Комплект методических материалов для разработки учебного проекта в соответствии с требованиями ФГОС СПО


государственное профессиональноЕ образовательное учреждение ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«БОЛОХОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬный техникум»
(отделение в г. Киреевск)









Комплекс методических материалов для разработки учебного проекта в соответствии с ФГОС СПО


Киреевск, 2017
РАССМОТРЕНО





На заседании педагогического совета
ГПОУ ТО «БМТ» (отделение в г.Киреевск)
Протокол № _____ от «___» _______201__г.












Автор:
Кузяхметова Елена Евгеньевна, заместитель директора по учебной работе государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Болоховский машиностроительный техникум» (отделение в г. Киреевск)

Аннотация работы:
На современном этапе развития экономики в условиях сосуществования разных профессиональных образовательных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст профессиональных учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
Предлагаемый комплекс методических материалов поможет унифицицировать работу по сопровождению проектной деятельности обучающихся.






СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
4

Введение
6

1. Цель создания комплекса
7

2. Структура и содержание комплекса
7

3. Выводы и обобщения
9

Источники
10

Положение о проектной деятельности обучающихся


Приложения:


№ 1. Что такое учебный проект? (Информация и рекомендации по разработке проекта)


№ 2. Примерная структура проекта (Рекомендации по оформлению проекта)


№ 3. Памятка по созданию учебных проектов


№ 4. Виды исследовательских работ


№ 5. Критерии сформированности навыков проектной деятельности


№ 6. Примерный план индивидуальных консультаций в ходе работы над учебным проектом


№ 7. Карта наблюдения за ходом выполнения учебного проекта (для руководителя проекта)


№ 8. Оценочный лист устного публичного выступления


№ 9. Памятка для общественного эксперта по оценке проектной работы обучающегося


№ 10. Анкета для обучающегося «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом»








Пояснительная записка

На современном этапе развития экономики в условиях сосуществования разных профессиональных образовательных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст профессиональных учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .
По определению Е. С. Полата, метод проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские умения и навыки;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения и навыки.

Прое
·кт (в переводе с латинского projectus) брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
Учебный проект совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов .
Учебный телекоммуникационный проект это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать общие и профессиональные компетентности обучающихся.
Введение

Комплекс оценочных материалов (далее – комплекс) для оценки планируемых результатов освоения программы обучения (ППКРС/ППССЗ) государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Болоховский машиностроительный техникум» (далее – техникум) в форме учебного проекта разработан на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273), ФГОС СПО по направлениям подготовки, учебного плана и нормативно-правовых документов.
При разработке комплекса использованы инструктивно – методические материалы мониторинга оценки качества профессионального образования и диагностические материалы, разработанные в рамках реализации модели образовательной системы профессиональной школы, обеспечивающей современное качество образования на основе государственно – общественного управления реализацией образовательных программ профессионального образования.
Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.
Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать общие и профессиональные компетентности обучающихся.
Проектная деятельность и учебный проект позволяют обучающимся путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель создания комплекса

Цель создания комплекса:
разработка измерительных материалов для планируемых результатов освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций в форме учебного проекта;
разработка методических рекомендаций для участников учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Предлагаемый комплекс методических материалов поможет унифицицировать работу по сопровождению проектной деятельности обучающихся, а объективная оценка деятельности обучающихся даст возможность для дальнейшего развития их творческих способностей и интеллектуального потенциала.



Структура и содержание комплекса

Комплекс оценочных материалов состоит из следующих разделов:

1. Положение о проектной деятельности обучающихся определяет все этапы работы над учебным проектом, при этом обучение навыкам проектной деятельности ведётся на всех уровнях образования. В соответствии с требованиями ФГОС СПО и ППКРС/ППССЗ. Положение содержит:
- Требования к организации работы над учебным проектом,
- Требования к содержанию и направленности учебных проектов обучающихся,
- Требования к оформлению учебного проекта,
- Сроки и этапы выполнения учебных проектов,
- Требования к защите и учебного проекта,
- Критерии оценки учебных проектов.
В Положении представлены и способы представления промежуточных результатов проектной деятельности обучающихся: выступление на студенческих научно – практических конференциях.

2.Карта оценки учебного проекта обучающегося на уровне среднего профессионального образования.
Основным объектом оценки результатов освоения ППКРС/ППССЗ служит сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального учебного проекта. Планируемые результаты обучающихся стали основными критериями в оценке учебного проекта на базовом уровне. Миссия техникума, задачи профессиональной образовательной программы, результаты внутреннего мониторинга качества образования позволяют представить уровень сформированности компетенций. В карте оценки определены умения и навыки проектной деятельности, относящиеся к критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
- сформированность предметных знаний и способов действий,
- сформированность профессиональных компетенций,
- сформированность общих компетенций.
Оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций отражена в количестве баллов, выставленных при защите проекта руководителем учебного проекта и экспертной комиссией. Особое значение при этом имеет развитие личностно – значимых умений и навыков проектной деятельности, приобретённых самостоятельно (без помощи руководителя) в процессе работы над проектом, а также углублённое изучение проблемы и практическая направленность проекта.

