Педагогический совет Одаренность: понятие, признаки, виды, методы работы.


подготовил:педагог-психологМБОУ «Лесновская средняя школа»Романенко О.А. Выступление на педагогическом совете по теме «Одаренность: понятие, признаки, виды, методы работы». Цель: раскрыть понятие  одарённости; ознакомить с признаками одаренности; ознакомить с видами одаренности; рассмотреть методы работы с одаренными детьми; - рассмотреть критерии для классификации одарённости;Задачи:познакомить с формами проявлений одарённости в школьном возрасте Государственные программы, направленные на развитие системы поддержки одарённых детей: Национальная образовательная инициатива (Президента РФ) «Наша новая школа». Федеральный государственный стандарт начального образования второго поколения.3. Федеральная целевая программа «Дети России»,«Рабочая концепция одарённости». Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённые дети – дети, которые делают всё немного раньше, немного лучше, немного быстрее и не так, как большинство других детей, а также демонстрируют высокий уровень способностей в одной или нескольких областях.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.Условия развития одаренности Критерии выделения видов одаренностиВид деятельностиСтепень сформированности одаренностиФорма проявления одаренностиШирота проявлений в различных видах деятельностипрактическаяактуальная одаренностьявная одаренностьпознавательнаяпотенциальная одаренностьскрытая одаренностьобщаяодаренностьспециальная одаренностьхудожественно-эстетическаякоммуникативнаядуховно-ценностнаяОсобенности возрастного развитияранняяодаренностьпоздняя одаренность Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.Критерии выявления одаренности: активность, динамичность интеллектуальной деятельности;наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;систематическое самообразование;креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);темпераментные особенности;активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности). Признаки одарённости и черты характера одарённых детей в интеллектуальной сфере (общая одарённость)Высокая познавательная активность, включающая в себя: способность наблюдать за несколькими процессами одновременно, прослеживать сложные причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, рационально работать с различной информацией, используя накопленный опыт и знания. Любознательность. Великолепная память.Высокий уровень развития речи. Раннее начало формирования абстрактного мышления, дети обладают высокой способностью к классификации и систематизации. Им свойственна чрезвычайно развитая интуиция. Признаки лидерской одарённости и черты характера одарённых детейЛегко приспосабливаются к новым жизненным ситуациям.Способны непринуждённо общаться с другими детьми и взрослыми, в окружении посторонних людей сохраняют уверенность в себе. Они точно улавливают причины поступков других людей, мотивы их поведения; хорошо понимают недосказанное. В общении со сверстниками проявляют инициативу, обладают даром убеждения, способны внушать свои идеи окружающим.Имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей. {69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Возможные формы поведения одаренных детейВероятные причины и возможные объясненияНеприязнь к школе.Учебная программа не позволяет одаренному ребенку реализовать его возможности, не соответствует особенностям его мышления и восприятия, скучна, неинтересна и т.п.Изоляция, уход в себя.Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлечены их сверстники.Конфликтность.Дети, обладающие высокими способностями, отвергают стандартные необоснованные и бессмысленные требования, которые не согласуются с их интересами. Они не склонны к конформизму (следованию за мнением группы).Погружение в сложные философские проблемы.Для одаренных детей характерен интерес к мировоззренческим и сложным, глобальным проблемам и явлениям как: религиозные верования, смерть, вселенная, жизнь во вселенной и т.п.Склонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми.Среди детей, которые старше их по возрасту, им трудно бывает стать лидером и развить лидерские качества, так как они уступают им в социальном и физическом развитии. Хотя опережают в познавательном.Стремление к совершенству.Они настойчиво и упорно переделывают, совершенствуют окружающую среду, объекты окружающего мира, себя и других, не останавливаясь на достигнутом результате. {69C7853C-536D-4A76-A0AE-DD22124D55A5}Переживание неудовлетворенностиКритическое отношение к своим достижениям может привести к ощущению собственной неадекватности и снижению самооценки. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит их к высоким достижениям.Выбор нереалистических целейОдаренные люди часто ставят пред собой завышенные цели. Не имея возможности их реализовать, они переживают разочарование.Повышенная чувствительность и уязвимостьПовышенная уязвимость связана с тем, что слова и невербальные сигналы могут восприниматься этими одаренными детьми как неприятие себя окружающими.Внешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети могут монополизировать внимание взрослых, учителей, родителей и др. Это вызывает раздражение окружающих, создает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает такая жажда внимания.Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым.Одаренные дети могут с нетерпимостью и пренебрежением относиться к другим детям, не имеющим такого высокого интеллектуального развития. Они могут отталкивать окружающих своими саркастическими замечаниями, выражающими нетерпение и презрение. Проблемы одаренных детей: Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе.Игровые интересы.Конформность (отрицание стандартных требований).Погружение в философские проблемы.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.Стремление к совершенству.Ощущение неудовлетворенности.Нереалистические цели.Сверхчувствительность.Потребность во внимании взрослых.Нетерпимость.Низкая продолжительность сна. «Плата за талант»Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачиРазвитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи .Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.


Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихсяУскорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения(школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.)Обогащение обучения(научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения(использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.) Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;- активные формы обучения- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;- участие в школьных и районных олимпиадах;- проектная деятельность обучающихся;- научно-исследовательская деятельность обучающихся;- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;- создание детских портфолио. Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися: нравственностьмотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися знание психологии одарённых учащихсяэрудированностьзнание всех областей человеческой жизнилюбознательностьпоисковая активностьувлечённость своим деломжелание работать нестандартно И в заключении… Наша вера в возможности одарённого ребёнка — один из важнейших источников его настоящих и будущих успехов. Из позитивного окружения, которое создают ребёнку взрослые, он возьмёт то, что ему необходимо. Список литературы. Безумные грани таланта: энциклопедия патографий / Автор-составитель А.В. Шувалов. – М.: Издательство АСТ: Издательство Астрель: ЛЮКС, 2004.–1222 с.Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. М.; СПб.: АСТ, Сова, 2007.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998.Колмогоров в воспоминаниях / Под ред. А.Н. Ширяева. М.: Наука, 1993.Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы / В.В. Кумарин. М.: Народное образование, 2004.Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности-способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросы теории и практики / Г.Ф. Кумарина. – М.: УМЦ «Перспектива», 2012. – 172 с. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.)Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.Судзуки С. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов / С. Судзуки; пер. с англ. С.Э. Борич. – Минск: Попурри, 2005. – 192 с. Список литературы.  Токарь И.Е. Детская одаренность: психолого-педагогические аспекты изучения проблемы / И.Е. Токарь, Н.Е. Зарубина // Логопед в детском саду. – 2011. – №2. – С. 5 – 14.Токарь И.Е. Одаренные дети: на грани риска / И.Е. Токарь, Н.Е. Зарубина // Коррекционно- развивающее образование. – 2012. – №1. - С. 3 – 10.Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. – СПб.: Речь, 2005. – 104 с.Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы / http://mon.gov.ru/press/news/ 8286/Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.Фримэн Дж. Ваш умный ребёнок / Дж. Фримэн; пер. с англ. И.С. Авериной, Е.С. Беловой, Е.Н . Задориной [и др.]. М.: Семья и школа, 1996.Эфроимсон В.П. Генетика гениальности / В.П. Эфроимсон. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text (оформление слайдов, картинки)