Презентация Одаренность:понятие, виды, признаки, методы диагностики
«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» «Развитие человека - есть развитие его способностей» С.Л.Рубинштейн«Одаренность - есть проявление творческого потенциала человека» А.М.Матюшкин Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов:интеллектуальнаятворческая СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности:музыкальнаяартистическаяматематическаялингвистическаяспортивнаятехническая и т.п. Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.Критерии выявления одаренности: активность, динамичность интеллектуальной деятельности;наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;систематическое самообразование;креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);темпераментные особенности;активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности). Выявление (диагностика одаренности): Тесты интеллекта:Шкала интеллекта Стенфорд-Бине;Тест Р.Кеттела;Прогрессивные матрицы Дж.Равена;Тест Д.Векслера;Тест Р.Амтхауэра;Интеллект тест Слоссона Тесты способностей:Тесты креативности Э.Л.Торренса;Креативные тесты Е.Туник;Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С.Аверина, Е.И.Щебланова;«Шкала детских способностей» Маккарти. Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам;Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;Развитие умений самостоятельно работать;Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов. Рекомендательный список литературы: Книги:Белова Е.С. Одаренность малыша:раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/Е.С.Белова.- М.:Флинта,2001.- 143с.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие/ Н.С.Лейтес.-М.:Академия,2000.- 320с.Савельев А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.:Педагогическое общество России, 1999.- 220с.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/А.В.Хуторской.- М.:ВЛАДОС,2000.-320с. Статьи из периодических изданий:Афанасьева Т. Нестандартные дети/ Т. Афанасьева// Воспитание школьников.- 2001.-№8.-С. 4-10Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева //Одаренный ребенок.-2002.-С. 4-23Богоявленская Д. Б. Природа детской одаренности/Д. Б.Богоявленская// Одаренный ребенок.-2002.-№ 1.-С. 6-13Калипина Г. Шестьдесят тысяч возможностей: Как узнать способности ребенка/Г. Калипина// Первое сентября.- 2002.-28 декабря.-С.7Кулемзина А. Кризисы детской одаренности/ А. Кулемзина// Шольный психолог.- 2002.-С. 4-5Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева// Начальная школа.- 2003.-№ 1.- С. 80-82Лейтес Н. С. Что значит «одаренный ребенок»/ Н. С. Лейтес// Искусство в школе.-2003.- №3.- С.3Одаренные дети в современной школе//Одаренный ребенок.- 2003.-№2.-С.56-75