3.Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки
Для работы над учебным проектом обучающимся предлагаются следующие инструктивные материалы:
- Форма плана работы над учебным проектом: план составляется обучающимся самостоятельно или с помощью руководителя после утверждения приказом директора темы проекта и назначения руководителя и помогает организовать работу над проектом в течение всего учебного года. Темы проектов помещаются на сайте техникума и на информационных стендах.
- Публичное выступление – испытание для ученика, поэтому в комплекс входят памятка «Как подготовить публичное выступление» и оценочный лист, которые не только помогают обучающемуся подготовиться к защите проекта, но и предварительно оценить свои возможности и внести необходимые коррективы.
- Требования к оформлению индивидуального учебного проекта, образец паспорта проекта и рекомендации к компьютерной презентации служат информативными материалами и материалами для контроля за представлением конечного продукта проектной деятельности, они позволяют объективно оценить сформированность ИКТ- компетенции обучающегося.
- Карта самооценки учебного проекта и анкета «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом разработаны с целью формирования способности обучающихся к объективной оценке продукта собственного труда и своевременной коррекции проекта. Критерии оценки выбраны с учётом имеющегося у обучающегося опыта промежуточной аттестации в форме защиты проекта на уроке. Самооценка развивает критическое мышление, умение самостоятельно мыслить, выбирать правильные пути решения проблемы, осваивать новые способы действий.
- Анкета для обучающихся «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» позволяет ученику выделить те проектные навыки и умения, которые были получены в ходе самостоятельной работы над проектом и увидеть перспективу своего развития.
- Терминологический словарь служит помощником в написании и представлении учебного проекта.

4. Методические материалы для руководителя проекта:
- Карта наблюдения за ходом выполнения индивидуального итогового проекта, которая была предложена в ходе апробации регионального мониторинга качества общего образования;
- Анкета – сопровождение – форма педагогической рефлексии, предлагается руководителю проекта для того, чтобы проанализировать свою деятельность в ходе совместной работы с обучающимся и заполняется после завершения работы;
- Примерный план индивидуальных консультаций помогает руководителю вовремя реагировать на вопросы, возникающие в ходе работы над проектом, и корректировать материал, уже разработанный обучающимся самостоятельно;
- Требования к рецензии на учебный проект. Мнение руководителя проекта, изложенное в рецензии, имеет большое значение для обучающегося и обязательно учитывается экспертами.

5. Инструктивные материалы и методические рекомендации для общественных экспертов.
В оценке результатов обучающихся в форме учебного проекта принимают участие общественные эксперты, входящие в состав комиссии. Для них разработаны и входят в комплекс методические рекомендации, которые включают необходимые понятия и раскрывают сущность критериев оценки учебных проектов обучающихся, а также критериев оценки уровней сформированности навыков проектной деятельности.
По данным методическим рекомендациям с общественными экспертами проводятся консультации, эксперты изучают Положение о проектной деятельности и участвуют в оценке проектов в ходе студенческой научно-практической конференции.
В качестве информационного материала для общественных экспертов предлагаются материалы, раскрывающие смысл понятия «умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности».

6. План контроля заместителя директора по учебной работе за организацией проектной деятельности обучающихся – часть внутреннего мониторинга и входит в план внутритехникумовского контроля. Цель контроля – обеспечение условий для успешной разработки учебного проекта обучающегося и оказание методической помощи руководителю учебного проекта.

Выводы и обобщения

Комплекс позволяет объективно оценить на разных уровнях степень сформированности у обучающихся навыков проектной деятельности, а также способность управлять своей деятельностью, в том числе корректировать и определять новые задачи в соответствии с изменяющейся ситуацией. Материалы комплекса носят аналитический и обучающий характер, т.к. в процессе оценки планируемых результатов освоения ППКРС/ППССЗ и в процессе работы над учебным проектом «само обучение происходит в процессе деятельности».
Такой личностно – деятельностный подход к разработке оценочных материалов обеспечивает возможность сотрудничества обучающихся, руководителей, консультантов проекта. Комплекс обеспечивает участие в процедурах оценки всех субъектов государственно-общественного управления техникумом. Комплекс обеспечивает выполнение требований ФГОС СПО в части системы оценки планируемых результатов основной образовательной программы.

ИСТОЧНИКИ:

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 63 с.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей/ Е. С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 38 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н.Ю.Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 126 с.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая. М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
Учебные проекты: возможности Интернет. Бухаркина М. Ю.// Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.





























РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета
ГПОУ ТО «БМТ» (отделение в г.Киреевск)

Протокол № ____ от «___» _______201__г.


Директор ГПОУ ТО «БМТ»

_____________Е.А.Косинова
«____» ____________201__г.


ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной деятельности обучающихся

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ), федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям (далее - ФГОС СПО), программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), программа подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) и Устава техникума.
1.2.Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная деятельность, объединяющая педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и социальных партнёров.
1.3.Проектная работа представляет собой деятельность, выполняемую обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей (интегрированный проект), способствует повышению качества образования, позволяет использовать полученные знания, освоить различные формы и методы практической работы.
1.4.Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), помогает развитию творческих способностей и логического мышления.
1.5.Включение обучающихся в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования, который обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения ППКРС/ППССЗ.
1.6.В организации и обеспечении проектной деятельности участвуют все педагогические структуры техникума.
1.7.Проект - это форма организации совместной деятельности обучающегося(щихся) и руководителя (преподавателя, родителей, социальных партнёров), направленная на достижение поставленной цели и решение проблемы, значимой для обучающегося, оформленная в виде конечного продукта.

