Конспект урока по русскому языку на тему Лексика. Лексическое значение слова
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова
Предмет Класс 5 Б
Русский язык Тема урока: Лексика. Лексическое значение слова.
Цели урока:формирование представление о способах определения ЛЗ слова; сформировать способность определять ЛЗ слова; развивать умение работать с толковым словарём.
Задачи урока:Образовательные: обучение умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста. Развивающие: развитие воображения и речи учащихся, умения учащихся пользоваться толковым словарём, развитие навыки аргументировано и связно формулировать ответы Воспитывающая: воспитание интерес к родному слову
Планируемые образовательные результаты
Предметные
МетапредметныеЛичностные
Научиться формулировать лексическое значение слова.
Коммуникативные УУД: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные УУД: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные УУД: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, Оборудование
«Толковый словарь» Ожегова;
«Школьный толковый словарь». Учебник Русский язык 5 класс С.И.Львова
Компьютер, мультимедийный проектор.
Основные понятия Слово, лексическое и грамматическое значение слова.
Тип урока Урок изучения нового материала
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учеников Формы организации Формируемые умения (УУД)
1. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Явка:
Вступительное слово учителя:
-"Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне хитро улыбаясь, отвечали: "Столько, сколько звезд на небе!" Это очень неправильный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж и много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении - несравненно больше". Так пишет автор книги "Слово о словах" Лев Успенский.
- Сколько же все-таки слов в нашем языке? В "Словаре современного русского языка" (состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. Но на самом деле их гораздо больше, т. к. в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Фронтальная Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
Регулятивные: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
2.Актуализация и проблемное учебное действие Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Систематизация знаний, письменная работа.
Организуют взаимопроверку на слайде. Ребята, повторим ранее изученный материал.
Словарный диктант по теме: «Правописание
гласных в корне слова»
Взаимопроверка на слайде Выполняют письменную работу, взаимопроверка Фронтальная, индивидуальная Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения.
Коммуникативные: Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3.Целеполагание выхода из затруднений. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Словесно - иллюстративный рассказ. Работа со слайдами презентации. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием лексическое значение слова, научимся пользоваться толковым словарем.
-Замечательный писатель К. Г. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: "Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий" .
-Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, косой, слепой, сильный и др.
-Приведите примеры "хороших слов и названий" для явлений природы, которые упоминает писатель в своем высказывании (Чистый воздух, потоки воздуха, шум леса, плывущие облака, прозрачные воды и т.п.).
-Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Лексика - это словарный состав языка (слайд).
-Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка? С чем это связано?
-Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас - это значит узнавать новые слов. А что такое узнавать новые слова?
-Прочитайте словосочетания (слайд:)
Играть в мяч, играть на скрипке, играть в спектакле, играть в солнечных лучах
-Определите разными способами лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, отвечают на вопросы, под руководством учителя выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы. Фронтальная, индивидуальная, групповая Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
Регулятивные: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Познавательные: Извлекать необходимую информацию из послушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
4.Самостоятельная работа с самопроверкой Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных норах, работа с учебными пособиями, письменная работа. -А как же узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова?
Значение этих слов можно узнать в толковых словарях.
Выставка словарей.
-Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон.)
Работа по слайдам
Строение словарной статьи:
1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы
3.Толкование лексического значения
4. Пример употребления слова в речи.
Работа с учебником
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей. Индивидуальная, групповая
Записывают слова, обозначающие предмет, признак, действия.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющееся.
Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения. Читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные: Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
5. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений . Работа с учебником
Каждому ряду дано слово. Определяют самостоятельно значение слова, проверяют по толковому словарю Индивидуальная, групповая Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.
Регулятивные: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
6. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам -Что нового вы узнали на уроке?
-Какие трудности у вас возникли?
-Как вы их преодолевали? Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Индивидуальная, групповая 7.
Домашнее задание Написать мини-сочинение с заданными словами, выяснив их лексическое значение.