички в исполнении фольклорного ансамбля «Ой, кулики-жаворонушки» и «Весна, где далеко была?»)
- Ребята, а сейчас мы поем такие песенки?
- На сегодняшнем уроке мы послушаем песню о весенних птицах, которая называется «Скворцы прилетели». (Звучит песня «Скворцы прилетели) (Слайд № 7)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
6. Беседа по содержанию песни.
- Ребята, какое настроение вызвала музыка?
- На каких инструментах исполнялась музыка?
- Что представляли во время слушания?
- Какой темп музыки?
7. Просмотр слайдов с изображением птиц.
- А теперь давайте, ребята, мы с вами посмотрим на изображение птиц и вспомним, как выглядят птицы, которых мы будем рисовать на сегодняшнем уроке, и послушаем одну из них. (Слайды №№ 8-15)

13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Звучит трель жаворонка, а затем «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
8. Практическая работа учащихся.
Учащиеся завершают работу, начатую на предыдущем уроке. Учащиеся рисуют птиц в цвете. Во время работы звучит музыка русских композиторов.
9. Просмотр готовых работ.
Учащиеся выходят к доске с выполненными рисунками птиц, предварительно вырезанными. Дети читают стихи о птицах, которые они нарисовали.
Чей на дереве домишко
Строил я и мой братишка?
Дверь – кружочек, нет окна,
В доме пусто, тишина
Собрались мы у крыльца,
Ждем веселого жильца.
Прилетел он, наконец –
С песней звонкою скворец.

Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке,
Ку-ку, - напевает кукушка
В зеленом лесном далеке.

Треплет ветер за окном
Дерево без листьев.
Воробей сидит на нем,
Перышки почистив.
Погляжу на воробья –
Весело качается!
Понимаем он и я,
Что зима кончается.

Очень ловко ловят мух
Наши мухоловки.
Лишь мелькают тут и там
Серые головки.

Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние.
И он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и пролет
Вошли в стихотворения.

А щегол – настоящий «щеголь».
Оперенье просто диво,
Все подобрано красиво.
Где он только пролетит
Всякий вслед ему глядит.

Лишь утро в саду настает,
Еще не проснувшись, я слышу,
На ветке, то громче, то тише,
Без удержу зяблик поет.

IV. Итог урока.
-Молодцы, ребята! Хорошо потрудились на сегодняшнем уроке, нарисовали замечательных птиц. Всех этих птиц можно будет увидеть во время весенних и летних каникул.
- Ребята, удалось ли нам услышать на уроке живопись? В каких произведениях мы это слышали? (Слайд № 16)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415











МОУ Копанищенская ООШ



Интегрированный урок музыки и ИЗО



Тема урока музыки:
«Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока ИЗО:
«Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Изображение птиц».

Цели урока:
учить слушать и анализировать музыку;
формировать умения в изображении птиц;
воспитывать любовь к природе, музыке;
показать взаимосвязь видов искусств: ИЗО и музыки.

Оборудование:
картина А.Саврасова «Грачи прилетели», портрет П.И.Чайковского, аудиозапись музыкальных произведений, презентация «Весна. Прилет птиц».

Урок провели:
Москалева Л.А. – учитель ИЗО
Буханцева С.Г. – учитель музыки

2010 год
15