2. Цель и задачи проектной деятельности

2.1.Цель проектной деятельности – создание условий сотрудничества, партнёрства участников образовательного процесса, совместного поиска новых комплексных знаний, овладения умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом; развития творческих способностей, логического мышления и социального взросления.
2.2.Общие задачи:
- укреплять, совершенствовать и творчески развивать сложившуюся в техникуме систему проектной деятельности;
- расширять области тематического исследования в проектной деятельности;
- укреплять престиж участия в проектной деятельности, воспитывать сознательное, ответственное отношение к занятиям в проектно-образовательной сфере;
- расширять границы практического использования проектных работ обучающихся;
- привлекать социальных партнёров по проектной деятельности и укреплять разнообразные взаимополезные контакты.
2.3.Учебные задачи:
- обучать планированию собственной деятельности;
- формировать навык сбора и обработки информации, материалов, в том числе в сети Интернет;
- развивать умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- формировать и развивать умения составлять письменный отчёт о самостоятельной работе над учебным проектом ;
- формировать позитивное отношение к работе, активную жизненную позицию;
- формировать систему межпредметной интеграции и целостной картины мира.
2.4.Воспитательные задачи:
- воспитывать у обучающихся интерес к познанию мира, к углублённому изучению учебных дисциплин междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности;
- мотивировать обучающихся к осознанию значимости выбранной профессии, профессиональной и социальной адаптации;
- формировать единое студенческое научное сообщество со своими традициями.



3. Проект как форма итоговой аттестации обучающихся на уровне среднего профессионального образования

3.1.Учебый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и /или видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
3.2.Учебый проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося.
3.3.Тема учебного проекта должна быть интересна для обучающегося и совпадать с зоной его ближайшего развития.
3.4.Учебый проект может включать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым для её дальнейшего изучения.
3.5.Учебный проект должны иметь практическую направленность и быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
3.6. Учебный проект является основным объектом оценки результатов, полученных обучающимися в ходе освоения образовательных программ по учебным предметам.
3.7. Выполнение учебного проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

4.Требования к организации работы над учебным проектом

4.1.Общее руководство проектной деятельностью обучающихся осуществляют заведующий отделения по учебной работе и заместитель директора по учебной работе.
4.2.Руководителями проектной деятельности обучающихся являются преподаватели, мастера производственного обучения, реализующие ФГОС СПО.
4.3.Руководителем, консультантом учебного проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
4.4.Инициатором в выборе руководителя проекта является обучающийся.
4.5.Руководитель проекта назначается приказом директора.
4.6. Руководители проекта:
- организуют работу обучающегося над учебным проектом,
- представляют заявку на руководство проектной деятельностью обучающегося, план работы для рассмотрения на методическом совете техникума;
- обращаются за консультациями к специалистам по просьбе обучающихся,
- проводят индивидуальные консультации с обучающимися, испытывающими затруднения на разных этапах работы,
- заявляют об участии обучающихся в конкурсах различного уровня.
4.7.Обучающиеся самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет проходить работа над учебным проектом.
4.8.Обучающиеся вместе с руководителем выбирают тему, определяют результат (продукт) работы и её жанровые особенности, планируют деятельность.
4.9.Промежуточная экспертиза проекта осуществляется комиссией методического совета посредством анализа продукта проектной деятельности.
4.10.Сроки защиты учебных проектов утверждаются приказом директора.
4.11.Публичная защита учебных проектов осуществляется в соответствии с регламентом экзаменов по выбору.

5. Требования к содержанию и направленности учебных проектов

5.1. По типу (по доминирующей деятельности) учебные проекты могут быть:
5.1.1. Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
5.1.2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.
5.1.3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
5.1.4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.
5.2. По виду (по предметно-содержательной деятельности) учебные проекты могут быть:
5.2.1. Монопредметный - относится к определённым областям знаний, разрабатывается в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.
5.2.2. Межпредметный (междисциплинарный) проект - относится к определённой области деятельности в рамках нескольких предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности.
5.2.3.Надпредметный проект - на стыке областей знаний и за рамками содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.
5.3. По продолжительности учебные проекты могут быть: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных продолжительностью от месяца и более.
5.4. По количеству участников учебные проекты могут быть: индивидуальные, групповые, коллективные.
5.5.Представление учебных проектов может быть проведено в форме:
- компьютерной презентации с описанием продукта,
- демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО) ,web-сайта или страницы,
- сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения, сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;
- схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе), сборника упражнений, практикума,
- реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.

6.Требования к оформлению учебного проекта

6.1 Учебный проект должен содержать:
- продукт проектной деятельности;
- паспорт проекта объёмом не более 4 машинописных страниц ( формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором выделены:
- титульный лист, где указаны:
- полное наименование образовательной организации,
- название проекта, автор и руководитель проекта, консультант,
- год его выполнения;
- пояснительную записку, в которой указаны:
- цель и задачи проекта;
- краткое описание хода его выполнения и полученных результатов;
- список литературы и материально-технических ресурсов;
6.2.Учебный проект также включает краткий отзыв руководителя проекта (рецензия).
6.3.Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок.
6.4.Все страницы учебного проекта (кроме титульного листа) нумеруются. Ссылки оформляются в соответствии с образцом.
6.5. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится.
6.6.Печатный материал дублируется на диске. Обложка папки – футляра для диска может иметь элементы красочного рекламного оформления и содержать краткую аннотацию.
6.7.Для участия в конкурсах различного уровня руководитель работы организует оформление соответствующей документации, предусмотренной форматом конкурса.

