Урок русского языка по теме «Безударные гласные в каорне слова» 3 класс. УМК «Планета знаний»
Безударные гласные в корне слова.
3-й класс
Сеченых Елена Владимировна, учитель начальных классов
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
Учить распознавать на слух безударные гласные.
Развивающие:
Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
Способствовать обогащению словаря и письменной речи.
Воспитательная:
Прививать интерес и любовь к русскому слову.
Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
ТИП УРОКА: урок обобщения знаний.
Форма проведения урока: комбинированный.
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3класса, автор Л.Я. Желтовская, листок настроения, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд)
1. – Сейчас урок русского языка. Прошу всех встать, улыбнитесь друг другу. Улыбка- это залог хорошего настроения. Поприветствуйте улыбкой гостей. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца, радости. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Так человек творит в себе Солнце, то есть добро.
Это сделали только что и вы.
– Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Тихонько сядьте.
Руки. На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
Возьмите листок настроения. (Слайд)
– Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите следующую цифру .
2. Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
II. Запись числа, классной работы.
– Давайте запишем время и место нашего путешествия.
29 ноября.
Классная работа.
– Ребята, а что такое КОРЕНЬ?
– Как вы думаете, почему он самый главный? (общая часть родственных слов)
– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?(заключено лексическое значение)
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.
III. Словарная работа (слайд )
1. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. (Слайд) А открыть их нам помогут ваши знания. Слова у нас на экране.
Прочитайте слова.
Что можно про них сказать.
Что это за слова? (слова из словаря, с непроверяемыми орфограммами) Слайд
С.ница, с.ловей, р.стение, сн.гирь, за.ц.
2. Запишем в тетрадь (поработаем). 1 ученик у доски. Комментирует.
3. Проверьте получившийся ряд букв: и, о, а, е, я (Слайд). Запишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку.
(Стр.13 упр.№10)
Золотое правило, которого следует придерживаться с самого начала: пишите разборчиво. Значительная часть всего, что написано неразборчиво во всём мире, написано просто слишком торопливо. Вы экономите время? Но имеете ли вы право достигать этой цели за счёт потери времени тех, кто будет читать ваши послания? ( Л. Кэрролл)
IV. Сообщение темы урока.
– Прочитайте еще раз буквы.
– Чем они интересны? ( В безударном положении требуют проверки.)
– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
– Назовите сами тему урока. (Безударные гласные в корне слова. ) Слайд
– Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. Ну, вот ворота и открылись, перед нами владения дедушки Корня.
Корень слова - главная , значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
Слайд
Домашний, дом, домбра, домино, домовой.
Спишите однокоренные слова. Выделите корень.
Какие слова выписали, какие лишние. Почему?
Допишите 2 родственных слова. Назовите их.
-Что такое корень?
-Как пишутся корни родственных слов?
-Поработаем над словами с комментированием.( Ударение, безударная гласная)
-Подчеркните проверочные слова, назовите проверяемые. Почему их надо проверять?
ВЫВОД:- Как проверить безударную гласную?
V. Актуализация знаний.
1. – Давайте повторим алгоритм написания безударной гласной в корне. (Слайд)
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подчеркни безударные гласные в корне.
Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
Обозначь орфограмму.
– Разберем по алгоритму словосочетание (слайд): пожелтели листья (разбор слов по алгоритму на доске).
2. Комментированное письмо.
– Составьте по картинке предложения, используя слова с безударными гласными в корне. Давайте запишем это предложение.(выделим изучаемую орфограмму)
Пожелтели листья на берёзах, покрыли землю золотым ковром.
– Молодцы, хорошо справились с заданием. Выделите изучаемую орфограмму. Какую орфограмму выделили?
ВЫВОД: -Что надо помнить о безударной гласной? (правило)
VI. Физминутка.
Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко!
А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу и укажет путь к дедушке Корню.
VII. Самостоятельная работа в парах.
– Теперь для вас следующее испытание. (Слайд). Перед вами две строчки слов. Первая строчка – для 1 варианта, 2 – для второго. Вставьте пропущенные буквы, переписав слова в тетрадь, помогая друг другу в парах:
Правила работы в парах- это правила дружной работы!
1.Не мешать друг другу.
2.Уметь слушать, выслушивать своего товарища.
1 вариант. Х.л.да, в.ч.рок, д.р.гой, ст.рик, с.л.вьиный.
2 вариант. З.л.той, д.ш.визна, в.л.сок, м.лыш, с.к.линый.
– А теперь сверим со слайдом.
Вывод: – Быстро, оперативно справились с работой. Что учились делать, выполняя это задание?
ВЫВОД: - Что надо помнить о безударной гласной? ( правило)
VIII. Дифференцированная работа.
А) – И вот, тропинка привела нас дальше. (Слайд ) Ребята, дедушка Корень приготовил для каждого из вас задания. Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради.
Карточка 1.
Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы.
Втрок – , гр..знуля. – , кл сок – .., гврит – .., уг..сает – .., сп..шит – ., млтилка – .., зленый –
Карточка 2.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши вместо точек подходящие по смыслу слова.
П.л.сатый ., б.р.датый ., г.л.вная ., заг.р.дный ., . в.ч.рок, к.л.сок, . г.л.сок, . д.р.вушка.
Карточка 3.
Найдите слово с безударной гласной в корне слова, в скобках напиши проверочное.
На лесных полянах показались золотые лисички.
Б) Самостоятельная работа.
В) Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.
По каждой карточке 1 ученик комментирует проверку задания.
IX. Выборочный диктант.
– Идём дальше. (Слайд ) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.
Какие ошибки вы здесь встретили?
Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.
Слайд « Волшебные ворота»
– Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
- Выделите самостоятельно орфограммы , над которыми мы работали.
После урока я проверю все работы и поставлю оценки.
– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?
– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?
X. Итог урока. Слайд «Корень»
– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.
-В каком значении могут употреблять слово « корень»?
“О корне” подготовленные ученики: (слайд)
– Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово “корень”.
– Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”
– О серьёзных ошибках – “это в корне неправильно”
– Если что-то надо основательно переделать, говорят о “коренной переработке, коренной перестройке”
– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!
– А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе?
(Слайд)
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,А в письме какая буква?Здесь поможет нам наука:Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.
XI. Домашнее задание.
С. 107 №3 словарь 5
XII. Рефлексия.
1.Итог урока
– Ребята, покажем наше настроение снова. (слайд) Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно? Я рада, если вам стало весело. У меня тоже хорошее настроение, благодаря вашей замечательной работе.
-Как вы думаете, урок прошёл успешно?
- Какую орфограмму повторили? Что надо помнить о безударной гласной в корне слова?
- Кто может сказать, что всё понял и запомнил надолго?
Закончите предложение.
Я сегодня запомнил (а) - Я научился (лась) - Я себя могу похвалить за - Мне надо поработать над- .
2.Синквейн
- Я приготовила для вас ещё одно задание. Составим синквейн. Что это такое? ( слайд)
Тема синквейна - слова орфограмма и корень.
Будем работать в группах. Кто затрудняется, может использовать памятку.
Последующая проверка.
3.Оценка работы.
В каждой паре есть «листок оценки». Поставьте оценку себе и сидящему рядом.
4.Урок окончен. Спасибо за работу!
Рисунок 2lђЗаголовок 1lђЗаголовок 315