7.Сроки и этапы выполнения учебного проекта

7.1. Сроки подготовки и защиты учебного проекта определяются регламентом и утверждаются приказом директора.
7.2. Регламент работы над проектом:
Этап/срок
Содержание работы
Представление результата


Подготовительный
(сентябрь)

Определение темы, цели и задач индивидуального итогового проекта

Приказ

Список тем проектов



Планирование

(октябрь-ноябрь)

- определение планируемых результатов;
- определение источников информации, способов сбора и анализа;
- определение способа представления результата;
- установление процедур и критериев оценки результатов
- утверждение списков обучающихся и руководителей
План работы над проектом

Списки групп, назначение руководителей

Приказ директора


Работа над проектом

(ноябрь-март)
- выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач;
- подбор инструментария и его применение;
- консультирование;
- подготовка конечного продукта
Выступление руководителей учебных проектов обучающихся на методическом совете, на заседании оргкомитета НОУ


Промежуточная защита.
Коррекция, оценка результата

(март)

- формулировка выводов;
- промежуточная защита (в классе, на студенческой НПК, на конкурсе)

Выступление обучающихся (авторов проектов) на студенческой научно-практической конференции,
конкурсах, в сети Интернет


Рефлексия.
Защита учебного проекта

(апрель-май)
Экспертиза проекта;

Выводы и предложения;

Выявление находок, проблем и поиск направлений развития.
Защита проектов. Определение уровня сформированности планируемых результатов




8.Подведение итогов работы над учебным проектом

8.1. Для защиты учебных проектов в ходе аттестации обучающихся создаётся специальная экспертная комиссия.
8.2.Состав комиссии определяется педагогическим советом (методическими комиссиями, методическим советом) и утверждается приказом директора.
8.3.Учебный проект может быть представлен на студенческой научно-практической конференции, открытых научно-практических конференциях различного уровня.
8.4.Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) размещаются на сайте техникума, могут быть опубликованы в техникумовской газете «Простуда», изданы отдельным сборником и т.д.

9. Требования к защите учебного проекта

9.1.Защита учебного проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутритехникумовского мониторинга образовательных достижений обучающихся.
9.2.Обучающиеся представляют свой проект в качестве экзаменационной работы за одну неделю до защиты для просмотра комиссии.
9.3.Защита проекта производится в сроки, согласно утверждённому директором расписанию.
9.5.Публичная защита учебного проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 16.
9.6.После завершения выступления обучающийся должен ответить на вопросы комиссии (если таковые возникли).
9.7.Публичное представление учебного проекта обучающегося должно содержать:
- обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности,
- цели и задачи проекта и степень их выполнения,
- обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы,
- описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности;
а также учитывается:
- эмоциональное воздействие на слушателей,
- правильность речи, артистичность,
- умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ,
- дизайн проекта.
9.8.Все демонстрационные материалы для защиты учебного проекта должны быть заранее записаны на компьютер, использующийся во время защиты.
9.9.Обучающимся предоставляется возможность по специальному графику апробировать технику и качество записи.

10.Критерии оценки учебных проектов

10.1.Экспертная комиссия оценивает уровень сформированности планируемых результатов обучающихся, продемонстрированный ими в ходе выполнения учебного проекта на основании рассмотрения представленного продукта и рецензии руководителя.
10.2.Учебный проект оценивается по критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении ставить проблему и выбирать адекватные способы её решения, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющийся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
10.3. Оценивание планируемых результатов обучающегося в ходе защиты учебного проекта происходит в соответствии с критериями оценки учебного проекта руководителем проекта и членами экспертной комиссии, которые отображаются в карте оценки.
10.4. Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за проект определяется по количеству баллов, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии.

11.Обязанности и ответственность сторон за нарушение установленных норм

11.1.Руководитель учебного проекта обучающегося работы обязан:
- обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением индивидуального итогового проекта,
- оказывать консультационную поддержку обучающемуся;
- оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите учебного проекта;
- обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в техникуме.
11.2. В случае невыполнения руководителем своих обязанностей, он может быть по решению педагогического совета, с согласия обучающегося и его родителей, заменён другим руководителем.
11.3.Обучающийся обязан:
- соблюдать сроки выполнения учебного проекта;
- соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите;
- представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю для проверки за 2 недели до его защиты.
11.4. В случае невыполнения требований настоящего Положения обучающийся считается не достигшим планируемых результатов освоения ППКРС/ППССЗ.

12. Порядок вступления в силу локального акта

12.1.Настоящее Положение обсуждается и принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора.
12.2.Положение публикуется на сайте техникума и помещается на информационном стенде в течение 3 дней со дня утверждения приказом.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1






Что такое учебный проект?
(Информация и рекомендации по разработке проекта)

Скажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.

Проект – это последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Проект в переводе означает «брошенный вперёд».

Главная цель любого проекта формирование различных ключевых (общих и профессиональных) компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Виды проектов по продолжительности:
- мини-проекты, могут укладываться в один урок или менее;
- кракосрочные требуют 3-4 урока;
- недельные выполняются в группах в ходе проектной недели, выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя;
- долгосрочные (годичные), могут выполняться как в группах, так и индивидуально, выполняется, как правило, во внеурочное время.

Виды проектов по профилю знаний:
- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает преподаватель-предметник, консультантом – преподаватель другой учебной дисциплины.
- межпредметные выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.


Типология учебных проектов:
- практико-ориентированный, нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, района, республики, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;
- исследовательский, по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабараторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.;
- информационный, направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернет. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;
- творческий, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, тетрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.;
- ролевой, разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Виды проектов по количеству участников:
- личностные (индивидуальные);
- парные;
- групповые.

Задачи – это конкретные, поддающиеся измерению шаги по достижению цели. Они определяют ваши действия. При анализе задач важно учитывать:
насколько эти задачи адекватны выбранным для их решения методам;
не потребует ли ваша работа огромных дополнительных затрат (финансовых, временных, интеллектуальных и т.п.);
достаточно ли имеющихся ресурсов для реализации идеи (квалифицированный персонал, время, оборудование и т.п.);
не станет ли предлагаемый проект непосильным бременем для вас?
Существуют ли альтернативные варианты решения данной проблемы?
Задачи проекта всегда связаны с поставленными целями и проблемой, они указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта.
Поставить задачу – значит определить, через какие действия, представленные в разных условиях, можно достичь цели.
условия
задачи

Организационные
Обеспечить организационный комплекс мер, направленных на изменение

Мотивационные
Обеспечить включённость участников в обсуждение, проектирование

Образовательные
Обеспечить организацию и мониторинг результативности

Кадровые и программно-методические
Обеспечить кадровые и программно-методические условия, необходимые для реализации

Материально-технические
Обеспечить условия труда и учёбы, оснащённость помещений

Финансовые
Обеспечить объём финансирования, необходимый для реализации изменений

Правовые
Обеспечить нормативно-правовые обоснования, необходимые для реализации...


Этапы работы над проектом
Поиск темы, возникновение замысла.
Проведение анализа темы (работа с литературой, Интернет-ресурсами).
Выполнение эскизно-проектных работ.
Написание проекта.
Практика выполнения проекта.
Защита проекта.

Критерии оценивания проектной работы
Актуальность.
Соответствие поставленных целей и полученных результатов.
Личные продвижения и приобретение нового опыта в ходе осуществления проекта.
Масштаб проекта (личный вклад, время, затраченное на осуществление работы).
Социальная польза проекта.
Свободное владение материалом и умение отвечать на вопросы, связанные с проектной работой (презентация).
Оформление работы.
Оригинальность
ПРИЛОЖЕНИЕ 2







Примерная структура проекта
(Рекомендации по оформлению проекта)


Примерная структура проекта:
Титульный лист (включает вашу тему, ФИО исполнителя и руководителя, группу и дату).
Актуальность проекта (обоснование необходимости проекта, описание проблемы).
Цели и задачи проекта (раздел включает конкретные цели, которые ставите для решения поставленной проблемы, а также задачи, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
Основное содержание проекта (раздел включает описание путей и методов достижения поставленных целей, описание механизма реализации проекта, какие ресурсы будут использованы, как будет осуществлён отбор участников либо целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус, каким образом будет распространяться информация о проекте и т.д.).
План реализации проекта

№ п/п
задача
мероприятия
сроки
ответственный

-1-
-2-
-3-
-4-
-5-








Ожидаемые результаты и социальный эффект (должна содержаться информация о результатах проекта – по проводимым мероприятиям, степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов).
Перспективы дальнейшего развития проекта (возможности дальнейшего продолжения проекта: расширение территории, контингента участников, организаторов, расширение содержания и т.д.)
8. Приложения (отзывы о проекте, сценарии, тематика по вашему желанию в него могут быть включены свои критерии оценивания вашей работы, иллюстрации и т.д.


ПРИМЕРЫ
Актуальность проекта
В . отмечалось .. При подготовке к этой дате для оформления стендов, грамот, презентаций и т.д. использовалось .. Поэтому возникла необходимость в компьютерном моделировании Для выполнения работы выбор пал на графический редактор Paint: он содержится в пакете операционной системы Windows (доступен), прост в освоении.

Цель проекта
Создать модели средствами графического редактора Paint

Задачи проекта
Разработать набор шаблонов .
Разработать из деталей ..
Разработать модели ..
Объектом моделирования является .., составленный из набора шаблонов. Детали должны быть симметричны.

План реализации проекта

Этап
Названия этапов
Действия
Сроки


Постановка задачи
Выбор темы, уточнение названия, обоснование выбора темы
январь

II.
Разработка модели:
- информационная модель;

- компьютерная модель

- сбор информации: изучить литературу, описывающую правила создания .
- выбор компьютерной программы, изучение возможностей редактора

февраль-март

апрель

III.
Компьютерный эксперимент
Моделирование ..
Разработка шаблонов
Разработка моделей
май-сентябрь

IV.
Анализ результатов
Выяснение практического применения выполненных моделей .., оформление работы, презентация итогов
октябрь


Отчет о проделанной работе
Рекомендация «Шаблон для написания отчёта»:
Введение
Тема моего проекта
Я выбрал(а) эту тему, потому что
Цель моей работы –
Проектным продуктом будет –
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как искал информацию)
Изготовление продукта (что и как делал)
Написание письменной части проекта (как это делал)
Основная часть 
Я начал(а) свою работу с того, что
Потом я приступил(а) к
Я завершил(а) работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что
В ходе работы я принял(а) решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
Заключение 
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что
Если бы я начал(а) работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил(а) проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)
Применение
Изготовленные модели .. можно применять для оформления .., на уроках ., при обучении ...
Изготовленные модели использовались при организации , выставок в техникуме и районе, в грамотах, в презентациях.
Работа над этим проектом побудила желание научиться ., привила мне любовь к ., открыло новое представление о . и т.д.

Список использованной литературы
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 143 с.

Приложения






ПРИЛОЖЕНИЕ 3







Памятка по созданию учебных проектов

Учебный проект – это организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Цели использования учебного проектирования:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использовании знаний на практике;
развивать исследовательские умения;
развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности:
познавательной,
коммуникативной,
просветительской,
преобразовательной,
ценностно-ориентационной.

Учебные проекты могут:
иметь специфические особенности для сфер учебных дисциплин: общеобразовательного цикла, общепрофессионального цикла и профессионального цикла.
иметь междисциплинарные общие черты;
быть управляемыми преподавателем и полностью самостоятельными;
характеризоваться объективной новизной результатов или просто открывать неизвестное только для определенной группы обучающихся;
не ограничиваться рамками учебного процесса, а иметь личностную и социальную перспективу;
быть продуктивными для общества с точки зрения решения его проблем, или подготовки умных молодых людей, воспитания неравнодушных и ищущих, творческих людей.

Учебные проекты чаще всего подразделяют на индивидуальные и групповые, которые имеют ряд своих преимуществ:
Табл. 1.
Индивидуальный проект
Групповой проект

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у обучающегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- обучающийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у обучающегося важнейших общих компетенций (исследовательских, оценочных презентационных) оказывается вполне управляемым процессом.
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь и т.д.;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.


Основные требования к учебному проекту:
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой или лично значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: обучающимся по специальности Технология текстильных изделий, руководство техникума заказывает проектной группе дизайн оформления единой формы для обучающихся.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа обучающихся как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и (или) общественности (или преподавателю, если проект касается учебной дисциплины) готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Табл.2 Этапы работы над проектом:

Проблема проекта
«Почему?»
Актуализация проблемы - мотивация

Цель проекта
«Зачем?» мы делаем проект
Целеполагание

Задачи проекта
«Что?» для этого мы делаем
Постановка задач

Методы и способы
«Как?» мы это можем делать
Выбор способа и методов, планирование

Результат
«Что получится?» каково решение проблемы
Ожидаемый результат


Приведем небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:
- Учебная расширенная презентация определенной темы по учебной дисциплине (например: «Исторический портрет: общественные деятели XIX века»),
- Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: макет оформления актового зала к Новому году, экологический уголок в кабинете),
- Рекламный буклет (например: для профориентационной работы),
- Сценарий телепередачи/радиопередачи (например: «Как питаться, чтобы быть умным и здоровым»),
- Сценарий занятия кружка/факультатива по определенной малоизученной теме,
- Сценарий внеклассного мероприятия (например: «Портрет нашего поколения», телемост «Спортивные достижения городов побратимов»),
- Тематическая экскурсия в краеведческом музее города,
- Анализ данных социологического опроса с выводами,
- Атлас, карта (например: «Экологическая тропа», «Карта наибольших загрязнений мест отдыха», «Карта туристических объектов города»,
- Видеофильм (например: «Моя профессия», «Наши таланты»),
- Тематическая выставка (например: поделки из овощей «Дары осени»),
- Тематическая газета,
- Проект действующей, будущей фирмы (бизнес-план),
- Фантастический проект (например: «Сварочные технологии будущего», «Спортивная площадка техникума», «Ресторан моей мечты»),
- Игра (сценарий общешкольной игры, интеллектуального марафона и т.д.),
- WEB-сайт (техникума, группы, отдельного человека, фирмы, города),
- Коллекция (биологическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков),
- Разработка линии трикотажных изделий (показ собственной линии или показ театрального костюма),
- Модель изобретения, аппарата, математическая модель, компьютерная модель),
- Музыкальное или литературное произведение (собственного сочинения),
- Мультимедийный продукт (например, к интегрированному уроку «Минералы в химии и географии»),
- Оформление кабинета (например, проект стендов),
- Постановка (спектакль, сценарий праздника),
- Прогноз развития ситуации (например, экологической),
- Система самоуправления в техникуме (общественная модель, прогноз),
- Сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.),
- Учебное пособие по определенной теме, циклу уроков (возможно электронное) в помощь преподавателю, в помощь обучающимся,
- Дневник путешествий,
- Словарь, глоссарий (по определенной теме),
- Главы из учебника будущего,
- Экологические программы мониторинга «» объекта,
- Сборник научно-фантастических сочинений,
- Коллекция интересных геометрических фигур.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 4







Виды исследовательских работ

Разработанный еще в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако для внедрения проектной деятельности в практику необходимо четко определить: что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы обучающихся, какова степень участия преподавателя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от индивидуальных особенностей обучающегося.
Среди различных видов самостоятельной работы обучающихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты, учебные исследования. Однако и они являются лишь частью всего проекта.

Доклад – это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему.

Научный доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Требования к докладу:
- отражается новизна и практическая значимость темы;
- раскрывается основное содержание темы;
- обосновываются выводы и предложения (авторские).
Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара и т.д.).

Стендовый доклад. Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.
Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана. В верхней части стенда крепится название работы (840 Ч100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.
Требования к стендовому докладу:
- наглядность, нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы;
- соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1, при этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см;
- оптимальность, количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты;
- популярность, информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада:
цели и задачи работы
описание сделанного в процессе исследования
методы, используемые в ходе исследовательской деятельности
основные результаты и выводы
благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор – краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.
Порядок работы над литературным обзором:
- общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр);
- выделение наиболее важных частей прочитанного;
- составление тезисного плана прочитанного;
- выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные;
- сравнение данной информации с той, которая получена из других источников;
- критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.
Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья – своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой–либо научной проблемы и известных способов её решения.
Структурные компоненты научной статьи:
- описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
- краткие данные о методике исследования;
- анализ собственных научных результатов и их обобщение;
- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
- ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.
Цель научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета:
- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
- значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость;
- характеристика применявшихся методов исследования;
- описание результатов исследования;
- заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;
- выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы. Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.
Этапы работы над рецензией:
Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста
- сбор материала для анализа:
- выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы;
- определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы;
- оценка актуальности затронутой проблемы, видение её в контексте других или всей системы рассуждений;
- оценка композиции исходного текста (реферата);
- оценка стилевого единства изложения;
- написание аналитического текста на основе собранного материала.

Формирование авторского замысла рецензента
- продумывание личностной позиции рецензента: согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы;
- формирование целостной эмоциональной оценки текста рецензентом (что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.).

Выбор композиционного решения рецензии
- три части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них;
- целостность композиции.

Написание рецензии
проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции


Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.п.; 2) доклад на какую – либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.
Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки. Преподаватель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Принципы организации работы над рефератом:
- целесообразно привлекать к такой работе обучающихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением;
- решение о занятии такого рода деятельностью обучающийся должен принимать самостоятельно;
- преподаватель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует обучающегося в процессе работы;
- исследовательская деятельность не должна носить массовый характер;
- приступая к работе обучающийся должен знать точные сроки выполнения реферата ( они зависят от сложности темы );
- обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование;
Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.
Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях.
Структура реферата:
1) Содержание (оглавление с указанием страниц).
2) Введение (объем не должен превышать 1 – 2 страницы).
3) Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность
цели и задачи работы.
4) Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).
5) Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).
6) Основная часть. Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема. Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы). Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).
Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев). Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.
7) Заключение. Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.
Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.). Формулирование своей позиции (обобщение). Обозначение перспектив решения заявленной проблемы (в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).
Объем заключения не должен превышать 1-3 страницы.
8) Список источников. Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.
Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ
Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).
Межстрочный интервал: полуторный.
Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.
Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).
Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.
Выравнивание текста по ширине.
На странице не меньше 40% заполнения.
Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.
В объем работы не входят приложения.

Презентация общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного; нформационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме
Основные принципы разработки учебных презентаций:
1) Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2) Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.
3) Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.
4) Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.
Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5) Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6) Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7) Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.
Этапы создания презентации:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
- Оформление слайдов
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона.
- Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
- Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
- Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.
- Шрифты
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:












Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5








Критерии сформированности навыков проектной деятельности

1.Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем:
работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения;
продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий;
показано умение достигать более глубокого понимания изученного;
работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

2.Сформированность предметных знаний и способов действий:
продемонстрировано понимание содержания выполненной работы;
в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки;
продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности;
ошибки отсутствуют.

3.Регулятивные действия:
продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы;
работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя;
показано умение анализировать и распределять информацию;
при этом проявляются отдельные элементы самооценки самоконтроля обучающегося;
работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все этапы обсуждения и представления;
контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

4.Коммуникативные действия:
продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки презентации;
автор чётко и аргументированно отвечает на вопрос;
тема ясно определена и пояснена;
текст хорошо структурирован, мысли выражены логично и последовательно, аргументы подобраны верно;
проект вызывает интерес с практической точки зрения;
автор свободно отвечает на вопросы.































ПРИЛОЖЕНИЕ 6








Примерный план индивидуальных консультаций в ходе работы над индивидуальным проектом

Ф.И.обучающегося______________________________ Группа ___________

№ п/п
содержание консультации
срок

количество часов


1
Определение темы, списка необходимой литературы, источников информации



2
Составление плана работы над проектом, определение цели и задач



3
Формулировка проблемы и обсуждение способов её разрешения



4
Выбор необходимого инструментария для работы над проектом (материально-технические ресурсы)



5
Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство



6
Создание целостного текста проекта (оформление конечного результата, продукт) и его редактирование



7
Формулировка выводов и обобщений



8
Подготовка к защите проекта. Оформление паспорта и папки



9
Тренировочное публичное выступление. Коррекция



10
Подготовка компьютерной презентации проекта



11
Тренировочное выступление с презентацией




ПРИЛОЖЕНИЕ 7







КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
за ходом выполнения учебного проекта
(для руководителя проекта)

Ф.И.обучающегося______________________________ Группа ___________

Отметьте «+» верное утверждение.

Организационный


________
Тема проекта определена помощью руководителя

0 баллов



________
Тема проекта определена самостоятельно, с опорой на помощь руководителя
1 балл






________
Преобразовывает практическую задачу в познавательную с помощью руководителя
0 баллов



________
Преобразовывает практическую задачу в познавательную с опорой на помощь руководителя
1 балл






________
Формулирует проблему с помощью руководителя
0 баллов



________
Формулирует проблему с опорой на помощь руководителя
1 балл






________
Анализ и поиск проблемы выполнены с помощью руководителя
0 баллов



________
Анализ и поиск проблемы выполнены с опорой на помощь руководителя
1 балл






________
Познавательную цель и задачи формулирует с опорой на помощь руководителя
0 баллов



________
Самостоятельно формулирует познавательную цель и задачи
1 балл





Содержание и направление проекта



________
С помощью руководителя выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности
0 баллов




________
С опорой на руководителя или самостоятельно выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности
1 балл




Самостоятельно работает с текстом



________
Поиск информации с использованием различных источников при непосредственной помощи руководителя
0 баллов




________
Самостоятельно или с опорой на руководителя осуществляет поиск информации с использованием различных источников
1 балл






________
Работает над созданием структурированных текстов непосредственно при помощи руководителя
0 баллов



________
Самостоятельно или с опорой на руководителя создает структурированные тексты
1 балл






________
Выстраивает алгоритм деятельности при помощи руководителя
0 баллов



________
Выстраивает алгоритм деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл






________
Составляет планы, в том числе альтернативные при помощи руководителя
0 баллов



________
Составляет планы, в том числе альтернативные самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл






________
Планирует учебный проект с помощью руководителя
0 баллов



________
Самостоятельно или с опорой на руководителя планирует учебный проект
1 балл






________
Проводит корректировку своей деятельности с помощью руководителя
0 баллов



________
Проводит корректировку своей деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл





Защита проекта



________
Оформляет учебный проект в соответствии с требованиями с помощью руководителя
0 баллов




________
Оформляет учебный проект в соответствии с требованиями самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл








________
Представляет учебный проект в форме устной презентации с использованием объектов наглядности с помощью руководителя. Не умеет аргументировано без помощи руководителя отвечать на вопросы
0 баллов






________
Самостоятельно представляет учебный проект в форме устной презентации с использованием объектов наглядности. Самостоятельно или с опорой на руководителя умеет аргументировано отвечать на вопросы
1 балл






________
Умеет при представлении проекта спорить и отстаивать свою позицию
0 баллов



________
Умеет при представлении проекта спорить и отстаивать свою позицию
1 балл






________
Испытывает трудности для выражения своих чувств, мыслей
0 баллов




________
Владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
1 балл






________
С помощью руководителя строит монологические контекстные высказывания
0 баллов



________
Самостоятельно или с опорой на руководителя строит монологические контекстные высказывания
1 балл






________
С помощью руководителя определяет возможность использования проекта
0 баллов





________
Владеет различными формами монологической и диалогической речи для решения социокультурных задач, конкретное определение возможностей использования результатов проекта
1 балл





Критерии оценки проектной деятельности



________
Осуществляет превентивный контроль по результату и способу действия при помощи руководителя
0 баллов




________
Самостоятельно или с опорой на руководителя осуществляет превентивный контроль по результату и способу действия
1 балл






________
Проводит самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования) при помощи руководителя
0 баллов





________
Самостоятельно или с опорой на руководителя проводит самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования)
1 балл






________
Оценивает и принимает решения, определяющие дальнейшую деятельность при помощи руководителя
0 баллов




________
Оценивает и принимает решения, определяющие дальнейшую деятельность самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл









Общее количество баллов _________________

Повышенный уровень (86-100%) – 19 – 22 балла

Базовый уровень (63-86%) – 19-15 баллов

Низкий уровень (0-63%) – 0-14 баллов

Проблемы, возникшие в процессе выполнения проекта при наблюдении за обучающимся:


__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________













ПРИЛОЖЕНИЕ 8








Оценочный лист устного публичного выступления


Ф.И.обучающегося______________________________ Группа ___________

Задание
Внимательно перечитай текст выступления и оцени его по данным критериям:
критерий

показатели

количество баллов
по каждому критерию
всего

Содержательная сторона выступления

Содержание выступления соответствует теме, целям и задачам проекта
15


30


Приведены необходимые примеры и аргументы
15


Речевое оформление

Изложение текста без чтения по написанному (возможны план или тезисы)
15




35


Структура выступления: вступление, основная часть, заключение
10



Артикуляция, отсутствие ошибок в речи
10


Эффективность выступления
Интерес к выступлению слушателей
10


25


Оригинальность и яркость оформления
10



Соблюдение регламента
5



ИТОГО:






ПРИЛОЖЕНИЕ 9







Памятка для общественного эксперта
по оцениванию проектной работы обучающегося

Уважаемый член экспертной группы! Вы оцениваете индивидуальный проект обучающегося на уровне среднего профессионального образования. Предлагаем Вам изучить принятые в техникуме критерии оценивания проектных работ и учесть очень важные аспекты при выставлении баллов за проект.

Ф.И.обучающегося______________________________ Группа ___________

№ п/п
Критерий
Сущность критерия
(что учитывается)


1
Социальная значимость проекта
- Актуальность проблемы, решаемой в ходе проектной работы.
- Направленность и возможность применения проекта.


2
Формулирование и способы решения проблемы
- Адекватность проекта поставленной проблеме и способам её решения.


3
Глубина и оригинальность решения проблемы

- Логические связи, корректность методов исследования, изученность вопроса, выбор решения проблемы.


4
Оформление проекта

- Оформление проекта


5
Презентация проекта

- Умение говорить чётко, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, продемонстрировать проект.







ПРИЛОЖЕНИЕ 10








Анкета для обучающегося
«Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»

В данной анкете выделите знаком «+» те ответы на вопрос, которые сделали после защиты своего индивидуального итогового проекта на экзамене самостоятельно.

Ф.И.обучающегося______________________________ Группа ___________


Планировать свою деятельность, распределять время.

Организовывать рабочее пространство.

Доделывать всё до конца.

Добывать информацию и отбирать необходимую для работы.

Выделять главное, существенное.

Правильно оформлять проект.

Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования.

Прислушиваться к разным мнениям.

Доказывать свою точку зрения.

Создавать презентацию с различными эффектами (анимация, рисунки, видеоматериалы, интервью).

Другое _______________________________________________



В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

4

Вопросы

3

Заголовок

текст

Заголовок

1.
2.
3.

Название проекта

факт

Рис.

текст

2

1

Спасибо!

Советуем
почитать

Использованная
литература

6

Загадки

1.
2.
3.

5

Презентацию подготовили:


1.
2.
3.

1.
2.

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся

В помощь преподавателям и обучающимся



Заголовок 215